Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида»
Внеурочная деятельность: курс «Разговор о правильном питании»
Тема: Если хочется пить…
Автор-составитель: Кочетова Светлана Андреевна
МБОУ ООШ №34 г. Озёрск, Челябинская область
Цель:
сформировать представление о роли воды для организма человека,
расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.
Задачи:
Познавательные: систематизировать и расширить знания о напитках, их разнообразии, вреде и пользе.
Регулятивные: формировать умения самостоятельной работы;
Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
-выступать перед коллективом;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Личностные: сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитков, помогающие сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни, развивать потребность проявлять заботу о своём здоровье и здоровье окружающих.
Ход занятия
I. Организация урока
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
II. Повторение
– Мы с Вами познакомились со многими секретами правильного питания. Какие два условия нужно выполнять, чтобы правильно питаться? (Умеренность и разнообразие)
Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо»
- Как вы понимаете эти слова?
- Работа в группах
Учащиеся получают карточки красного, на которых записаны первые части пословиц, и карточки синего цвета, на которых записаны концовки пословиц. Надо из карточек красного и синего цвета верно сложить пословицы.
Крепок телом — | богат и делом. |
Здоровье дороже | золота. |
Лук семь | недугов лечит |
Чистота — | половина здоровья |
Быстрого и ловкого | болезнь не догонит. |
Чистая вода — | для хворобы беда. |
III. Сообщение темы, цели
– А хотите узнать, о чём мы будем говорить сегодня?
Прозрачная, питьевая
Ключевая и речная
Ни запаха, ни цвета,
Что за жидкость эта? (Вода)
– Так о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О воде)
- Что бы вы хотели узнать нового о воде?
/ о роли воды для организма человека,
расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков/.
IV. Новое
1. Послушайте одну историю:
- Было это давно. Купец со своими слугами направлялся в далекие страны. У него был караван верблюдов, которые несли тюки, наполненные золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими мехами и тканями. Путь был долгим и трудным. Их окружали горы и пустыни. И нигде не встретилось ни одного озера, родника или колодца. Много дней и ночей шли они. Настал такой день, когда купец все свои богатства готов был променять на…
- Как вы думаете, на что купец готов был променять все свои богатства? (На воду)
- Как думаете, почему?
- Правильно, без воды человек не может жить. Вода- это жизнь. Вода – это самая важная часть в человеческом теле, она помогает человеку сохранять здоровье и дает ему силу. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости (в среднем 2 литра в день).
– А сколько воды в вашем организме? Хотите узнать?
2. - Работа в группах
Свой вес ____________ х 80 : 100 = |
Для этого свой вес умножить на 80, потом полученный результат разделить на 100. (Оказалось в среднем 2 литра в день)
— Организм человека на 70 % состоит из воды. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг больше чем на половину состоит из воды.
Люди в пустыне испытывали жажду, так как если человеку не хватает только 1% воды, он начинает испытывать жажду, ему очень хочется пить.
Если в организм вода вовремя не поступает, то происходит обезвоживание: человек начинает терять сознание, испытывает сухость во рту, перестает ходить в туалет по малой нужде, становиться слабым и у него начинает учащенно биться сердце.
3. - Работа в группах
После какого урока хочется больше пить? | После урока физкультуры |
В какую погоду? | Летом, в жаркую погоду, после того, как хорошо поработал |
Ваш вариант… | |
4. – А где содержится эта вода, которую мы употребляем?
– Часть её поступает в организм с напитками, которые вы выпиваете в течении дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому важно ежедневно есть жидкую пищу – супы, борщи. А питаться в сухомятку очень вредно.
– Перед вами на выставке сосуд.
– Прочитайте что здесь написано. (Сок жизни)
– Красивое название?
– Давайте попробуем.
– Что это? (Вода)
– Какое красивое название дал воде выдающийся учёный, художник, скульптор Леонардо да Винчи.
Надо помнить, что воду нужно пить только кипячёную, очищенную.
Качество питьевой воды можно улучшить в домашних условиях несколькими способами:
А) отстаивание (6-7 часов)
Б) фильтрация (пропустить через любой фильтр): практическая работа
В) кипячение
Г) очищение серебром
Д) очищение активированным углём): практическая работа
V. Физминутка. Упражнение «За водой»
Вода в Индии – очень дорогое удовольствие. Люди ходят за водой, неся наполненные кувшины на голове. Попробуем вместе с ними отправиться к ручью. Дорога будет трудной и узкой. /Учащиеся кладут на голову предмет, имитирующий сосуд с водой, проходят по скакалке, изображающей тропу к ручью/
VI. Беседа
– А вы знаете, что у воды бывает разный вкус?
– Попробуйте и расскажите, что находится в стакане №2. (минеральная вода)
О её целебных свойствах знали ещё в Древней Греции и Риме. В ней много солей и разных активных веществ. Когда минеральная вода прохладная, прекрасно освежает, стимулирует аппетит и даже снимает усталость.
Такую воду получают из природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ.
Он бывает всех цветов
В нём витаминов куча.
Я пить его всегда готов
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный,
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый … (сок)
- Работа в группах
Название ягод, фруктов, овощей | Название сока |
| |
| |
| |
Давайте подумаем, какие напитки могли бы мы предложить купцу и его слугам? /морс, компот, кисель, квас, молоко, кефир, какао /
– А как вы думаете, утоляет ли жажду газированная вода?
С каждым глотком сладкого газированного напитка мы получаем большое количество калорий и вредных организму веществ, которые оставляют остаточную сладость во рту, что вызывает желание ее запивать снова и снова. Результатом употребления газированных напитков часто становится ожирение, аллергия, желчекаменная болезнь, нарушение обмена веществ и проблемы с желудком. Не забывайте о том, что в стакане газировки содержится 4 куска сахара, а содержащаяся в ней ортофосфорная кислота разъедает стенки желудка.
VII Рефлексия
Ответы на вопросы в рабочих тетрадях на стр. 54
Можно ли пить сырую воду?
Можно ли утолить жажду молоком?
Нужно ли пить соки, воду в течение дня?
Хочется ли больше пить во время жары?
Надо ли пить больше жидкости во время болезни?
VIII. Итог
Что нового узнали на этом уроке?
Чем полезнее утолять жажду?
Что означает эта цифра ( 2 )? / Такое количество жидкости употреблять нужно в день
Что обозначают эти цифры? (Человек проживёт без воды – 2–3 дня)
Самооценка: цветовой сигнал
Литература:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 80 с. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 72 с., Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова Здоровьесберегающая деятельность И. «Учитель» Волгоград
1.
Свой вес ____________ х 80 : 100 =
2.
После какого урока хочется больше пить? | |
В какую погоду? | Летом, в жаркую погоду, после того, как хорошо поработал |
Ваш вариант… | |
3.
Название ягод, фруктов, овощей | Название сока |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
4.
Самоанализ
Тема: Если хочется пить…
Класс: 3 «Б»
Учитель: Кочетова Светлана Андреевна
Цель:
сформировать представление о роли воды для организма человека,
расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.
Задачи:
Познавательные: систематизировать и расширить знания о напитках, их разнообразии, вреде и пользе.
Регулятивные: развивать навык самостоятельной работы.
Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
-выступать перед коллективом;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Личностные: сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитков, помогающие сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни, развивать потребность проявлять заботу о своём здоровье и здоровье окружающих.
На занятии использовались методы:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические: схема, работа с текстом, пословицами, ответы на поставленные вопросы, анализ жизненных ситуаций;
по характеру познавательной деятельности:
- исследовательский: разгадывание загадок, постановка проблемы, поиск решения, вывод и обобщения (значение воды в жизни человека, самостоятельный расчет количества жидкости в своем теле). На уроке дети не работали с учебником, т.к. новые знания открыли для себя сами с помощью материала данного для коллективной работы. Самоконтроль: вывод прочитали по учебнику;
3. по степени взаимодействия учитель – учащийся:
-переход от объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному, когда каждый ученик становится активным субъектом учебной деятельности.
-В течение урока велась работа по формированию универсальных учебных действий:
-личностных: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
-регулятивных: принятие и сохранение учебной задачи, выполнение учебных действий по достижению поставленной цели, а также соотнесение полученного результата с поставленной задачей;
-познавательных: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
-коммуникативных: умение выражать свои мысли, управление своим поведением и поведением партнёра, строить совместное взаимодействие для достижения поставленной цели.
Работа с материалом была реализована в виде коллективной, индивидуальной формы работы (контроль умений: проверяют и оценивают ответ, используя сигнальные карточки).
Физкультминутка «За водой» была специально подобраны для данного урока. Она способствовала снижению утомляемости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия и содержанию учебного материала. Учащиеся на уроке были активны, внимательны и работоспособны.
Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми.