СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа "Огонь – друг или враг человека?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огонь… На него можно смотреть часами, заряжаясь философским настроением. Он заставляет задуматься о многих проблемах. Наши древние предки его хранили и оберегали, а он в ответ их согревал и помогал питаться. Видимо, поэтому в древности огонь боготворили.

В современном же мире огонь для человечества не настолько важен. Пищу люди готовят на электрической плите, то же электричество позволяет видеть в темноте и жить в теплых и уютных квартирах.

Тем не менее, и сегодня многие опасаются этой стихии. Боязнь огня заложена практически у всех людей на подсознательном уровне. Но что собой представляет огонь?

Химики говорят, что это окислительная реакция с выделением света и тепла. Историки считают, что это – одна из основополагающих стихий, ведь благодаря огню на Земле существует цивилизация, а мистики его боятся и обожествляют.

Понятие «огонь» овеяно множеством легенд и тайн. И многие об этом знают не понаслышке. Например, историю семьи Ломшаковых в Липецкой области знают многие. Они переехали сюда из Архангельска и некоторое время ютились во времянке: строили новый дом. Но долгожданное новоселье омрачил пожар…

Когда накрывали на стол, спохватились: не хватало стульев. Поэтому пододвинули диван. Но то, что произошло потом, не поддается объяснению: диван ни с того, ни с сего загорелся. Тогда пламя удалось погасить, пострадала только обшивка. Все кто присутствовал на новоселье, уверяют: загорание произошло само собой: никто не курил, поблизости не было источника огня или электропроводки.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа "Огонь – друг или враг человека?"»

Внеурочное занятие «Огонь - друг человека».

Игра - путешествие.


Цель: расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с добрыми и злыми делами огня. Рассказать, что он издавна был другом человека.

  • Закрепить знания о причинах возникновения пожаров.

  • Учить повествовательному рассказыванию, а также описательному по картинке.

  • Развивать речевую активность.

  • Учить осторожному обращению с огнем и электроприборами, с огнем на природе.

  • Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.

  • Учить обучающихся ценить мужество, героизм людей этой профессии.

  • Воспитывать умение слушать товарища, дополнять их ответы.

Ход занятия

Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. А вот огонь человеку друг или враг? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в котором мы поближе познакомимся с огнем, узнаем друг он нам или враг.

Первая Станция отправления.

Наши предки знали немало хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяли огонь в своих пещерах. И он помогал людям выжить, спасал от холода, его использовали в охоте на животных, в борьбе со страшными хищниками, а также для приготовления пищи. Древние люди считали огонь божеством и поклонялись ему.



Проходили века, люди все больше узнавали о свойствах огня. Огонь в человеческом представлении перестал быть божеством, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас и помогает приготовить пищу. В огромных печах на хлебозаводе огонь печет для нас хлеб. Кирпичи для постройки зданий тоже обжигают огнем.



Огонь приводит в движение автомобили и самолеты, вед в моторах, реактивных двигателях, сгорает топливо. А горение - это и есть жизнь огня. Топливо сгорает в топках электростанций, за счет этого они производят электрический ток. Получается, что ток питает утюги, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и другие бытовые приборы. Между прочим, солнце - это тоже огонь, в его огромном раскаленном шаре сгорают газы.



Вторая станция «Историческая».

В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится… (меж двух огней).

Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он…. (не светит и не греет).

Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится… (с огоньком).

Ведущий. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь.

Последний из титанов ослушался воли великого Зевса и совершил страшный грех: он похитил искру огня и в тлеющей тропинке принес её людям.

Зевс произнёс: «Схватите Прометея, отправьте на край земли, наденьте на непокорного тяжёлые цепи. Накрепко приковать к скале!»

Он страдал… Но пощады не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном просил судьбу: чтобы его муки не были напрасными, чтобы человек был свободен и счастлив с божественным огнём!

Третья станция «Загадочная».

Загадки:

1.Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

2.В избе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ-

А тушить не идёт. (Печка)

3.На улице столбом,

В избе скатертью. (Дым)

4.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь. (Огонь)

5.Это тёмно-тёмный дом.

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр. (Спичка)

6.Сидит на крыше

Всех выше

И дымом дышит. (Труба)

7.Схоронилось солнышко

В маковое зернышко.

Пробежит по земле-

Вспыхнет весело во мгле. (Искра)

Четвертая станция «Театральная».

«Огонь - учитель и друг» (урок в первобытной школе)

Старейшина. Дети, будьте готовы к тому, что жизнь человека сурова, полна лишений и постоянных опасностей. Наше спасение в учении у природы: у растений, у воды, у животных, у земли, у огня.

Расскажите, чему вы научились у огня.

Девочка. Моя мама не любит сваливать в кучу орехи или зерно, потому что их могут разбросать или растоптать. Она взяла несколько молодых гибких ветвей деревьев и переплела друг с другом так же, как пряди моих волос заплетает каждое утро. В этом сосуде было удобно сохранять запасы, но в него нельзя было наливать воду. Как-то раз я лепила игрушки из тяжёлой вязкой земли, взрослые её называют глиной. Мама обмазала глиной свой плетёный сосуд и поставила поближе к огню, чтобы он просох. Огонь сжёг прутья, но мама не расстроилась, потому что сосуд из глины стал ещё лучше. Он крепкий и легкий, и мама хранит в нём всё, что нужно.



1-й мальчик. А я хочу рассказать о том, чему научился у огня мой старший брат. Все знают, что он лучший охотник, быстрый и сильный, но иногда добыча ускользала и от него. Однажды он развёл большой костёр и уснул возле него. А когда проснулся, увидел, как в огне какой-то камень раскалился, будто уголь, и вдруг потёк. Из него вытек огненный ручеек, потом застыл и превратился в тяжелую тёмную полосу. Брат попробовал сломать её, но она не поддавалась. А вот под каменным молотком полоса плющилась и меняла форму. Брат стал плавить в огне камни, которые ему встречались. «Растаявшими» камнями он заполнял углубления в земле в форме топоров и наконечников для стрел. Оружие получилось прочнее каменного.



2-й мальчик. Мой брат не хуже твоего. Он лучший рыболов. Он ловил рыбу с плота, когда увидел дерево с выжженной молнией серединой. У дерева осталась от ствола только полая колода с загнутыми краями. Она держалась на воде и не тонула. Брат сел в неё и стал разгребать воду руками. Колода поплыла туда, куда было нужно. Улов в этот день был особенно хорош.

Старейшина. Вот видите, дети, как много может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.

Ведущий (обращаясь к зрителям). Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сценке? (Гончарное ремесло, обработка металла, изготовление лодок - кораблестроение).

Пятая станция «Художественная».

Выполнить рисунок на тему «Положительная роль огня в жизни людей». (Обсуждение работ).


Шестая станция “Нартская”



Старейшина:

-А кто такие нарты? ( ответы учащихся)

Старейшина:

-Что такое слово "нарт"?( ответы учащихся)

Старейшина:

Что такое слово "нарт"? Нарт есть соединение двух слов: "нæ арт" - "наш огонь" или "наша присяга". Если принять во внимание, что самая сильная клятва осетина есть клятва именем покойника "нæ фыдыстӕн, нӕ мадыстӕн" (клянусь отцом, клянусь матерью), то можно объяснить, что нарты адӕм - это предки, которыми стали клясться позднейшие осетины. Есть другое толкование тому же слову "нӕ арт" (наш огонь, очаг) - место, откуда разбрелись некогда цельный народ - осетины. 












Седьмая станция

Рефлексия.

Викторина.

1.Как называется пища огня? (топливо)

2.Какой вид топлива самый распространенный и древний? (Дрова)

3.Огонь - наш друг или враг?

4.Почему в древности люди поклонялись огню как божеству?

5.Как использовали огонь наши предки?

6. Что такое слово "нарт"?

7.Как сегодня работает огонь, и как он помогает людям?

Дети рассказывают о добрых делах огня, сопровождая показом иллюстраций.

Дети:

  • огонь обогревает наши дома;

  • зажигает в наших домах лампочки;

  • помогает приготовить пищу;

  • огонь печет хлеб;

  • варит сталь;

  • "? Нарт есть соединение двух слов: "нæ арт" - "наш огонь" или "наша присяга". Если принять во внимание, что

  • строит дома;

запускает корабли в космос.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!