Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Армянский колледж химической промышленности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» «КОНКУРС «БУКЕТ ВКУСНЫХ СЛОВ»
Разработчик: Петрунина А.Е., преподаватель русского языка и литературы.
Армянск, 2017 г. Методическое обоснование Внеурочное мероприятие «Конкурс «Букет вкусных слов» проводится в рамках декады русского языка и литературы. Принимают участие в конкурсе студенты 1 и 2 курсов, профессия «Повар, кондитер». Студенты 2 курса пробуют себя в роли участников, студенты 1 курса – болельщики. Данное мероприятие строится на определенных принципах:
- принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основа для внеурочной работы – это знания, полученные обучающимися на уроках русского языка. Это позволяет развивать коммуникативные и языковые компетенции студентов – умение работать в команде, использовать подходящие для определенной ситуации языковые средства, использование приобретенных знаний и умений на метапредметном уровне.
принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Содержание внеурочной работы имеет профессиональную направленность и будет интересно всем студентам. Задания по сложности варьируются – есть и легкие, и требующие времени на размышления.
принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной работе. Конкурс сопровождается красочной презентацией. Задания интересны и познавательны, темы чередуются, а один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной, менее утомляемой, создаёт благоприятные возможности для развития личности студента.
принцип разнообразия, который заключается в большом спектре различных заданий, включающих в себя вопросы по орфоэпии, лексикологии и фразеологии, орфографии, морфологии.
принцип добровольности и доброжелательности. Студенты участвуют в мероприятии добровольно, а атмосфера во время проведения мероприятия– доброжелательная.
Цели:
расширение, углубление и дополнение языковых знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися на уроке русского языка; работа с профессиональной лексикой;
повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы, а также дисциплин профессиональной направленности («Повар, кондитер»);
развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов;
развитие умения работать в команде, умения выступления перед аудиторией;
развитие культуры речи;
воспитание уважения к русскому языку;
воспитание у студентов веры в свои силы, в возможность преодолеть трудности в учебе, в том числе и по русскому языку.
Материальное оснащение:
ПК, проектор, экран, презентация «Конкурс «Букет вкусных слов», карточки с заданием 5 «Лепестки слов» (приложение 1), набор пронумерованных фишек для каждой команды (в 2 экземплярах), список ингредиентов (приложение 2), карточки с «вкусными словами», выполненные в форме цветов (в 2 экземплярах), магнитная доска, магниты, 2 спички для определения очередности, грамота победителям, призы для участников, болельщиков.
Предварительная подготовка:
Необходимо создать 2 команды по 5 человек в каждой. Студенты каждой команды должны выбрать капитана, придумать и создать свою эмблему. Капитан должен подготовить речь-приветствие.
Для удобства проведения мероприятия можно найти помощника, который будет раздавать фишки болельщикам, а также крепить к магнитной доске карточки с «вкусными словами».
Участники:
Основа игры:
Ход проведения мероприятия
Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки. Приветствие (Слайд 1).
Проведение мероприятия.
Объяснение правил, представление жюри.
Преподаватель. Здравствуйте! Сегодня вы присутствуете на конкурсе, в котором принимают участие 2 команды. Правила очень просты (Слайд 2).
Каждая команда выбирает капитана, название. Вытягиваем спички.
Команды отвечают на вопрос по очереди.
Ход переходит от одной команды к другой. Если команда не может дать ответ, ход передается другой команде.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой. Пронумерованные фишки в конце конкурса обмениваются на ингредиенты из списка. Из полученных «вкусных слов» нужно будет составить несколько блюд – своеобразный «букет».
В конце мероприятия жюри определяет команда-победитель.
Представление жюри.
Проведение игры.
Задание 1. «Представьтесь!» (Слайд 3).
Для того, чтобы вас оценили по достоинству, всегда важно уметь правильно и красиво представиться. Скромно, но с блеском. Особенно важно умение презентовать себя для повара. Ведь даже самое простое блюдо можно подать интересно и заработать дополнительные «очки».
Жюри оценивает каждую команду: само представление, правильность речи капитана, внешний вид команды, наличие эмблемы. Победившая команда вытягивает фишку, называет номер.
Задание 2.«Разминка» (Слайды 4-14).
За 1 правильный ответ – 1 фишка.
1. Правильно расставьте ударения в словах. Отвечают по очереди все члены команды.
щавель (щавЕль)
торты (тОрты)
сливовый (слИвовый)
творог (творОг)
кухонный (кУхонный).
Студенты вытягивают столько фишек, сколько дано правильных ответов. Максимум – 5.
2. Правильно расставьте ударения в словах.Отвечают по очереди все члены команды.
черпать (чЕрпать)
свекла (свЁкла)
откупорить (откУпорить)
грушевый (грУшевый)
оптовый (оптОвый)
Студенты вытягивают столько фишек, сколько дано правильных ответов. Максимум – 5.
3. Что означает выражение «профессор кислых щей»? (Ответ: незадачливый, плохой мастер).
4. Выражение «пальчики оближешь» означает ?..(Ответ: очень вкусно).
5. Как называют чистый вес продукта?(Ответ: нетто).
6. Калорийность – это … (Ответ: энергетическая ценность пищи).
Задание 3. «Что это?». (Слайды 15-27).
За 1 правильный ответ – 1 фишка.
Это название и рамки для картины, и французского хлеба, и форма огранки драгоценных камней (Ответ: багет).
Это и дипломатический ранг, и способ приготовления сельди (Ответ: посол).
Это и растение, и оружие (Ответ: лук).
Это и однородная кашицеобразная масса, и макаронные изделия (Ответ: паста).
Это и двойная возможность нанесения удара в шахматах, и столовый прибор, и разделение одной дороги на несколько (Ответ: вилка).
Это и прибор для измерения массы, и знак зодиака (Ответ: весы).
Задание 4. «Слова профессионалов». Объясните лексическое значение представленных ниже слов. (Слайды 28-40).
За 1 правильный ответ – 1 фишка. Максимум за 1 правильный ответ (2 слова) – 2 фишки.
Слова даются попарно.
Шпиговать (Ответ: вставлять кусочки сала в мясо, чтобы мясо не стало сухим во время жарки).
Майоран (Ответ: многолетнее травянистое растение, которое используют в кулинарных целях в качестве ароматной приправы).
Колеровать (Ответ: придавать продукту цвет, от золотистого до темно-коричневого оттенка).
Маскарпоне (Ответ: незрелый итальянский сыр. Часто заменяют обычным творогом).
Бланшировать (Ответ: быстрое обваривание или ошпаривание любого пищевого продукта: мяса, рыбы, овощей, фруктов или погружение их ненадолго в кипяток (до 1 минуты)).
Чеддер (Ответ: вид твердого сыра, назван по имени английской деревни, где впервые его начали производить).
Штрудель (Ответ: австрийский десерт, рулет из тонкого бездрожжевого вытяжного теста с яблочной или вишневой начинкой).
Руккола (Ответ: однолетнее растение, обладает богатым, острым вкусом. В основном используют в салатах, а также как овощную добавку к мясным блюдам и пастам).
Задание 5. «Лепестки слов». Каждой команде выдается карточка с заданием. Время – 4 минуты. Одно полностью правильно выполненное задание оценивается 3 фишками и ниже. 2 балла –2-3 фишки, 1 фишка – правильно сделана половина слов, 0 – если задание выполнено правильно меньше, чем наполовину. (Слайды 41-43).
Укажите род существительных.
Харчо – средний род
Салями – женский род
Авокадо – средний род
Кофе – мужской род
Пралине – средний род
Тофу – мужской род
Курабье – средний род
Вставьте буквы.
Спагет...и, лат..е, э…спрес..о, б…фстрогано…, к…тлета по…киевски, п…л…мени, …пельсин, кар…и, б…сквит, маф..ин, рас…тегай, кеш…ю, т…рам…су, рас…ольник, в…негре…, ч…буреки.
Задание зрителям.
Копченая свинина, важнейший компонент яичницы по-английски. (Ответ: бекон).
Овощ, имеющий два названия. (Ответ: томат, помидор).
Повар на корабле – это ?.. (Ответ: кок).
«Одежда” варёной картошки? (Ответ: мундир).
О какой приправе, которая с древнейших времён ценилось очень высоко, можно сказать следующее: способствует удержанию воды в организме, служит материалом для образования в желудке соляной кислоты, благодаря чему пища лучше переваривается, а вредные микробы погибают. А так как она часто оказывалась недоступной для народа, возникали народные бунты. Что это за приправа? (Ответ: поваренная соль).
Фрукт, которым отравили сказочную царевну (Ответ: яблоко).
Пища, спустившаяся с небес (Ответ: манна).
Не красна изба углами, а красна … (Ответ: пирогами).
Бублик в миниатюре – это? (Ответ: баранка).
Какую рыбу называют зеркальной? (Ответ: карп).
Проверка задания 5. «Лепестки слов».
Задание 6. «Из истории вкусных слов». (Слайды 44-52).
За 1 правильный ответ – 1 фишка.
С итальянского языка это слово переводится на русский как "золотое яблоко", с французского – «любовное яблоко». Этот овощ пришел к нам из Южной Америки от ацтеков, но в России стал известен только в 18 веке. Изначально его выращивали как декоративное растение, а его плоды считались ядовитыми. Французы выращивали рядом с беседками, а англичане высаживали … в оранжереях (Ответ: томат).
Этот десерт был известен в Древнем Китае более 4000 лет назад. Позднее это лакомство было доступно только императорским семьям, за рецепт могли убить. Сейчас оно доступно каждому. В мире существует более 700 вкусов. Самый распространенный – ванильный, экзотические – со вкусом тунца, спагетти, пива или перца чили (Ответ: мороженое).
Давным-давно в горной местности Эфиопии – Каффе – жил молодой пастух по имени Калдим. Однажды, перегоняя своих коз по склонам гор, юноша заметил, что его подопечные с удовольствием поедают ягоды дикого кустарника и после такой трапезы проявляют несвойственную им прыть: резвятся с утроенной силой, весело скачут до самого вечера и блеют по ночам. Пастух решил и сам попробовать плоды неизвестного дерева. Из красных ягод он приготовил отвар и, выпив его, заметил, что усталость прошла, а настроение поднялось. О чем идет речь? (Ответ: кофе).
Это прародительница овощных культур на Руси. До 19 века она была распространена по всему миру так же, как картофель (Ответ: репа).
Задание 7. «Букет вкусных слов» (Слайды 53-54).
Помощник помогает обменивать фишки на ингредиенты согласно списку. Из полученных ингредиентов команды должны составить как можно большее количество блюд. 1 ингредиент можно использовать в приготовлении только 1 блюда. Карточки с «вкусными словами» крепятся на магнитную доску.
Время – 5 минут.
Задание зрителям.
1.Назовите, какими качествами должен обладать повар? (Аккуратность, чистоплотность, трудолюбие…).
2. Какие еще специальные «кулинарные» слова вы знаете? (Пассеровать, шинковать…)
3. У каждой страны есть свои традиционные блюда. У России это… (щи, каши, кисель, пирожки, уха, окрошка…), у Японии - … (суши, рисовая лапша…), у США - … (гамбургер, стейк, картошка фри, запеченная индейка с яблоками, пончики…), Англия славится … (овсянкой, яичницей с беконом, бобами и сосисками, пудингами, пастушьим пирогом… ), Италия - …
Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 55).
Вручение грамоты победителям, призов (Слайды 56-57).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.Укажите род существительных. Харчо – Салями – Авокадо – Кофе – Пралине – Тофу – Курабье – 2. Вставьте буквы. Спагет...и, лат..е, э…спрес..о, б…фстрогано…, к…тлета по…киевски, п…л…мени, …пельсин, кар…и, б…сквит, маф..ин, рас…тегай, кеш…ю, т…рам…су, рас…ольник, в…негре…, ч…буреки. |
1.Укажите род существительных. Харчо – Салями – Авокадо – Кофе – Пралине – Тофу – Курабье – 2. Вставьте буквы. Спагет...и, лат..е, э…спрес..о, б…фстрогано…, к…тлета по…киевски, п…л…мени, …пельсин, кар…и, б…сквит, маф..ин, рас…тегай, кеш…ю, т…рам…су, рас…ольник, в…негре…, ч…буреки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список ингредиентов
1 | 41 | Сахар |
2 | 42 | Молоко пастеризованное коровье, 2,5% жирности |
3 | 43 | Яйца куриные отборные |
4 | 44 | Картофель |
5 | 45 | Мука пшеничная, высший сорт |
6 | 46 | Морковь |
7 | 47 | Лук репчатый |
8 | 48 | Крупа рисовая |
9 | 49 | Чеснок |
10 | 50 | Яблоки |
11 | 51 | Сыр плавленый «Дружба» |
12 | 52 | Макароны спагетти |
13 | 53 | Сметана |
14 | 54 | Курица (тушка) |
15 | 55 | Филе куриное |
16 | 56 | Вырезка говяжья |
17 | 57 | Вырезка свиная |
18 | 58 | Филе лосося |
19 | 59 | Карп |
20 | 60 | Консервированный горошек |
21 | 61 | Горбуша без головы, выпотрошенная |
22 | 62 | Хек |
23 | 63 | Ягоды замороженные (вишня, клубника, чёрная смородина) |
24 | 64 | Грибы белые |
25 | 65 | Разрыхлитель теста, ванилин |
26 | 66 | Горчица |
27 | 67 | Шоколад горький |
28 | 68 | Фарш свино-говяжий |
29 | 69 | Маргарин Сливочный |
30 | 70 | Оливковое масло |
31 | 71 | Крупа гречневая |
32 | 72 | Сыр твердый «Российский» |
33 | 73 | Масло сливочное «Крестьянское» |
34 | 74 | Томатная паста |
35 | 75 | Помидоры |
36 | 76 | Огурцы |
37 | 77 | Зелень (укроп, петрушка, зеленый лук) |
38 | 78 | Мёд |
39 | 79 | Уксус 9%, сода |
40 | 80 | Дрожжи сухие |