УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БИОЛОГИИ
Приведем схему урока-конференции по теме Многообразие рыб, их значение и охрана.
Цель урока: показать многообразие рыб, их черты приспособленности в различных условиях водной среды, значении в природе, жизни человека, их охрана.
Оборудование: зоогеографическая карта, таблицы, выставка книг по теме, раздаточный материал с изображением рыб Тамбовской области.
В ходе подготовки к конференции распределяются роли : ведущего: секретаря: корреспондентов, ученых – ихтиологов, географ, эколог, палеонтолог, ботаник, художник, поэт.
Очень многие ребята готовятся к уроку с интересом, тем более, что есть возможность сыграть роли взрослых людей, включиться в обсуждение важных и актуальных вопросов.
Ведущий объявляет тему урока и сообщает о том, что рыбы для многих стран мира продукт «номер один». Она является важным источником белка для человека. Каких только рыб нет! Они очень разнообразны. (Вниманию учащихся предлагается раздаточный материал с изображением рыб, таблицы и т. д. )., значение рыб и что может сделать человек для увеличения ее количества.
Слово предоставляется ученому – географу. Он сообщает, что мировой океан занимает 71 процент всей поверхности. во всех морях и океанах водится очень много рыбы, которая постоянно мигрирует (показывает миграцию на зоогеографической карте). миграция рыб, как и перелет у птиц. представляет величественное по красоте явление. Вот, например, речной уровень. Сколько загадочного, подчас трудно объяснимого в его поведении. Угорь живет в реках Европейского побережья Атлантического океана, но встречается в Белом море, озерах Карелии, в Волге, а также в Чудском озере и т.д. Итак, для распространения рыбы нет границы и поэтому экономические проблемы, необходимо решать руководителям всех государств вместе, сообща.
Затем учитель – ведущий обращает внимание учащихся на доску, где изображены систематические категории: тип хордовые. класс рыбы, отряды-акулы, скаты, осетровые, карпообразные, сельдеобразные, кистеперые.
Слово предоставляется поочередно ученых-ихтиологам, которые рассказывают о каждом отряде класса рыб, а затем идет обсуждение каждого отряда, в котором принимают участие все желающие участие. Поэт читает стихи.
Слово ботанику. Он рассказал о том, как питаются рыбы, какие у них в процессе жизнедеятельности выработались приспособлениями к добыванию пищи. Подробно останавливаемся на растительном подводном мире, его значении для питания и дыхания рыб.
Эколог раскрывает проблемы сохранения и увеличения растительного богатства рек и морей в современных условиях, делая акцент на краеведение.
Затем слово палеонтологу. Эволюция на класс рыб не остановилась. Среди них в свое время появились виды, которые дали начало новому классу земноводных. Это кистеперые рыбы, которые сохранились в настоящее время (рассказ об истории обнаружения кистеперых рыб, особенностях их строения и выводах).
Журналист зачитывает из газет и журналов, которые сообщали о кистеперых рыбах. Художник в это время на доске делает эскиз латимерии.
ведущий делает обобщение, коротко рассказывает о рыбах тамбовских рек, подлежащих охране. Затем все учащиеся на карточках выполняют задание:
Виды рыб реки Вороны | Способ их размножения | Виды, подлежащие охране |
| | |
| | |