СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие на развитие слуховой памяти "Ушки на макушке"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия направлена на развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих заданий.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на развитие слуховой памяти "Ушки на макушке"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новосилишинская средняя общеобразовательная школа









Технологическая карта занятия

по внеурочной деятельности «Эрудит»

Тема: «Ушки на макушке»

(Тренировка слуховой памяти)





Мамаева Евгения Владимировна

учитель I квалификационной категории



февраль

2016-2017 учебный год

Технологическая карта занятия

Тема

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания

Цель

Развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих заданий.

Задачи

1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Формируемые УУД


Личностные:

  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  2. Проговаривать последовательность действий.

  3. Учиться высказывать своё предположение (версию).

  4. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  1.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  

  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.














Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Самоопределение к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

5 мин

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.


Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Вспоминаю этапы по порядку и вывешивают их на доске.

Слайд 2

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


-И так, ребята, сегодня мы с вами работаем по нашему обычному плану, но к сожалению я не успела разместить его на доске вы мне поможете?

(на парте разложены названия этапов занятия «Мозговая гимнастика», «Разминка», «Беседа», «Тренировка», «Весёлая переменка», «Ходячая энциклопедия», «Задача Пети Рассуждайкина» , «Подведём итоги». Итак, план работы вы составили, обратите внимание на графики на ваших партах, здесь в течение занятия вы будите отражать уровень своего познания, своего интереса, и активности. Точка от которой вы буде рисовать график у вас отмечена. Если всё получилось на данном этапе занятия график рисуем вверх, получилось но не всё прямо, если совсем ничего не получилось, не интересно, нового не узнали - вниз. Друг от друга отделяйте этапы жирными точками.




II.  «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Цель: выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

Показывает упражнения.


Выполняют упражнения

Слайд 3.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

III.Разминка(3-5 минут)

Цель: Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона

Организуют самостоятельную работу

Работа в тетради

Отвечают на вопросы



Хорошо, давайте посмотрим помогла ли вам мозговая гимнастика?

«Разминка»

    1. Кто спит под своими ушами?(заяц)

    2. У кого ухо на ноге?(кузнечик)

    3. Кого никто не видит, а всякий слышит? (эхо)

    4. У какой кисочки на ушах кисточки?(рысь)

    5. Сиди на окошке, хвост как у кошки, нос как у кошки, уши как у кошки, а не кошка. (кот)

    6. На какой вопрос нельзя правдиво ответить «Нет»? (Ты меня слышишь?)

- Кто смог ответить на все вопросы? А у кого возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь. Отметьте пожалуйста результат на своём графике.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: 

оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение.


Вводная беседа

10 мин



Ребята, теперь давайте побеседуем.

Посмотрите на тему нашего занятия. Что означает это выражение? «держать ушки на макушке» быть осмотрительным, быть начеку. Ушки на макушке держать, нужно кому? Конечно и животным и птицам, чтобы выжить им всегда необходимо быть начеку, и нам не стоит забывать, что они нуждаются в нашей заботе и охране, не зря этот год В.Путин объявил годом Экологии. А что такое экология?

Вот и вам сегодня нужно держать ушки на макушке в течении всего занятия, чтобы успешно справиться с заданиями.

Посмотрите друг на друга, на ваши ушки, одинаковые они? А у животных? Как вы думаете какое животное на земле самое ушастое? Длинноухий тушканчик- длина его ушей составляет 5 см и это больше половины всего зверька, а всё потому, что они живут в пустыне и охотятся только ночью по слуху. А вот слонам уши нужны в качестве веера, а слушает он ногами, улавливая колебания почвы. Летучие мыши и летучие собаки «видят» ушами. Все рукокрылые посылают и принимают ультрозвуковые сигналы, которые человек не слышит. Лисичка финёк, живёт в Северной Африке – слышит малейшие шорохи даже под толстым слоем песка Я думаю у всех есть кошки, понаблюдайте за ними, если у кошки уши мелко подёргиваются значит она нервничает, хоть и сидит спокойно. Если на неё кто нападёт она плотно прижимает уши к голове, чтобы в драке их поранили. А если сама нападает, то уши опускает горизонтально и в стороны, образуя треугольник. Так что в течении всего занятия держите ушки на макушке!

Итак, отметили на графике ваш уровень активности, познания, интереса.


IV.Тренировка слуховой памяти(10 минут)

Цель: развитие слуховой памяти, углубление знаний детей

Задает вопросы

Отвечают на вопросы


Регулятивные УУД:

 

Проговаривать последовательность действий.


Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор  информации.


Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.





Ученики слушают внимательно и записывают вторую букву каждого слова.


Задание №1. «Закодированное слово». Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов. Ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить ее. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например, школа, роза, иней, флаг, торт, - шрифт. А теперь работаете самостоятельно:

- павлин ,облако, кувшин, осёл, ромашка, медведь, икра, пила, торт, иней, цапля.

- Какие слова у вас получились? Кто смог отгадать все слова? А у кого были затруднения?

ПОКОРМИ ПТИЦ

Ребята, а вы подкармливаете зимой птиц?

Учитель проводит инструкцию

Ученики слушают внимательно и записывают слова.




Отвечают на вопрос

- Переходим к следующему заданию.

Задание №2 Прослушайте слова: ДРУГ, ВОКЗАЛ, ГЕРОЙ, СНЕГ, СПОРТ, МИГ. (интервал 2 секунды). Запишите все слова, в которых есть буква «Г». ( Друг, герой, снег, миг)


Задание №3 Здесь спрятались названия двух летунов. Один наш мучитель, другая белогрудая красавица. Отделите их друг от друга.

ЛКАОСМАТОЧРКА

- Молодцы!

- Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (слуховую)

Отметили на графиках свои успехи, у кого может не всё получилось.

V.  Физминутка. Цель: Профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка

Включает видеозапись физминутки

Ребята выполняют движения повторяя за видеозаписью

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Встали. Закончите верно фразу и изобразите животное:

В тёплой лужице своей громко квакал….изобразите.

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый……

Все преграды одолев бьёт копытом верный ….

Отметьте на графике


VI. Логическо-поисковые задания (10 минут)

Цель: Развитие гибкости мышления


Самостоятельное выполнение работы

Итак, приступаем к следующему этапу «Ходячая энциклопедия» (раздать таблички) Верите или нет.

-Что название птицы «павлин» произошло от французского слова «павильон»? Да, в переводе на русский, оно означает шатёр. Птица получила название благодаря форме распущенного хвоста

-что в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа? (невероятно, но факт)

-что у некоторых пицц есть зубы? (нет)

-что соловьи учатся пению друг у друга? (да)

-что у совы одно ухо больше другого? (да)

-что совы днём не видят?(нет. Они видят и днём не хуже, чем ночью. Но предпочитает охотиться ночью)

-что вылупившийся из яйца кукушонок выкидывает

из гнезда другие яйца.(да)

кто правильно справился со всеми заданиями?

У кого не много ошибок?

Отметьте свои результаты на графиках

О ком были наши вопросы в энциклопедии?


Вот и задача от Пети Рассуждайкина тоже о птицах. Сейчас уже трудно представить нашу жизнь без мобильных телефонов. Они заполонили весь мир, и это привело к неожиданным последствиям для окружающей среды. Орнитологи сообщают, что местные птицы своими криками начали подражать…звонкам мобильных телефонов. Как вы думаете, какие птицы, в многочисленном количестве проживающие в России, занимают первое место среди пародистов?

Я сделаю вам подсказку, включу голоса птиц, все они водятся в нашей местности, вы послушайте, определите что за птица и способен ли её голос подражать телефону? Да, ребята оказывается пародисты – это скворцы.

Не забудьте про график


Познавательные УУД:


Добывать новые знания: 

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.


Перерабатывать полученную информацию: 

делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.


Контроль детей

Выполняют работу. АУДИОТЕСТ

Подведём конечно же итог. Какую память мы сегодня с вами тренировали? (слуховую) А для чего её нужно тренировать? Сейчас мы проведём с вами аудио тест, я включу вам 15 различных звуков, вы их внимательно слушаете, затем по моей команде записываете, что же вы услышали например: лай собаки, или стук молотка, записывайте одним словом например: собака, молоток….и т.д Приступаем, держите ушки на макушке!

Сколько баллов вы набрали, посчитайте, каждое правильное слово – 1 балл.

13-15 слов высокий уровень слуховой памяти.

10-12 слов- средний уровень слуховой памяти

Менее 10 слов низкий уровень. Запишите свой балл в лист графиков и разместите на доске свои результаты.

Ребята, исходя из того сколько баллов вы набрали какой вывод можно сделать? ( память нужно тренировать как слуховую, так и зрительную). А для того чтобы и дома вы могли лёжа на диване тренировать свою память я даю вам вот такие памятки – рекомендации.


  VII. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Подведение итогов

Самооценка

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями по плану, сделали для себя определённые выводы. С каким всё же настроением вы уйдёте с сегодня с занятия, я включу вам две мелодии: первая соответствует синей ноте, а вторая оранжевой, выберите ту, которая соответствует вашему настроению и приклейте к своим графикам. Всем спасибо!

Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!