СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Памятники древнего наскального искусства на Амуре (Петроглифы Скачи-Аляна)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие факультатива "Край, в котором я живу" построено в форме виртуальной экскурсии

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Памятники древнего наскального искусства на Амуре (Петроглифы Скачи-Аляна)"»





МОУ СОШ № 14 г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Внеурочное занятие «Край, в котором я живу.

4 класс


Тема: Памятники древнего наскального искусства на Амуре.


Цель:   расширение и обобщение знания обучающихся о памятных местах Хабаровского края, архитектурных сооружениях древних культур.

Развитие интереса обучающихся к историческому, культурному наследию Хабаровского края;

Развитие образного мышления, памяти обучающихся;

Воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родной земли.

Компетентности: 

Формирование информационно-коммуникативной компетентности через применение информационно-коммуникативных технологий на внеурочном занятии; 

Формирование общекультурной компетентности через приобщение обучающихся к достижениям человеческой культуры; 

Формирование социальной компетентности через формирование способности личности продуктивно сотрудничать в команде; 

Формирование предметной компетентности через приобретение знаний по теме урока в пределах содержания предмета «Гражданское образование».

Задачи занятия

Выполнение обучающимися по ходу экскурсии самостоятельной работы;

Ознакомление с памятниками истории Хабаровского края, его известными архитектурными сооружениями.

Ожидаемый результат: формирование гордости за сопричастность к истории родного края, способности самореализации, осознания ответственности за судьбу страны и интереса к отечественной истории.

Тип занятия: интегрированный урок. 

Форма занятия: виртуальная экскурсия.

Инструментарий:  мультимедийная доска, презентация, компьютер, тетради, маршрут – кроссворд, прикреплённый к обложке рабочих тетрадей, задания, чемодан с вещами.



Ход занятия:


  1. Организационный момент:

  1. Стихотворение о Хабаровском крае

Рябов Н.

Чудесный край

Над Амуром небо голубое.
Шепот рощ да гомон птичьих стай...
Как не залюбуешься тобою,
Край родной, дальневосточный край!


- Мне захотелось начать наше занятие с отрывка из стихотворения Н.Рябова.

–Почему я начала наше занятие с этого стихотворения? (Так называется наш факультатив)


  1. - Ребята, сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в необычное и интересное место нашего региона.

  2. Тема нашего занятия записана в ваших рабочих тетрадях на странице 22. Откройте тетрадь, прочитайте.


- Итак, мы собираемся в путешествие, что для него мы возьмём?  (Из сундука на парте у доски берут вещи )

Приложение 1


- Мы – дружный отряд, возьмём каждый по 1 вещи.


- Правильно, возьмём и карту, (откопирована карта из атласа)(на доске карта)


- А я Вам заранее проложила маршрут движения, это начало нашего путешествия (Лист с материалами в виде маршрутного листа прикреплён на обложку рабочих тетрадей , как на планшет)

- Занимаем свои места, поехали (Звук автобуса)


  1. Актуализация знаний:


Заполнение кроссворда: (у каждого лист с творческим заданием – маршрут)


1) -О чём мы говорили на прошлом занятии? (о древних культурах на территории края)

- Какие древние культуры учёные отметили?

( 1. Осиповская – на озере Хумми, 14-10 тыс.лет назад,

2. Мохэ – 4-5 век нашей эры, в долине реки Шилка до комсомольска-на-Амуре,

3. Чжурчжэней, 12 -17 века нашей эры в долине Амура)

2) - Какие науки это помогают установить? (смотрят в книжечке на стр. 4, Этнография, история, археология, антропология)


- Отгадайте название одной из них в кроссворде на маршруте? Слайд 3

- вопрос 4. (археология)


- Кто по профессии специалисты, занимающиеся этой наукой? (археологи)


  1. - Никита, ты мечтаешь о такой профессии. Какие задачи ты будешь выполнять?


  1. - Как археологи узнают, каким образом была устроена жизнь древних культур и что это было именно в то время?


- Заполните кроссворд, вопрос 2 (по археологическим находкам )


-Это цель и нашей сегодняшней экскурсии.


  1. –Сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие, а как оно называется в археологии?

Вопрос 1 Экспедиция


  1. - Какими инструментами вы, как археологи воспользуетесь?

-Может, что-то ещё необходимо взять?

- Выберите в чемодане предметы (нарисовано на карточке):Приложение 1

-


- Сложим их в рюкзак и продолжим движение, мы едем в сторону города Хабаровска.


7) - Многие находки объявляются памятниками.

- Как вы понимаете, что такое памятник

- Выберите в вашем маршруте (вклеено в тетрадь) верное утверждение:


Выбрать правильное утверждение:

- памятник – всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, не забыть что-либо;

- памятник-это произведение искусства, созданное для запечатления памяти о событиях и людях;

- памятник-это объект, составляющий часть культурного наследия народа, страны;

- все утверждения верны.

- Памятники, которые мы будем с вами исследовать в нашей археологической экспедиции, так и называются археологические Слайд


- Итак, мы с вами продолжаем ехать по трассе в сторону города Хабаровска


  1. Открытие нового знания:

  1. - Не доезжая 60 км до краевого центра, сворачиваем с трассы и въезжаем в село Сикачи-Алян. Слайд 4

Маленькая такая деревушка, неказистая. Несколько домишек взобрались на высокий холм над Амуром, остальные растянулись пониже. Здесь живёт 250 человек. Название села Сикачи-Алян переводится как «место, где спрашивают дорогу в другой мир». ПО местным поверьям, именно в злых духов превращаются некоторые души умерших.

Главное чудо этой деревни Слайд 5

огромные камни, которые лежат вдоль всего берега. Кажется, что какой-то богатырь Слайд 6

шутки ради рассыпал их, словно горошины, и забыл подобрать.

На этих камнях, если внимательно присмотреться, хорошо видны рисунки – петроглифы Слайд7,

сделанные рукой древних художников. Особенность изобразительной традиции народов, населявших эти места 10 -12 тысяч лет назад - предпочтение базальтовых валунов в качестве «альбомов для рисования» Слайд

Всё на одном слайде 8

Сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна стали известны в конце XIX в.

-Покажите на ленте времени (лежит на столах посередине)


- Обэтом было напечатано в газете «Приамурские ведомости» Показать газетув 1895г


В 1908г. описал петроглифы у с. Сикачи-Алян известный дальневосточный исследователь В.К.Арсеньев.

Древние легенды, связанные с этими петроглифами и народом, населявшим эти места, описывал этнограф Л.Я.Штернберг


Первые фотографии опубликовал в 1930г. археологН.Г.Харламов


Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения «личин», Слайд

 Их формы, размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидные сердцевидные, трапециевидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос показан только в виде ноздрей.

Возможно, личины изображают умершие души.

Вот, смотрите, маска Шамана. Слайд 10 Брал он когда-то в руки свой бубен, Слайд 12

бил по нему колотушкой, и летела над Амуром таинственная песня. Звучит нанайская песня

Песня эта предназначалась богам, в ней шаман просил удачи для своего народа.

А чуть дальше лицо северной девушки. Слайд

Сразу видно, что она была красавицей. Наверное многие храбрые юноши сватались к ней, да только строгий отец выбрал самого богатого. Он ведь так рассуждал: будет жить дочь в достатке, станет счастливой.


Слайд более ранние рисунки, примитивные по технике и стилю изображают лошадей , (лосей)

На огромном чёрном валуне нарисован большой лось. Голову его венчают ветвистые рога, тело украшено затейливым орнаментом. Лось – символ нашего мира, его главный хранитель.


Это не простой лось, а небесный. Каждый вечер он глотает солнце, и всю ночь за ним гонится охотник на лыжах Слайд

а лыжня его – Млечный путь, чтобы к утру снова высвободить для людей свет концентрических кругов Слайд


Также можно найти валуны с изображением птиц, Слайд

змей, Слайд

лодок, с сидящими в них людьми Слайд

концентрических кругов Слайд

  1. Этим рисункам много столетий, но о них до сих пор рассказывают сказки и легенды. Одна из них размещена в вашем путевом дневнике, то есть в тетради на стр. 23, прочитайте её.


  1. Закрепление знаний обучающихся:

  1. -Какими были камни на берегу Амура? (мягкими, как пластилин)

  2. –Возьмите этот материал

- Изготовим и мы с вами камень и нанесём на него рисунок, по стилю похожий на Сикачи-Алянские петроглифы.

3) Самостоятельная работа обучающихся

Во время работы тихонько звучит нанайская песня


Если есть необходимость, повторно просматриваются слайды и приготовленные на столах фотографии


Нанесение петроглифов

Объяснение смысла узора


Информация по ходу изготовления

Многие рисунки оконтурены широким желобком — этот прием, редко встречающийся в наскальной традиции, визуально поднимает силуэт изображения, отделяет его от скального фона.

4) выставка на парте около доски

О чём поведали вам петроглифы? (жизнь и быт древних культур)

  1. Рефлексия :

- Вот и подошло к концу наша экскурсия. Слайд

Ответьте на вопросы последнего слайда

Важен ли этот вопрос лично для тебя? (соотношу себя с местной культурой)


-Какой вопрос вы бы добавили в нашу игру?

- Хотите немного поиграть в нашу игру? (2-3 вопроса)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!