Просмотр содержимого документа
«Внимание к сигналам ребенка как основа сохранения психического здоровья детей раннего возраста»
Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной специализированный дом ребенка» Внимание к сигналам ребенка как основа сохранения психического здоровья детей раннего возраста.
Воспитатель Якимова С.Н.
Психическое здоровье играет решающую роль, особенно в развитии детей с особыми потребностями и детей из групп риска
Психическое здоровье детей раннего возраста
Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как:
«Состояние благополучия, при котором человек может
реализовать свой собственный потенциал,
справляться с обычными жизненными стрессами,
продуктивно и плодотворно работать,
а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
Откуда берется психическое здоровье
- Опыт отношений привязанности с близким взрослым
- Качество отношений привязанности, которое определяется :
- постоянством и стабильностью,
- чувствительностью,
- отзывчивостью,
- эмоциональной доступностью близкого взрослого,
- соответствием его поведения возрасту ребенка
Самая важная часть форм коммуникации- умение понять невербальный язык или язык сигналов ребенка
Направленность на общение
- Сигналы приглашения ко взаимодействию.
- Сигналы отказа от взаимодействия.
Чувствительность.
Способность взрослого видеть и адекватно откликаться на сигналы и потребности ребенка
Легкие сигналы потребности прекратить взаимодействие
- руки соединены
- сжимает самого себя, подносит руку к уху, шее, затылку, горлу, рту,
- вычурные движения
- усиленные движения ног, удары ногами
- разбросанные движения тела
- руки вытянуты по бокам, ноги вытянуты и напряжены
- неподвижность
- голова опущена, вжата в плечи
Явные сигналы потребности прекратить взаимодействие
- плач, хныканье
- икота, кашель, срыгивание, рвота
- выгибание
- максимальное отведение взгляда в сторону, отворачивается
- отталкивает (4 месяца), останавливает руками (защищается)
- бьёт по поверхности
- отползает (8 мес.), отходит в сторону (12 мес.)
- переход от оживления к сонному состоянию
Нежелание взрослого видеть сигналы ребенка и реагировать на них
легкое приглашение к взаимодействию
На лице
- оживление, глаза расширяются,
- брови приподнимаются, лицо просветляется (с 1 месяца)
Тело
- руки раскрыты, пальцы слегка согнуты (1 месяц)
- голова приподнята, неподвижность (1 месяц);
- поза принятия пищи (1 по 4 месяц)
явное приглашение к взаимодействию
- вокализации
- смотрит в лицо, взаимный взгляд, улыбка, взаимная улыбка (1-4 месяцы)
- ровные циклические движения конечностей
- поворачивает голову в сторону взрослого
- тянется руками к взрослому (4 месяца)
- Вокализации, вербальные обращения
- смотрит в лицо,
- взаимный взгляд,
- улыбка, взаимная улыбка
- ровные циклические движения конечностей
Явное приглашение к взаимодействию
поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в лицо
- поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в лицо
- поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в лицо
- поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в лицо
- поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в лицо
Явное приглашение к взаимодействию
Тянется руками к взрослому
Явное приглашение к взаимодействию
улыбка,
взаимная улыбка
Явное приглашение к взаимодействию
Открытая поза, ровные циклические движения конечностей
ВСЕМ