Кто это?
История России , 8 класс
Тема урока:
«Внутренняя политика Екатерины II»
Проблемный вопрос:
- Удачная ли внутренняя политика Екатерины II?
Задание на урок
- Получилось ли создать новый письменный свод законов и отменить крепостное право?
Работа с учебником
- С.9- Выпишите личные качества Екатерины II?
- С.10- Григорий Орлов и Григорий Потемкин- кто они и что сделали для России?
- С.10 –Что впервые прозвучало в «Наказе»?
- С10-11 Причина, по которой не получилось создать новый свод законов?
Просвещённый абсолютизм — это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, принятая рядом европейских абсолютных монархов.
«Просвещённый абсолютизм»
«Просвещённый абсолютизм» –
политика ряда абсолютистских государств Европы в сер. и 2-й пол. XVIII в., характеризующаяся следующими признаками:
следование идеям Просвещения
пребывание во главе государства «просвещённого» монарха, способного преобразовать общественную жизнь на разумных началах
стремление к достижению в государстве «общего блага» посредством реформ
Левицкий Д. Г. Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783
«Просвещённый абсолютизм»
Екатерина ІІ по-своему восприняла идеи «просвещённого абсолютизма».
Свою концепцию этой политики она изложила в «Наказе» – правовом и философском труде, который императрица составляла около двух лет и отдельных статьях.
«Просвещённый абсолютизм»
Для разработки Уложения Екатерина в 1767 г . созвала Уложенную комиссию .
Предварительно она подготовила «Наказ» депутатам, над которым работала в течение 1764–1766 гг.
За основу «Наказа» был взят трактат Ш. Монтескье «О духе законов».
Из «Наказа»:
Цель власти не в том, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра».
Портрет императрицы Екатерины II.
Худ. П.С. Дрожжин.
1796 г.
Реформы:
Секуляризация церковных земель в 1764 г . сделала государственными 910 тыс. церковных и монастырских душ ; при этом церковь сохранила право владеть недвижимостью, но потеряла земли, обрабатывавшиеся подневольным трудом.
Реформы Екатерины II
Школьная реформа 1786 г . создала систему бессословного среднего образования: в губернских городах открылись главные (4-годичные), а в уездных — малые (2-годичные) народные училища.
В классы набирались ученики одного возраста, уроки велись
по одним программам и типовым
государственным
учебникам. Впервые
появились настенная
доска, классный журнал, обязательные
экзамены и
регулярные каникулы.
Реформы Екатерины II
Впервые открылись учебное заведение для дворянских девушек — Смольный институт в Петербурге (1764) и Коммерческое училище в Москве (1772).
Реформы Екатерины II
В 1773 г. указ Синода провозгласил принцип веротерпимости : особое значение это имело для мусульман, которым разрешили запрещённое прежде строительство мечетей. А в
1788 г . Екатерина II своим именным указом разрешила создание Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания, ставшего первым муфтиятом на территории Российской империи.
Реформы Екатерины II
В 1782 г . был издан «Устав благочиния» — закон о полиции , которой поручались воспитание и контроль за выполнением подданными своих обязанностей.
Какие реформы были приняты в 1785 г.?
Итоги реформ
Благодаря реформам Екатерины II в России стало зарождаться гражданское общество.
Но Екатерина не смогла справиться с главным препятствием на пути формирования такого общества – крепостным правом.
.
Автограф Екатерины II
Да-нетка
- 1. Екатерина II взошла на престол законным путем?
- 2. Григорий Орлов был генерал-губернатором Новороссии.
- 3. Правление Екатерины II вошло в историю, как политика Просвещенного абсолютизма.
- 4. Екатерина II не вела переписку с французскими просветителями.
- 5. Во время правления Екатерины II был принят новый свод законов?
- 6. В ходе реформ Екатерины II дворянство стало привилегированным сословием
Проблемный вопрос:
- Удачная ли внутренняя политика Екатерины II?
Задание на урок
- Получилось ли создать новый письменный свод законов и отменить крепостное право?
РЕФЛЕКСИЯ
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- меня удивило…
Запоминаем новые слова
Духовное управление мусульман — официальная организация мусульман во главе с муфтием.
«Просвещённый абсолютизм» — политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора.
Уложенная комиссия — временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Наиболее известна в истории Уложенная комиссия, созванная Екатериной II в 1767—1769 гг.