СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутренние воды Евразии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренние воды Евразии

Просмотр содержимого документа
««Внутренние воды Евразии»»

Конспект открытого урока в 7 классе.

Учитель - Шпакова Н.Л., с.Донское Труновский муниципальный район

Тема: «Внутренние воды Евразии»

Тип урока: освоение новых знаний с элементами практической работы.



Методы обучения: исследовательский, картографический, наглядный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные: рассмотреть особенности размещения внутренних вод материка Евразия.

Развивающие: развивать умения работать с географической картой, с учебником, атласом. Развивать умения осуществлять самооценку своей деятельности, работать в группах.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Задачи:

1.Показывать основные речные бассейны, озёрные системы.

1.Определять тип питания и режим рек.

2.Составлять характеристику рек и озер.

Требования ФГОС:

Достижение метапредметных результатов:

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Достижение предметных результатов:

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• умение применять географические знания в повседневной жизни.



Оборудование: физическая карта Евразии, ЛОК, компьютерная презентация, карточки – задания, атласы, контурные карты.

Слайд 1

  1. Организационный этап.



Слайд 2

  1. Мотивационный момент.



У: Музыка. Посмотрите на слайд. Что объединяет все эти фотографии?

У: Послушайте стихотворение В. Павлинова.

Река!

Из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Едва текла.

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.

Пора разливов миновала,

Река ничем не выдавала,

Что целый мир

В глубинах вод

Она несет.



У: Во все времена человек стремился к рекам и озерам, селился по их берегам.



- Что же влекло человека к ним? В первую очередь реки – источники пресной воды, необходимой для питья и хозяйственных нужд, а порой и единственные пути сообщения. Реки и озера не одно тысячелетие кормили своих поселенцев рыбой. (Судоходство, рыболовство, орошение
водоснабжение, эстетическое наслаждение, место отдыха)

У: Тема урока «Внутренние воды Евразии». Запишите тему в рабочую тетрадь.

У: Давайте сформулируем цель нашего урока. (Рассмотреть особенности размещения внутренних вод материка Евразия.) Для достижения цели нам необходимо поставить перед собой задачи.

У: Девизом нашего урока будут слова Максима Горького: “Человек, вооруженный знанием, - непобедим ”.

У: Как вы понимаете эти слова? Я предлагаю вам сегодня выступить в роли исследователей.

Слайд 3

III. Освоение нового материала. Исследовательская деятельность учащихся.

1. Вернемся к теме урока «Внутренние воды Евразии». Что мы понимаем под внутренними водами?

2. Посмотрите на карту. Как распределены реки и озера по территории материка?

3. Какие факторы повлияли на их размещение?



Слайд 4



У: К бассейнам, каких океанов относятся реки Евразии?



Слайд 5

У: Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? Это задание сложное, взято из материалов ГИА, ЕГЭ.

У: Откройте атлас стр. 38. Определите по контурам озера Евразии.

У: В какой части Евразии особенно велика численность озёр? (на С-З)

У: Какие озера вы знаете по происхождению?


Слайд 6


Вы настоящие лимнологи.


У: Запишите определение в тетрадь. Лимнология – наука, изучающая озера.


Слайд 7-8


Учитель: Дальнейшие свои исследования выполняете по группам. (4 группы). Каждая группа выбирает координатора, четко распределите задания среди всех членов группы, используйте алгоритм действий в ЛОК. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа.


Отчет групп.


Слайд 9

Группа 1.

1.Составить характеристику реки. (Обь)

Река Обь расположена на северо-востоке Евразии. Длина реки 5410 км. Самая длинная в России. Площадь бассейна составляет 2990 тыс. км². Река берет начало в горах Алтая. Начинается река слиянием двух речек: Бия и Катунь. Притоки Оби – Иртыш, Чулым, Кеть. Течение направлено на север. Обь впадает в Обскую губу, Карское море. Относится к бассейну Северного Ледовитого океана. В нижнем течении бурная река, стремительная, так как начинается в горах. В средней и верхней части реки течение спокойное – течет по Западно – Сибирской равнине. Тип питания Оби - дождевое, снеговое – весной. Используется как транспортная артерия, промысел рыбы.

2. Совершите путешествие по карте. По атласу стр - назовите реки, относящиеся к бассейну Тихого океана. Заполните таблицу.


Бассейн

Реки


Тихий океан


Янцзы, Хуанхэ, Амур, Меконг




Слайд 10

Группа 2

1.Составить характеристику реки. (Янцзы)

Янцзы расположена на юго-востоке Евразии, в Китае. Длина реки 5800

км, самая длинная в Евразии. Площадь бассейна составляет 1808,5 км².

Берет начало в горах Тибета. Притоки ЯнцзыЯлундзян. Течение направлено на восток. Река впадает в Восточно - Китайское море. Относится к бассейну Тихого океана. В нижнем течении бурная река, стремительная, так как начинается в горах. Течет по Великой Китайской равнине.В период выпадения муссонных дождей река часто выходит из берегов, что приводит к катастрофическим наводнениям. Тип питания Янцзы - дождевое, снеговое – весной.

Воды широко используется для орошения рисовых полей, судоходства, рыбной ловли.

2. Совершите путешествие по карте. По атласу стр.151 - назовите реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Заполните таблицу.

Бассейн

Реки


Атлантический океан


Дунай, Днепр, Висла, Рейн


Слайд11

Группа 3

  1. Составить характеристику озера. ( Каспийское море-озеро)



Каспийское море – озеро расположено в юго-западной части Евразии, на границе между Европой и Азией. Котловина Каспийского моря имеет тектоническое происхождение. Море образовалось в результате медленного опускания обширных участков земной коры. Наибольшая глубина Каспийского моря – озера составляет 1025 м, площадь бассейна – 386000 км. Это самое большое по площади озеро в мире, третье по глубине. Соленость вод Каспия составляет до 1‰. Относится к бессточным озерам. В Каспийское море впадают крупные реки – Волга, Урал, Эмба, Терек, Кума.

Береговая линия слабо изрезана. На шельфе моря ведется добыча нефти, развит промысел рыбных ресурсов.

  1. Совершите путешествие по карте. По атласу стр.38 - назовите реки, относящиеся к бассейну Индийского океана. Заполните таблицу.


Бассейн

Реки


Индийский океан


Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр, Евфрат



Слайд 12

Группа 4

  1. Составить характеристику озера. ( Байкал)

Озеро Байкал расположено в северо-восточной части Евразии. Котловина Байкала имеет тектоническое происхождение. Озеро образовалось в результате опускания земной коры по разлому (в трещине). Наибольшая глубина озера – 1620 м, площадь бассейна составляет 31500 км. Озеро Байкал самое глубокое в мире. Соленость вод Байкала составляет до 1‰. Относится к сточным озерам. В Байкал втекает 336 рек и вытекает одна Ангара. Берега их очень крутые, каменистые. Байкал используется в исследовательских, промышленных целях, развит промысел рыбных ресурсов.

  1. Совершите путешествие по карте. По атласу стр.38 - назовите реки, относящиеся к бассейну внутреннего стока. Заполните таблицу.


Бассейн

Реки


Внутренний сток


Волга с притоками, Сырдарья, Амударья



Физминутка.

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ноги не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться

Слайд 13

Учитель: следующий этап работы. Откройте контурные карты стр. - , цифрами отметьте географические объекты, указанные на слайде. Время для работы 2 минуты.


У: Проведение эксперимента. (Оборудование - 3 стакана с водой. Во втором стакане необходимо приготовить среднесолевой раствор, в 3 –насыпать соли в 10 раз больше, чем во втором. Далее учащиеся опускают в стаканы с растворами яйцо. Что наблюдаете?

У: Назовите море, которое обладает такими свойствами воды? (Мертвое море)

У: Творческое задание. Электронная рабочая тетрадь. В чем уникальность Мертвого моря.





Слайд 14

У: Внимание на слайд. Развито ли современное оледенение в Евразии. Какими видами представлено. Где распространено современное оледенение.



Слайд 15



У: Где на территории России распространена многолетняя (вечная) мерзлота?



Дополнительный материал. Многолетняя мерзлота.

Еще в ХVII веке Сибирские воеводы доносили в Москву о «земле, которая не растаивает». Однажды якутский купец Шергин, надеясь добраться до воды, выкопал глубокий колодец. Однако, достигнув глубины в 116 м, он отказался от своей затеи, поскольку мёрзлые породы всё не кончались. И неудивительно: толщина мерзлоты в Якутске составляет 250-400 м. Колодец, известный как "шахта Шергина", сохранился до наших дней, и уже в начале XX в. сослужил службу учёным, наблюдавшим за мёрзлыми грунтами.

Мерзлота сохраняет останки существовавших когда-то животных. На территорию Якутии приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире.  Одной из сенсационных находок, получивших всемирную известность, была туша Березовского мамонта. Захоронение его было обнаружено в 1900 году на берегу реки Березовки  Из мерзлых грунтов частями была изъята почти полная туша мамонта. Березовский мамонт имел огромное научное значение.

IV. В заключении давайте сделаем вывод.


- Цель урока достигнута, задачи выполнены.


V. Рефлексия.

Учитель: Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали, и сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность и деятельность других на уроке. Подведём итоги!

Слайд 16


Поднимите карточки.

Зелёный цвет - всё сделал сам(а) – : (творческий уровень)

Жёлтый – сделал сам(а) по алгоритму: (достаточный)

Красный – помогали учитель, одноклассники: (критический)


VII. Домашнее задание.

  1. № 52

Слайд 17

Закончить урок я хочу словами Лапласа:

То, что мы знаем, – ограничено, а то, что мы не знаем - бесконечно”. Пусть эти слова станут девизом для вашей дальнейшей исследовательской деятельности.

Спасибо всем за урок!



























Лист опорного конспекта.

Крупнейшие реки.

Название

Длина (км)

Притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Типы питания рек.



дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+


+



2. Дунай

+



+



3. Хуанхэ, Янцзы

+

+


+



4. Ганг

+


+



+

5.Амударья



+


+



6.Обь

+

+


+



Типы озерных котловин

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические:

- в разломах земной коры


- в прогибах земной коры


Опускание земной коры по разлому (в трещине).

Медленное опускание обширных участков земной коры.


Байкал, Иссык-Куль, Севан Женевское


Каспийское, Аральское

Вулканические

В кратерах потухших вулканов.

Кроноцкое, Курильское

Ледниковые

При движении древнего ледника.

Ладожское, Онежское

Старичные (старицы)

Участки прежнего русла реки, изменившей свое направление (образовались в поймах рек).

В поймах рек Оки, Москвы, Волги

Запрудные

Перегораживание русла реки, обвалами, оползнями или лавинами.

Сарезское (Памир)

Карстовые

Вымывание подземными водами легкорастворимых пород с образованием пустот в земной коре.

Ильмень



Классификация озер по расходу и приходу воды.

Сточные( проточные )


Бессточные

Глухие

Байкал

Балхаш

Вулканические

Ладожское

Каспийское

Карстовые

Онежское

















Классификация озер по солености.

Пресные (до 1

)

Соленые (солоноватые) – от 1 до 35


Минеральные (соленые) – более 35


  1. Байкал

  1. Каспийское

1.Баскунчак

  1. Ладожское

  1. Балхаш

  1. Эльтон

  1. Онежское


3.Мертвое море -270



















Крупнейшие озёра.

Название

Площадь, км

Наибольшая глубина, м

Каспийское

386000

1025

Аральское

36500

61

Байкал

31500

1620

Балхаш

22000-17000

26

Ладожское

17700

230

Онежское

9700

127

Таймыр

4600

26











Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)




дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+


+



2. Дунай

+



+



3. Хуанхэ

+

+


+



4. Ганг

+


+



+

5. Амударья



+


+






Путевой лист - задание.


Группа 1



1.Составить характеристику реки. (Обь)



  Река Обь расположена на …………………… Евразии. Длина реки ……… км. Самая длинная в России. Площадь бассейна составляет ……… тыс. км².

Река берет начало в горах…………... Начинается река слиянием двух речек: Бия и Катунь. Притоки Оби –……………, ……………., …………... .

Течение направлено на …………….. Обь впадает в ………………….., …………………. . Относится к бассейну ……………………………….. океана. В нижнем течении ……………….. , …………………. ,так как начинается в горах. В средней и верхней части реки течение ………………….. – течет по …………………………… равнине.

Тип питания Оби - ………………………………….. Используется как транспортная артерия, промысел рыбы.





  1. Совершите путешествие по карте. По атласу стр.38 - назовите реки, относящиеся к бассейну Тихого океана. Заполните таблицу.



Бассейн

Реки


Тихий океан














Путевой лист - задание.

Группа 2



1.Составить характеристику реки. (Янцзы)



Янцзы расположена на ………………….. Евразии, в Китае. Длина реки ……….. км, самая длинная в Евразии. Площадь бассейна составляет ……… км².

Берет начало в ……………………. . Притоки Янцзы……………… . Течение направлено на ……………... Река впадает в …………………… море. Относится к бассейну …………….. океана.

В нижнем течении ………………… , ………………….., так как начинается в горах. Течет по ………………………….. равнине. В период выпадения ………………. дождей река часто выходит из берегов, что приводит к катастрофическим наводнениям. Тип питания Янцзы - ……………., ……………. – весной.

Воды широко используется для ………………… рисовых полей, ……………… , ……………… ловли.



2. Совершите путешествие по карте. По атласу стр. 38 - назовите реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Заполните таблицу.



Бассейн

Реки


Атлантический океан














Путевой лист - задание.

Группа 3



  1. Составить характеристику озера. ( Каспийское море-озеро)



Каспийское море – озеро расположено в …………………. части Евразии, на границе между Европой и Азией. Котловина Каспийского моря имеет …………………………………….. Море образовалось в результате ……………………………………………………… земной коры. Наибольшая глубина Каспийского моря – озера составляет ………. м, площадь бассейна – …………. км. Это самое большое по площади озеро в мире, третье по глубине. Соленость вод Каспия составляет до …. ‰. Относится к …………….. озерам. В Каспийское море впадают крупные реки – ………….., ………….. , …………., Терек, Кума.

Береговая линия ……….. изрезана. На шельфе моря ведется добыча ……….., развит промысел рыбных ресурсов.



2. Совершите путешествие по карте. По атласу стр. 38 - назовите реки, относящиеся к бассейну Индийского океана. Заполните таблицу.


Бассейн

Реки


Индийский океан








Путевой лист - задание.


Группа 4

1. Составить характеристику озера. ( Байкал)

Озеро Байкал расположено в …………………… части Евразии. Котловина Байкала имеет ………………………………………….. Озеро образовалось в результате ……………………………………………………… ………………...

Наибольшая глубина озера – ……… м, площадь бассейна составляет ………. км. Озеро Байкал самое глубокое в мир

Соленость вод Байкала составляет до …..‰. Относится к …………… озерам. В Байкал втекает 336 рек и вытекает одна …………….

Берега их очень ……………….. , ………………….. Байкал используется в …………………….. , ……………………………., развит промысел рыбных ресурсов.



  1. Совершите путешествие по карте. По атласу стр.38 - назовите реки, относящиеся к бассейну внутреннего стока. Заполните таблицу.



Бассейн

Реки


Внутренний сток







16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!