СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обучить учащихся системой знаний и навыков по теме: «Внутренняя политика Александра I».

Задачи урока:

Обучающая:  Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми

преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям.

  Развивающая:

  • развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;
  • обогащать и усложнять исторический запас учащихся;
  • развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Воспитательная : заинтересовать учащихся изучением данной темы, данного предмета.

Оборудование: портрет Александра, М.М. Сперанского.

Предварительная подготовка:  краткие сообщения учащихся « Александр I- воспитание и характер», « М.М.Сперанский- величайший ум России», «Негласный комитет».

Тип урока: изучение нового материала

На доске:   число, тема урока, записан план урока, даты и события, портреты Александра I, М.М. Сперанского.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1.      Император Александр I

2.      «Негласный комитет»

3.      Начало царствования

4.      Реформы М.М. Сперанского

III.  Закрепление изученного материала.

IV.  Подведение итогов урока. Вывод.

V. Домашнее задание.

                                                                                               Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Изучение нового материала Вступительное слово учителя

-  Тема нашего сегодняшнего урока: «Внутренняя политика Александра I» .На уроке мы с вами рассмотрим… - ознакомление с планом урока.

-- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним:

-- Что же собой представляло наше государство в начале XIX в.?      (Обобщение ответов учащимся:  территория: Российская Империя занимала огромную территорию от Балтийского  моря на западе до Тихого океана на Востоке, от Арктики на севере до Северного Причерноморья и Кавказа на юге. Многонациональное и многоконфессиональное государство.           

1. Экономический строй: Россия в начале XIX  века оставалась аграрной страной).

-  Приведите факты, доказывающие, что Россия в начале  XIX  века была преимущественно аграрной страной  (1. 90% населения Российской Империи - это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство; 2. слабое развитие промышленности следствии существования крепостного права. 3. в составе экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, лес)

3.      Социальный строй: Все население российской империи в начале  XIX века можно разделить на привилегированное и непривилегированное сословия. Крепостное право.

4.  политический строй: Россия - самодержавная монархия)

Какой вывод можно сделать? ( Российская Империя в начале  XIX века представляла собой огромную державу, которая нуждалась в преобразованиях)

- Как вы думаете, какие наиболее важные вопросы необходимо было решать России в начале  XIX века? (о крепостном праве, самодержавии, народном образовании)

— Девятнадцатое столетие началось со вступления на российский престол нового самодержца - Александра I. Принимая власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в 19 веке, были поставлены в повестку дня уже в начале столетия - о крепостном праве и о самодержавии. Александр говорил о конституции, даровавшей свободы крестьянам, просвещении народа. Но был ли Александр готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? На эти вопросы нам придется ответить на последующих уроках.

—        Запишите число, тему урока.

Учитель обращает внимание на вопрос урока  – «Как отразились личные качества Александра I на проводимых им реформах?»

-- Приступаем к рассмотрению 1-го пункта плана урока,

--Вопрос к классу: Слушая внимательно сообщение учащегося, ответьте на вопрос «Какие личные черты характера, качества Александра 1 вы можете выделить?»

Сообщение учащегося «Александр 1 - воспитание и черты характера».

-Переходим ко 2-му пункту плана урока,

Вопрос к классу: Слушая внимательно сообщение учащегося, ответьте на вопрос «Каково было главное назначение Негласного комитета?»

                                        Сообщение учащегося

 

-- Переходим к 3-ему пункту плана урока,

--С первых дней своего правления Александр 1 начал проводить либеральные реформы и

придерживаться умеренной политики. В своих первых указах Александр 1 объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г) и упразднил орган политического сыска- Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном объеме были восстановлены отмененные Павлом 1 статьи Жалованных грамот дворянству и городам.

Затем последовал этап формирования политической системы России. В манифестах от 8 сентября 1802 г. по-новому были определены права и место Сената в системе                     

государственного управления. Сенат признавался верховным административным и         

судебным органом империи, но полномочия его ограничивались властью государя. Главным органом государственного управления взамен петровских коллегий стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной учреждался комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства.

Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр 1 утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на 6 учебных округов. Предполагалось, что в каждом учебном округе должны быть четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища , гимназии и университеты.

Преобразования в области просвещения способствовали повышению уровня политической культуры общества, расширению круга образованных людей, понимавших необходимость преобразований.                                                                                                   

-- Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Начало царствования Александра 1 ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса, 20 февраля 1803 г. Александр 1 подписал указ о «вольных хлебопашцах», работа с документом - отрывок из указа по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами, за выкуп. Царь исходил из того, что сами дворяне  должны решать этот вопрос. Указ имел важное идеологическое значение: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права. Александр возлагал большие надежды на изданный указ, но результаты оказались слабые: за все 25 лет царствования Александра 1 лишь 47 тыс. крестьян смогли т.о. обрести свободу (это 0,5 % от общего числа крепостных). Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался.

-- В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Вся деятельность по проведению преобразований стала координироваться Комитетом министров. Разработка дальнейших преобразований сосредотачивается в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появляется талантливый сотрудник М.М. Сперанский, вскоре ставший видным представителем реформаторов.

-- И мы переходим к 4-му пункту урока  

Сообщение учащегося о Сперанском

Вопрос к классу: «Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?»

(Наделение крепостных крестьян гражданскими правами - личная свобода, право занятий,

передвижений, заключение имущественных сделок и т.д. - означало отмену крепостного

права)

Учитель рассказывает о проекте реформ системы государственного управления.  В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть, по мнению Сперанского, должен был воплощать орган Государственной думы,   которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Цель - ограничение самодержавия.

Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.

Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представляющими все ветви власти. Члены государственного  Совета назначались царем. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.

М.М. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».

 

Проверка вопроса урока. Выводы.

III. Закрепление изученного материала:

Ответьте на вопросы:

  1. Какими личными качествами обладал император Александр I?
  2. В  чём была причина двойственности его характера?
  3. Как это влияло на его политику?
  4. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
  5. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
  6. Почему проект Сперанского не был реализован?

 

IV. Подведение итогов урока:     

В первые годы правления Александра I проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Реформаторские поиски и планы Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

V. Домашнее задание:  параграф 2, на вопросы ответить устно.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.»

Тема урока: Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.

Цель урока: обучить учащихся системой знаний и навыков по теме: «Внутренняя политика Александра I».

Задачи урока:

Обучающая: Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми

преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям.

Развивающая:

  • развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;

  • обогащать и усложнять исторический запас учащихся;

  • развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Воспитательная : заинтересовать учащихся изучением данной темы, данного предмета.

Оборудование: портрет Александра, М.М. Сперанского.

Предварительная подготовка: краткие сообщения учащихся « Александр I- воспитание и характер», « М.М.Сперанский- величайший ум России», «Негласный комитет».

Тип урока: изучение нового материала

На доске: число, тема урока, записан план урока, даты и события, портреты Александра I, М.М. Сперанского.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

  1. Император Александр I

  2. «Негласный комитет»

  3. Начало царствования

  4. Реформы М.М. Сперанского

III. Закрепление изученного материала.

IV. Подведение итогов урока. Вывод.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Внутренняя политика Александра I» .На уроке мы с вами рассмотрим… - ознакомление с планом урока.

-- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним:

-- Что же собой представляло наше государство в начале XIX в.?
(Обобщение ответов учащимся: территория: Российская Империя занимала огромную территорию от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Востоке, от Арктики на севере до Северного Причерноморья и Кавказа на юге. Многонациональное и многоконфессиональное государство.

1. Экономический строй: Россия в начале XIX века оставалась аграрной страной).

- Приведите факты, доказывающие, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной страной (1. 90% населения Российской Империи - это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство; 2. слабое развитие промышленности следствии существования крепостного права. 3. в составе
экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, лес)

  1. Социальный строй: Все население российской империи в начале XIX века можно
    разделить на привилегированное и непривилегированное сословия. Крепостное право.

  2. политический строй: Россия - самодержавная монархия)

- Какой вывод можно сделать? ( Российская Империя в начале XIX века представляла собой огромную державу, которая нуждалась в преобразованиях)

- Как вы думаете, какие наиболее важные вопросы необходимо было решать России в начале XIX века? (о крепостном праве, самодержавии, народном образовании)

— Девятнадцатое столетие началось со вступления на российский престол нового
самодержца - Александра I. Принимая власть над огромной державой, новый царь ясно
понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России
предстояло решать в 19 веке, были поставлены в повестку дня уже в начале столетия - о
крепостном праве и о самодержавии. Александр говорил о конституции, даровавшей
свободы крестьянам, просвещении народа. Но был ли Александр готов к осуществлению
этих планов? Готово ли было общество? На эти вопросы нам придется ответить на
последующих уроках.

— Запишите число, тему урока.

Учитель обращает внимание на вопрос урока – «Как отразились личные качества Александра I на проводимых им реформах?»

-- Приступаем к рассмотрению 1-го пункта плана урока,

--Вопрос к классу: Слушая внимательно сообщение учащегося, ответьте на вопрос «Какие личные черты характера, качества Александра 1 вы можете выделить?»

Сообщение учащегося «Александр 1 - воспитание и черты характера».

-Переходим ко 2-му пункту плана урока,

Вопрос к классу: Слушая внимательно сообщение учащегося, ответьте на вопрос «Каково было главное назначение Негласного комитета?»

Сообщение учащегося


-- Переходим к 3-ему пункту плана урока,

--С первых дней своего правления Александр 1 начал проводить либеральные реформы и

придерживаться умеренной политики. В своих первых указах Александр 1 объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г) и упразднил орган политического сыска- Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном объеме были восстановлены отмененные Павлом 1 статьи Жалованных грамот дворянству и городам.

Затем последовал этап формирования политической системы России. В манифестах от 8
сентября 1802 г. по-новому были определены права и место Сената в системе

государственного управления. Сенат признавался верховным административным и

судебным органом империи, но полномочия его ограничивались властью государя. Главным органом государственного управления взамен петровских коллегий стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной учреждался комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства.

Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр 1 утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на 6 учебных округов. Предполагалось, что в каждом учебном округе должны быть четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища , гимназии и университеты.

Преобразования в области просвещения способствовали повышению уровня
политической культуры общества, расширению круга образованных людей, понимавших
необходимость преобразований.

-- Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Начало царствования Александра 1 ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса, 20 февраля 1803 г. Александр 1 подписал указ о «вольных хлебопашцах», работа с документом - отрывок из указа по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами, за выкуп. Царь исходил из того, что сами дворяне должны решать этот вопрос. Указ имел важное идеологическое значение: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права. Александр возлагал большие надежды на изданный указ, но результаты оказались слабые: за все 25 лет царствования Александра 1 лишь 47 тыс. крестьян смогли т.о. обрести свободу (это 0,5 % от общего числа крепостных). Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался.

-- В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Вся деятельность по проведению преобразований стала координироваться Комитетом министров. Разработка дальнейших преобразований сосредотачивается в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появляется талантливый сотрудник М.М. Сперанский, вскоре ставший видным представителем реформаторов.

-- И мы переходим к 4-му пункту урока

Сообщение учащегося о Сперанском

Вопрос к классу: «Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?»

(Наделение крепостных крестьян гражданскими правами - личная свобода, право занятий,

передвижений, заключение имущественных сделок и т.д. - означало отмену крепостного

права)

Учитель рассказывает о проекте реформ системы государственного управления. В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть, по мнению Сперанского, должен был воплощать орган Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Цель - ограничение самодержавия.

Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.

Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представляющими все ветви власти. Члены государственного Совета назначались царем. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.

М.М. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».


Проверка вопроса урока. Выводы.

III. Закрепление изученного материала:

Ответьте на вопросы:

  1. Какими личными качествами обладал император Александр I?

  2. В чём была причина двойственности его характера?

  3. Как это влияло на его политику?

  4. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

  5. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

  6. Почему проект Сперанского не был реализован?


IV. Подведение итогов урока:


В первые годы правления Александра I проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Реформаторские поиски и планы Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

V. Домашнее задание: параграф 2, на вопросы ответить устно.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!