Внутришкольный семинар на тему «Применение дистанционных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы) педагогов школы».
Выполнила: учитель начальных классов МОУ СШ 38
Янмаева Татьяна Андреевна.
Применение дистанционных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Сегодняшний учебный процесс, как и современная школа, предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер будет является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Сегодня выделяют три вида дистанционных технологий:
кейс-технологии,
ТВ – технологии
сетевые технологии.
В своей работе я использую сетевые дистанционные технологии для организации уроков и внеклассных мероприятий.
Существует три типа дистанционных уроков.
Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.
Третий тип дистанционных уроков — это размещение учебной информации на учебном сайте, учащиеся самостоятельно работают во внеурочное время.
Первый тип дистанционных уроков отлично подходит для работы с отдельными учащимися в индивидуальном и групповом режиме. При организации уроков второго типа, используются материалы, размещенные на образовательных сайтах. Уроки третьего типа, организуются во время карантина, или другой причины отсутствия учащихся в школе. Это не только позволяет не отстать от программы, но и развить навыки самостоятельного изучения темы, сформировать самоорганизацию, развить навыки самообучения ученика, сотрудничество и контроль, и помощь со стороны родителей.
Дистанционные технологии позволяют расширить и разнообразить не только урочную, но и внеурочную деятельность учащихся. Внеурочная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая позволяет углубить, предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью на уровне школы провожу разнообразные мероприятия с использованием дистанционных технологий. Это викторины, конкурсы, олимпиады. Имея сформированные умения дистанционной работы, мои ученики смогут самостоятельно участвовать во всероссийских дистанционных олимпиадах и получить хорошие результаты по итогам участия.
Главным компонентом содержания дистанционного образования является самостоятельная работа ученика с информацией, в ходе которой он приобретает предметные знания и метапредметные умения и именно это позволяет шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета и потенциал ученика. Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создания образовательного пространства; формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности. Дистанционное обучение не противопоставляется классно урочной системе и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения.
Применяя дистанционное обучение, я убедилась в том, что учащиеся вполне могут освоить навыки работы в Интернете уже в начальной школе под руководством учителя и родителей. Практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения.