Тема урока: «Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность»
Цели урока:
Образовательные:
донести мысль о том, что мир представляет собой единую форму жизни, все предметы и явления взаимосвязаны, используя материалы из разных областей человеческого знания, показать уникальность воды, сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; продолжить формирование речевые умения.
Развивающие:
развивать умение анализировать и систематизировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы; развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Воспитательные:
воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание урока подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
Тип урока: интегрированный
Ход урока:
Орг. Момент. (проверка готовности к уроку)
Основная часть урока
Чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам отгадать загадку
Чего в гору не выкатить?
В решете не унести?
В руках не удержать? (вода) (запись темы в тетрадь, знакомство с целями урока)
Самое важное минеральное вещество на Земле, вещество, которое в наибольшем количестве содержится во всех живых организмах, но, тем не менее, за него идет самая жесткая конкуренция, вещество это – среда обитания большинства живых организмов и колыбель жизни.
В клетке в количественном отношении, вода занимает первое место среди всех химических соединений.
Значение воды:
благодаря круговороту воды формируется влага, которая так необходима для жизни и существования животных и растений;
моря и океаны, реки и озера напрямую влияют на климат близлежащих регионов;
вода имеет высокую теплоемкость, за счет чего на планете обеспечивается комфортный температурный режим;
вода участвует в процессе фотосинтеза (без нее растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а мы не смогли бы дышать чистым воздухом).
Вода в жизни человека
Роль воды в жизни человека не менее важна. И это легко доказать на элементарном примере. Достаточно лишь поинтересоваться, на сколько человек состоит из воды. Цифры окажутся удивительными: тело каждого из нас содержит примерно 70-80% воды. И она есть везде: начиная от мозга, а заканчивая мышечной тканью.
Вода и человек неразрывно связаны друг с другом. Без нее люди просто не выжили бы. Вода постоянно используется нами на протяжении всей жизни. Мы используем ее для:
утоления жажды;
приготовления еды;
умывания;
купания и т.д.
Ежедневно мы теряем определенное количество воды - в зависимости от температуры воздуха, специфики рабочей деятельности и других параметров. То есть, ежедневно нам надо пить от 1,2 до 3 л воды.
Интересно, что при значительной потери воды в организме сразу же начинаются сбои всех процессов:
когда организм теряет хотя бы 2% воды - начинается сильная жажда;
при потере 12% воды человеку уже понадобится медицинская помощь;
если организм потеряет 20% воды - наступает смерть.
В некоторых случаях вода для организма является настоящим лекарством. Например, врачи рекомендуют своим пациентам обильное питье при:
острых состояниях, которые сопровождаются высокой температурой (лихорадке или диарее);
учащении пульса (так как организм теряет много воды);
воспалительных процессах во внутренних органах;
отравлении едой;
задержке кровообращения;
избытке продуктов распада и т.п.
Но необходимо соблюдать баланс воды в организме человека, так как ее переизбыток приводит к противоположному эффекту. Так, при чрезмерном питье:
ухудшается пищеварение;
сердце и почки испытывают дополнительную нагрузку;
организм теряет необходимые ему микроэлементы;
нарушается работа мышц (появляются судороги).
Значение чистой питьевой воды
Во-первых, большая часть воды находится в морях и океанах. Но в таком виде она содержит много соли и совершенно не пригодна для человека. Любой из нас бы просто умер от жажды, так как организм не умеет справляться с таким количеством соли.
Для сельского хозяйства такая вода тоже не годится. Она банально погубит весь урожай.
В промышленной сфере ее тоже не используют. Причина предельно проста: из-за соли любой механизм начинает ржаветь.
Поэтому действительно ценной для людей является пресная вода. Но ее слишком мало: лишь 2,5% от общего объема на планете. И почти вся она находится в ледниках и на вершинах гор. Либо же протекает в недрах земли.
Эту не слишком привлекательную картину портит еще один фактор - загрязнение воды. В наше время в реки, озера, водоемы постоянно выливают различные отходы и вредные вещества.
Источников загрязнения более чем достаточно. Навскидку сразу можно отметить:
нефтеперерабатывающие предприятия;
радиоактивные элементы;
тяжелые металлы;
ядохимикаты;
стоки городских канализаций;
стоки животноводческих ферм.
Термин гидрофильность (производное от древнегреческих слов «вода» и «любовь») является характеристикой интенсивности взаимодействия вещества с водой на молекулярном уровне, то есть способность материала усиленно впитывать влагу. Это понятие можно отнести и к твёрдым телам, как свойство поверхности, и к отдельным ионам, атомам, молекулам и их группам.
Гидрофильность характеризует величина связи адсорбционной молекул воды с молекулами вещества, при этом образуются соединения, в которых количество воды распределяется по значениям энергии связи.
Гидрофильность присуща веществам, имеющим ионные кристаллические решётки (гидроксиды, оксиды, сульфаты, силикаты, глины, фосфаты, стёкла и пр.), имеющим полярные группы. {\displaystyle {\ce {-OH}}}. Гидрофильность и гидрофобность - частные случаи взаимодействия веществ с растворителями.
Парфюмерно-косметической промышленностью производятся гидрофильные кремы и гели, которые защищают кожу от загрязнений, не растворяемых водой. В составе таких продуктов находятся гидрофильные составляющие, образующие пленку, предотвращающую проникновение водонерастворимых загрязняющих веществ в поверхностный слой кожного покрова.
Гидрофильные кремы производятся из эмульсии, которая стабилизирована подходящими эмульгаторами или с основой вода—масло—вода, масло—вода. Кроме того, к ним можно отнести дисперсные коллоидные системы, в которых стабилизированы гидрофильные поверхностно-активные компоненты, и состоящие из водно-диспергированных или водно-гликолевых смешанных растворителей жирных высших кислот или спиртов.
Гидрогели (гидрофильные гели) готовятся из основ, состоящих из воды, смешанного неводного или гидрофильного растворителя (этиловый спирт, пропиленгликоль, глицерин) и гидрофильного образователя гелей (производные целлюлозы, карбомеры
Цените чистую воду!
Вода в организме человека - жизненно важный элемент. Она улучшает пищеварение, помогает регулировать температуру тела и контролировать собственный вес, очищает от вредных токсинов. Также вода заряжает нас энергией, улучшает состояние кожи, суставов и мышц, а в некоторых случаях может использоваться как средство для лечения или профилактики определенных заболеваний.
Закрепление
1. В каких клетках человека больше всего воды?
а) Жировых; б) костных; в) нервных.
2. Каковы функции воды в клетке?
а) Передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.
3. К гидрофобным веществам относят:
а) соли; б) сахар; в) жиры.
4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.
5. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.
6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
7.Какую долю в среднем составляет в клетке вода:
а)80% б)20% в)1%