СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность»

Тема урока: «Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность»

Цели урока: 

Образовательные

донести мысль о том, что мир представляет собой единую форму жизни, все предметы и явления взаимосвязаны,  используя материалы из разных областей человеческого знания,      показать уникальность воды, сформировать у учащихся целостную картину мира;                   вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; продолжить формирование речевые умения.

Развивающие: 

развивать умение анализировать и систематизировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы; развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Воспитательные

воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание   урока подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.


Тип урока: интегрированный

Ход урока:

  1. Орг. Момент. (проверка готовности к уроку)

  2. Основная часть урока

Чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам отгадать загадку

Чего в гору не выкатить?
В решете не унести?
В руках не удержать? 
(вода)                                                                                                     (запись темы в тетрадь, знакомство с целями урока)


Самое важное минеральное вещество на Земле, вещество, которое в наибольшем количестве содержится во всех живых организмах, но, тем не менее, за него идет самая жесткая конкуренция, вещество это – среда обитания большинства живых организмов и колыбель жизни.

В клетке в количественном отношении, вода занимает первое место среди всех химических соединений.

Значение воды:

  • благодаря круговороту воды формируется влага, которая так необходима для жизни и существования животных и растений;

  • моря и океаны, реки и озера напрямую влияют на климат близлежащих регионов;

  • вода имеет высокую теплоемкость, за счет чего на планете обеспечивается комфортный температурный режим;

  • вода участвует в процессе фотосинтеза (без нее растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а мы не смогли бы дышать чистым воздухом).

Вода в жизни человека

Роль воды в жизни человека не менее важна. И это легко доказать на элементарном примере. Достаточно лишь поинтересоваться, на сколько человек состоит из воды. Цифры окажутся удивительными: тело каждого из нас содержит примерно 70-80% воды. И она есть везде: начиная от мозга, а заканчивая мышечной тканью.

Вода и человек неразрывно связаны друг с другом. Без нее люди просто не выжили бы. Вода постоянно используется нами на протяжении всей жизни. Мы используем ее для:

  • утоления жажды;

  • приготовления еды;

  • умывания;

  • купания и т.д.

Ежедневно мы теряем определенное количество воды - в зависимости от температуры воздуха, специфики рабочей деятельности и других параметров. То есть, ежедневно нам надо пить от 1,2 до 3 л воды.

Интересно, что при значительной потери воды в организме сразу же начинаются сбои всех процессов:

  • когда организм теряет хотя бы 2% воды - начинается сильная жажда;

  • при потере 12% воды человеку уже понадобится медицинская помощь;

  • если организм потеряет 20% воды - наступает смерть.

В некоторых случаях вода для организма является настоящим лекарством. Например, врачи рекомендуют своим пациентам обильное питье при:

  • острых состояниях, которые сопровождаются высокой температурой (лихорадке или диарее);

  • учащении пульса (так как организм теряет много воды);

  • воспалительных процессах во внутренних органах;

  • отравлении едой;

  • задержке кровообращения;

  • избытке продуктов распада и т.п.

Но необходимо соблюдать баланс воды в организме человека, так как ее переизбыток приводит к противоположному эффекту. Так, при чрезмерном питье:

  • ухудшается пищеварение;

  • сердце и почки испытывают дополнительную нагрузку;

  • организм теряет необходимые ему микроэлементы;

  • нарушается работа мышц (появляются судороги).

Значение чистой питьевой воды

Во-первых, большая часть воды находится в морях и океанах. Но в таком виде она содержит много соли и совершенно не пригодна для человека. Любой из нас бы просто умер от жажды, так как организм не умеет справляться с таким количеством соли.

Для сельского хозяйства такая вода тоже не годится. Она банально погубит весь урожай.

В промышленной сфере ее тоже не используют. Причина предельно проста: из-за соли любой механизм начинает ржаветь.

Поэтому действительно ценной для людей является пресная вода. Но ее слишком мало: лишь 2,5% от общего объема на планете. И почти вся она находится в ледниках и на вершинах гор. Либо же протекает в недрах земли.

Эту не слишком привлекательную картину портит еще один фактор - загрязнение воды. В наше время в реки, озера, водоемы постоянно выливают различные отходы и вредные вещества.

Источников загрязнения более чем достаточно. Навскидку сразу можно отметить:

  • нефтеперерабатывающие предприятия;

  • радиоактивные элементы;

  • тяжелые металлы;

  • ядохимикаты;

  • стоки городских канализаций;

  • стоки животноводческих ферм.

Термин гидрофильность (производное от древнегреческих слов «вода» и «любовь») является характеристикой интенсивности взаимодействия вещества с водой на молекулярном уровне, то есть способность материала усиленно впитывать влагу. Это понятие можно отнести и к твёрдым телам, как свойство поверхности, и к отдельным ионам, атомам, молекулам и их группам.

Гидрофильность характеризует величина связи адсорбционной молекул воды с молекулами вещества, при этом образуются соединения, в которых количество воды распределяется по значениям энергии связи.

Гидрофильность присуща веществам, имеющим ионные кристаллические решётки (гидроксиды, оксиды, сульфаты, силикаты, глины, фосфаты, стёкла и пр.), имеющим полярные группы. {\displaystyle {\ce {-OH}}}. Гидрофильность и гидрофобность - частные случаи взаимодействия веществ с растворителями.

Парфюмерно-косметической промышленностью производятся гидрофильные кремы и гели, которые защищают кожу от загрязнений, не растворяемых водой. В составе таких продуктов находятся гидрофильные составляющие, образующие пленку, предотвращающую проникновение водонерастворимых загрязняющих веществ в поверхностный слой кожного покрова.

Гидрофильные кремы производятся из эмульсии, которая стабилизирована подходящими эмульгаторами или с основой вода—масло—вода, масло—вода. Кроме того, к ним можно отнести дисперсные коллоидные системы, в которых стабилизированы гидрофильные поверхностно-активные компоненты, и состоящие из водно-диспергированных или водно-гликолевых смешанных растворителей жирных высших кислот или спиртов.

Гидрогели (гидрофильные гели) готовятся из основ, состоящих из воды, смешанного неводного или гидрофильного растворителя (этиловый спирт, пропиленгликоль, глицерин) и гидрофильного образователя гелей (производные целлюлозы, карбомеры


Цените чистую воду!

Вода в организме человека - жизненно важный элемент. Она улучшает пищеварение, помогает регулировать температуру тела и контролировать собственный вес, очищает от вредных токсинов. Также вода заряжает нас энергией, улучшает состояние кожи, суставов и мышц, а в некоторых случаях может использоваться как средство для лечения или профилактики определенных заболеваний.

Закрепление

1. В каких клетках человека больше всего воды?
а) Жировых; б) костных; в) нервных.

2. Каковы функции воды в клетке?
а) Передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

3. К гидрофобным веществам относят:
а) соли; б) сахар; в) жиры.

4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7.Какую долю в среднем составляет в клетке вода:

а)80% б)20% в)1%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!