СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водные ресурсы Красноярского края

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в региональном компоненте курса географии 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Водные ресурсы Красноярского края»

«Водные ресурсы Красноярского края»

Цели и задачи:

Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.

Учитель. Этот год, объявленный в России Годом экологии, дает нам повод ещё раз вспомнить о необычном природном богатстве нашей страны и задуматься над тем, как это богатство сохранить и что может сделать для этого каждый из нас

(Демонстрация видеоролика «Всё о воде»)

22 марта весь мир отмечает День воды, и сегодняшний урок посвящен рекам и озерам Красноярского края и их роли в нашей жизни и экономике региона: все отрасли и рабочие места так или иначе связаны с водными ресурсами, роль воды трудно переоценить!

Всемирный День водных ресурсов отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты.

Давайте посмотрим на карту мира Если на карту Земли посмотреть -
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться - ВОДА!

Хотя 70% земной поверхности покрыто водой, 97, 5% - это солёная вода. Из оставшихся 2,5% пресной воды почти 70% - замерзшая вода ледяных шапок и ледников. Всего 1 % от общего объема водных ресурсов планеты доступен для использования человеком, но и эта вода доступна не всем. Чтобы лучше это понять проведем опыт

Возьмем мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).



В ваших рабочих листах выполните 1 задание. Заполните схему «Для чего нужна вода?»

Примерный ответ:

  • Самый дешевый и удобный источник воды для питьевых, бытовых и промышленных нужд;

  • Среда обитания водных организмов, источник ценных белков (в виде рыб и др. организмов)

  • Экосистемы пресных водоемов служат своего рода естественными очистными системами по переработке некоторых отходов деятельности человека.

Резюме учителя.

1. Вода – это жизнь, бесценное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 тонн. К примеру, жители древнего Рима тратили в сутки всего лишь несколько литров воды. А жители современного города на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством Пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Очень много воды требуется заводам, фабрикам, сельскому хозяйству. Например, чтобы сделать сковородку, надо затратить 25 литров воды. Чтобы вырастить пшеницу, из которой можно будет испечь лишь одну булку, требуется 200 литров воды. Это 400 пол-литровых бутылок воды.



Значительная часть воды загрязнена как по природным причинам, так и от воздействия людей. Несмотря на совершенствования технологий очистки и передачи, подсчитано, что почти треть воды теряется при обработке и транспортировке от источника в дома людей. Вы вероятно, знаете, что только в 20 веке количество людей на Земле увеличилось в 6 раз, и сегодня нас уже более 7,3 млрд. Нужно помнить, что каждому человеку нужно не менее одного литра в день, но далеко не все имеют к ней доступ. Из-за воды происходят экономические и политические конфликты, переносят с места на место промышленные предприятия и населенные пункты.

2-й вопрос: Укажите причины дефицита пресной воды?

Примерный ответ:

  • рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на небольшой территории;

  • создание мощных промышленных центров и увеличение потребления воды на нужды производства;

  • освоение новых, ранее малонаселенных районов;

  • загрязнение водоемов бытовыми и промышленными стоками;

  • интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель;

  • сокращение водоносности рек; (последствия вырубки лесов, распашка пойм и осушение болот);

  • Снижение способности водоемов к самоочищению (не справляются с таким объемом отходов);

  • Чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод (обмеление рек и озер; проседание земной поверхности – так, Мехико осел почти на 7 м.)

Резюме учителя

  • С развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается, одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносит ущерб их обитателям.

  • Важным показателем качества воды является количество растворенного в ней кислорода. Кислород необходим для жизни обитателей водоемов. За счет деятельности аэробных бактерий кислород используется для окисления органических веществ останков животных и растительных организмов с образованием углекислого газа и воды, а также небольших количеств нитрат-ионов, сульфат-ионов, фосфат-ионов, которые усваиваются растениями. При избытке органических веществ растворенного кислорода оказывается уже недостаточно для деятельности аэробных бактерий. В этих условиях процесс разложении органических веществ выполняют анаэробные бактерии. Но в результате их деятельности образуются уже метан, аммиак, сероводород, фосфин. Вода приобретает гнилостный запах. Гибнет рыба и другие обитатели водоемов.

  • Разработка и решение этих проблем возможно лишь на основе фундаментального изучения водных экосистем, наблюдения за показателями состояния водной среды и за популяциями водных организмов (видовой состав, распределение, размножение, питание, рост).



Вопросы к классу

Назовите крупные реки, озера и родники нашего города и района?

Как они используются?

Оцените их состояние с точки зрения экологии

Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы сохранить водные ресурсы нашего города.



Выполним задание 3 в рабочих листах

Гидроэнергетика является крупнейшим возобновляемым источником для производства электроэнергии, и её доля в общем объеме производства электроэнергии, как ожидается, останется около 16% до 2030 года.

Примерно 75% всех промышленных водозаборов используется для производства электроэнергии. История красноярской энергетики берет свое начало в 80-е годы позапрошлого столетия

  • 1883г – первая электростанция, мощность – освещение одного дома – особняка купца Гадалова

  • 1898г. электростанция в Канске, купец Чевелев, мощность 150 к Вт

  • 1967г, 3 ноября - Красноярская ГЭС

  • 2012г, октябрь - Богучанская ГЭС



Гидроэлектростанции края:

  • Красноярская ГЭС

  • Богучанская ГЭС

  • Курейская ГЭС

  • Енашиминская ГЭС

  • Усть-Хантайская ГЭС – самая северная в мире.

Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше. Самые крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и все они находятся в экологической опасности. А почему? Да потому, что его величество Человек все больше и больше оказывает антропогенное воздействие на природу рек. На реках построены каскады ГЭС, которые вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня воды в реках и как следствие их помутнение, что приводит к гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так же использование человеком неисправных транспортных судов так же приводит к гибели животного и растительного мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным содержанием органических веществ и пониженным – кислорода, что зимой приводит к заморам рыбы. Поэтому цвет воды имеет оранжево-коричневую окраску. Наибольшая концентрация органических веществ наблюдается весной и летом, когда талые воды приносят их из болот, особенно рек Волга и Обь.

Выполним задание 4.

Основные источники загрязнения воды

Промышленные и бытовые сточные воды


Атмосферные осадки, несущие массы вымываемых из воздуха химических продуктов промышленного и бытового происхождения

Ядохимикаты и удобрения, проникающие в подземные воды и смываемые дождями с полей.

Крупные свалки химических и бытовых отходов, содержащие токсичные металлы, хлорорганические соединения, которые благодаря атмосферным осадкам попадают на поверхностные и грунтовые воды

Перевозимые водным транспортом нефть, нефтепродукты, соединения, образующиеся при работе водного транспорта



Подумайте, как может городской житель помочь сохранить чистую воду?



Примерный ответ:

  • нефтью и нефтепродуктами;

  • сточными водами промышленных предприятий (содержащими, в том числе соли тяжелых металлов);

  • сточными водами предприятий коммунального и сельского хозяйства;

  • остатками удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы;

  • поверхностно-активные вещества ( в том числе и синтетические моющие средства);

  • тепловое загрязнение;

  • Загрязнения являющиеся следствием неорганизованного отдыха населения, в том числе бесконтрольного использования маломерного самоходного флота.

Резюме учителя:

  • В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря осквернили черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».

  • Со времени этого путешествия прошло 35 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, живущие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.

  • Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве и лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

  • Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они очень часто попадают в водоемы. А оттуда в водопроводную трубу.

  • Опасными загрязнителями водоемов являются соли тяжелых металлов - свинца, железа, меди, ртути. Ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоеме.



А теперь рассмотрим вопрос о влиянии энергетики на окружающую среду. Выполним задание 5



Это интересно «ОТДЕЛ КАДРОВ»(на слайде)



В конце урока учитель раздает ученикам заготовки покетмодов — карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках описано креативное домашнее задание по водосбережению — «Водяные выходные».

Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4 до формата карманной книжечки.

В покетмоде прописаны конкретные шаги по сбережению воды, которые школьник может выполнить один из выходных в течение двух недель после проведения экоурока «Хранители воды».

Учитель объясняет детям, что им предстоит выбрать любой выходной в ближайшие 2 недели, чтобы выполнить необычное домашнее задание: узнать больше об одном из водных объектов своего края, попрактиковать простые шаги по сбережению воды, подключить к этому одного из родителей, а также провести сбор подписей среди друзей и знакомых в соответствии с заданием, описанным в карманной книжке.

В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

Заключительное слово учителя

Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло к концу. Мы узнали больше о том, как беречь воду, помогать озёрам и рекам. Наш урок заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются!

Наш герой Бобёр очень хочет продолжить дружить с вами. Вступайте в группы нашего экоурока в социальных сетях и следите за новостями — вас ждёт немало интересного!

Учитель пишет на доске название групп в социальных сетях:

http://vk.com/waterkeepers_info

https://ok.ru/waterkeepers





Просмотр содержимого документа
«интересные факты»

22 марта во всем мире отмечается День водных ресурсов. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

22 марта во всем мире отмечается День водных ресурсов. Этот праздник был установлен по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, чтобы напомнить человечеству о важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1% этой воды. С каждым годом проблем доступа к водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным действиям.

Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

Факт первый: самая  чистая вода в Финляндии

По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.

Факт второй: лед быстрее получить  из горячей воды

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.

Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует. Возможно, дело в  разнице в переохлаждении, испарении, образовании льда, конвекции, либо причина в воздействии разжиженных газов на горячую и холодную воду.

Факт третий: сверхохлаждение воды

Все хорошо помнят из школьного курса физики, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.

Факт четвертый: у воды более 3 состояний

Еще со школы все знают, что у воды есть 3 агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

Факт пятый: вода как стекло

Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Факт шестой: основа жизни – это вода

Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные – на 75%,  рыбы – на 75%,  медузы – на 99%,  картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Факт седьмой: вода – переносчик болезней

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды.  Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

Факт восьмой: человек без воды умирает

Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает.

Факт девятый: больше всего пресной воды – в ледниках

Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды – именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Факт десятый: вода как диета

С помощью воды можно бороться с лишним весом. Употребляя из напитков только воду, можно резко снизить общую калорийность рациона. Во-первых, потому, что человек прекращает пить калорийные сладкие газировки и соки, во-вторых, потому, что после воды меньше тянет взять сладостей, как в случае с чаем или кофе.

Факт одиннадцатый: вода для здорового сердца 

Вода помогает снизить вероятность сердечного приступа. Во время исследований ученые выяснили, что те люди, которые пьют около шести стаканов воды в день, меньше подвержены риску сердечного удара в отличие от тех, кто выпивает всего два стакана.

Факт двенадцатый: 35 тонн воды за жизнь

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды – пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.

Факт тринадцатый: самая дорогая вода

Вода может быть бесплатной, а может быть и очень дорогой. Самая дорогая в мире вода продается в Лос-Анджелесе. Производители упаковывают драгоценную жидкость со сбалансированным вкусом и значением ph в бутылки со стразами "Swarovski". Стоит такая вода 90 $ за 1 л.

Факт четырнадцатый: есть вода, которая горит

Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.

Факт пятнадцатый: белок в воде

Морская вода – весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1.5 г белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.





























Выключайте воду во время чистки зубов или наливайте воду для полоскания в стакан, это позволит сэкономить до 10 литров воды.



Принимайте короткий душ вместо ванны, выключайте воду, пока намыливаетесь — Вы потратите в 2 раза меньше воды и сбережёте 100—150 литров воды.



Потребление воды во время мытья посуды можно снизить в 3–5 раз: наполните раковину или таз водой, вымойте посуду, а затем ополосните её в ёмкости с чистой водой.



Используйте стиральную и посудомоечную машины при полной загрузке. Если в настройках есть экономичный режим, вспоминайте о нём почаще!



Мойте овощи в ёмкости, а не под проточной водой – это отличный способ потратить в 3–5 раз меньше воды.



Используйте воду повторно: например, воду после мытья овощей – для поливки цветов или воду после полоскания белья – для мытья полов и т.д.



Выбирайте экономичную сантехнику, например, унитаз с двумя режимами слива.



Чтобы разморозить продукты, не стоит класть их под струю воды. Лучше заранее переложить их из морозилки в холодильник или разморозить в микроволновой печи.



Используйте экологичную бытовую химию без фосфатов, хлора, анионных ПАВ и т. п., со знаками экосертификации на упаковке: такие средства доступны в супермаркетах, специальных магазинах и интернет-магазинах.



Для производства бумаги нужно много воды. Когда вы экономите бумагу или покупаете продукцию из бумаги вторичной переработки, вы бережёте не только деревья, но и драгоценную пресную воду!



Найдите пункт приема вторсырья в своем городе на сайте recyclemap.ru (если вашего города пока там нет – используйте возможности интернет-поиска). Сдавая отходы в переработку, вы экономите природные ресурсы, а также воду, энергию и другие ресурсы, необходимые для производства новых товаров!

Начните разделять отходы для переработки с более простых для вас фракций (например, с бумаги), постепенно добавляя более сложные (например, алюминий, стекло, различные виды пластика).

Установите на кране специальную насадку-распылитель (аэратор), которая смешивает воду с воздухом и снижает расход воды.



При печати на принтере используйте обе стороны бумаги или «черновики-оборотки», сокращайте объём документов для печати. Обменивайтесь информацией в электронном, а не в бумажном виде.



Покупайте бумагу, книги и другую продукцию с товарным знаком «FSC» международной сертификации, которая свидетельствует о том, что сырье для производства легально, а при заготовке применялись методы устойчивого лесопользования (ищите значок «FSC» на самих изделиях или их упаковках).

Откажитесь от пластиковых пакетов в супермаркете: пользуйтесь холщовой или другой многоразовой сумкой для всех нужд.

Покупайте и потребляйте только самое необходимое, пользуйтесь вещами максимально долгий срок.



Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

ЭкоУрок О воде и не только, посвященный Всемирному дню водных ресурсов

Цели и задачи:

Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.

Учитель. Этот год, объявленный в России Годом экологии, дает нам повод ещё раз вспомнить о необычном природном богатстве нашей страны и задуматься над тем, как это богатство сохранить и что может сделать для этого каждый из нас

(Демонстрация видеоролика «Всё о воде»)

22 марта весь мир отмечает День воды, и сегодняшний урок посвящен рекам и озерам Красноярского края и их роли в нашей жизни и экономике региона: все отрасли и рабочие места так или иначе связаны с водными ресурсами, роль воды трудно переоценить!

Всемирный День водных ресурсов отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты.

Давайте посмотрим на карту мира Если на карту Земли посмотреть -
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться - ВОДА!

Хотя 70% земной поверхности покрыто водой, 97, 5% - это солёная вода. Из оставшихся 2,5% пресной воды почти 70% - замерзшая вода ледяных шапок и ледников. Всего 1 % от общего объема водных ресурсов планеты доступен для использования человеком, но и эта вода доступна не всем. Чтобы лучше это понять проведем опыт

Возьмем мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).



В ваших рабочих листах выполните 1 задание. Заполните схему «Для чего нужна вода?»

Примерный ответ:

  • Самый дешевый и удобный источник воды для питьевых, бытовых и промышленных нужд;

  • Среда обитания водных организмов, источник ценных белков (в виде рыб и др. организмов)

  • Экосистемы пресных водоемов служат своего рода естественными очистными системами по переработке некоторых отходов деятельности человека.

Резюме учителя.

1. Вода – это жизнь, бесценное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 тонн. К примеру, жители древнего Рима тратили в сутки всего лишь несколько литров воды. А жители современного города на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством Пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Очень много воды требуется заводам, фабрикам, сельскому хозяйству. Например, чтобы сделать сковородку, надо затратить 25 литров воды. Чтобы вырастить пшеницу, из которой можно будет испечь лишь одну булку, требуется 200 литров воды. Это 400 пол-литровых бутылок воды.



Значительная часть воды загрязнена как по природным причинам, так и от воздействия людей. Несмотря на совершенствования технологий очистки и передачи, подсчитано, что почти треть воды теряется при обработке и транспортировке от источника в дома людей. Вы вероятно, знаете, что только в 20 веке количество людей на Земле увеличилось в 6 раз, и сегодня нас уже более 7,3 млрд. Нужно помнить, что каждому человеку нужно не менее одного литра в день, но далеко не все имеют к ней доступ. Из-за воды происходят экономические и политические конфликты, переносят с места на место промышленные предприятия и населенные пункты.

2-й вопрос: Укажите причины дефицита пресной воды?

Примерный ответ:

  • рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на небольшой территории;

  • создание мощных промышленных центров и увеличение потребления воды на нужды производства;

  • освоение новых, ранее малонаселенных районов;

  • загрязнение водоемов бытовыми и промышленными стоками;

  • интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель;

  • сокращение водоносности рек; (последствия вырубки лесов, распашка пойм и осушение болот);

  • Снижение способности водоемов к самоочищению (не справляются с таким объемом отходов);

  • Чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод (обмеление рек и озер; проседание земной поверхности – так, Мехико осел почти на 7 м.)

Резюме учителя

  • С развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается, одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносит ущерб их обитателям.

  • Важным показателем качества воды является количество растворенного в ней кислорода. Кислород необходим для жизни обитателей водоемов. За счет деятельности аэробных бактерий кислород используется для окисления органических веществ останков животных и растительных организмов с образованием углекислого газа и воды, а также небольших количеств нитрат-ионов, сульфат-ионов, фосфат-ионов, которые усваиваются растениями. При избытке органических веществ растворенного кислорода оказывается уже недостаточно для деятельности аэробных бактерий. В этих условиях процесс разложении органических веществ выполняют анаэробные бактерии. Но в результате их деятельности образуются уже метан, аммиак, сероводород, фосфин. Вода приобретает гнилостный запах. Гибнет рыба и другие обитатели водоемов.

  • Разработка и решение этих проблем возможно лишь на основе фундаментального изучения водных экосистем, наблюдения за показателями состояния водной среды и за популяциями водных организмов (видовой состав, распределение, размножение, питание, рост).



Вопросы к классу

Назовите крупные реки, озера и родники нашего города и района?

Как они используются?

Оцените их состояние с точки зрения экологии

Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы сохранить водные ресурсы нашего города.



Выполним задание 3 в рабочих листах

Гидроэнергетика является крупнейшим возобновляемым источником для производства электроэнергии, и её доля в общем объеме производства электроэнергии, как ожидается, останется около 16% до 2030 года.

Примерно 75% всех промышленных водозаборов используется для производства электроэнергии. История красноярской энергетики берет свое начало в 80-е годы позапрошлого столетия

  • 1883г – первая электростанция, мощность – освещение одного дома – особняка купца Гадалова

  • 1898г. электростанция в Канске, купец Чевелев, мощность 150 к Вт

  • 1967г, 3 ноября - Красноярская ГЭС

  • 2012г, октябрь - Богучанская ГЭС



Гидроэлектростанции края:

  • Красноярская ГЭС

  • Богучанская ГЭС

  • Курейская ГЭС

  • Енашиминская ГЭС

  • Усть-Хантайская ГЭС – самая северная в мире.

Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше. Самые крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и все они находятся в экологической опасности. А почему? Да потому, что его величество Человек все больше и больше оказывает антропогенное воздействие на природу рек. На реках построены каскады ГЭС, которые вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня воды в реках и как следствие их помутнение, что приводит к гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так же использование человеком неисправных транспортных судов так же приводит к гибели животного и растительного мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным содержанием органических веществ и пониженным – кислорода, что зимой приводит к заморам рыбы. Поэтому цвет воды имеет оранжево-коричневую окраску. Наибольшая концентрация органических веществ наблюдается весной и летом, когда талые воды приносят их из болот, особенно рек Волга и Обь.

Выполним задание 4.

Основные источники загрязнения воды

Промышленные и бытовые сточные воды


Атмосферные осадки, несущие массы вымываемых из воздуха химических продуктов промышленного и бытового происхождения

Ядохимикаты и удобрения, проникающие в подземные воды и смываемые дождями с полей.

Крупные свалки химических и бытовых отходов, содержащие токсичные металлы, хлорорганические соединения, которые благодаря атмосферным осадкам попадают на поверхностные и грунтовые воды

Перевозимые водным транспортом нефть, нефтепродукты, соединения, образующиеся при работе водного транспорта



Подумайте, как может городской житель помочь сохранить чистую воду?



Примерный ответ:

  • нефтью и нефтепродуктами;

  • сточными водами промышленных предприятий (содержащими, в том числе соли тяжелых металлов);

  • сточными водами предприятий коммунального и сельского хозяйства;

  • остатками удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы;

  • поверхностно-активные вещества ( в том числе и синтетические моющие средства);

  • тепловое загрязнение;

  • Загрязнения являющиеся следствием неорганизованного отдыха населения, в том числе бесконтрольного использования маломерного самоходного флота.

Резюме учителя:

  • В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря осквернили черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».

  • Со времени этого путешествия прошло 35 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, живущие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.

  • Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве и лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

  • Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они очень часто попадают в водоемы. А оттуда в водопроводную трубу.

  • Опасными загрязнителями водоемов являются соли тяжелых металлов - свинца, железа, меди, ртути. Ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоеме.



А теперь рассмотрим вопрос о влиянии энергетики на окружающую среду. Выполним задание 5



Это интересно «ОТДЕЛ КАДРОВ»(на слайде)



В конце урока учитель раздает ученикам заготовки покетмодов — карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках описано креативное домашнее задание по водосбережению — «Водяные выходные».

Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4 до формата карманной книжечки.

В покетмоде прописаны конкретные шаги по сбережению воды, которые школьник может выполнить один из выходных в течение двух недель после проведения экоурока «Хранители воды».

Учитель объясняет детям, что им предстоит выбрать любой выходной в ближайшие 2 недели, чтобы выполнить необычное домашнее задание: узнать больше об одном из водных объектов своего края, попрактиковать простые шаги по сбережению воды, подключить к этому одного из родителей, а также провести сбор подписей среди друзей и знакомых в соответствии с заданием, описанным в карманной книжке.

В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

Заключительное слово учителя

Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло к концу. Мы узнали больше о том, как беречь воду, помогать озёрам и рекам. Наш урок заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются!

Наш герой Бобёр очень хочет продолжить дружить с вами. Вступайте в группы нашего экоурока в социальных сетях и следите за новостями — вас ждёт немало интересного!

Учитель пишет на доске название групп в социальных сетях:

http://vk.com/waterkeepers_info

https://ok.ru/waterkeepers



Просмотр содержимого документа
«лист заданий»

Урок Географии о воде и не только…

  1. Для чего нужна вода? Заполните схему

Для чего нужна вода?













2.









  1. Задание. Укажите причины дефицита пресной воды?















4.Заполни схему

Основные источники загрязнения воды



















5 задание.

Влияние энергетики на окружающую среду (Сравнительная таблица влияния на ОС)

№ п/п

Показатель

Баллы различных способов генерации энергии

Уголь

Газ, нефть

Гидро

энергия

Солнце

Ветер

Ядерная энергия

1

Количество выделяющихся парниковых газов

10

7,2

0,1

0,7

0,3

0,1

2

Выброс вредных веществ в атмосферу

10

4,3

0,1

5

0,1

0,1

3

Сброс вредных веществ в водные источники

5

0,4

0,1

0,1

0,1

0,1

4

Образование отходов

10

1,7

0,1

3

3

0,1

5

Отчуждение земельных ресурсов

0,1

0,1

10

3,3

5

0,1

6

Выделение радиоактивных веществ в окружающую среду

10

0,4

0,1

0,1

0,1

5

7

Риск для людей

10

0,3

0,9

2,9

0,2

0,5

8

СКП (суммарный комплексный показатель вредного воздействия)

65,2

26,4

16,5

22,1

18,9

16,1

9

ПЭЭ (комплексный показатель экологической эффективности) Доля в % от наилучшего

1,00

24,7%

2,47

61%

3,95

97,5%

2,95

72,8%

3,45

85,2%

4,05

100%



Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: Какой вид энергии можно назвать условно чистым? Почему? Как влияет этот вид электростанций на чистоту воздуха, на чистоту воды?



Просмотр содержимого презентации
«Урок о воде»

900igr.net

900igr.net

Нахождение воды в природе

Нахождение воды в природе

Для чего нужна вода?

Для чего нужна вода?

ВОДА Среда обитания водных организмов, источник ценных белков (в виде рыб и др.организмов

ВОДА

Среда обитания водных организмов, источник ценных белков (в виде рыб и др.организмов

Расход  воды  человеком   в сутки   Х I Х век  1,5 ведра  ХХ I век  40 ведер

Расход

воды

человеком

в сутки

Х I Х век

1,5 ведра

ХХ I век

40 ведер

1 чашка кофе – 140 л воды 1 кг бумаги – 700 л воды 1 булка хлеба - 200 л воды 1 кг говядины – 15 000 л воды 1 тонна стали - 280 т воды 1 автомобиль – в 50 раз больше воды чем его вес

1 чашка кофе – 140 л воды

1 кг бумаги – 700 л воды

1 булка хлеба - 200 л воды

1 кг говядины – 15 000 л воды

1 тонна стали - 280 т воды

1 автомобиль – в 50 раз больше воды чем его вес

Причины дефицита пресной воды

Причины дефицита пресной воды

Как мы еще теряем воду? химические аварии

Как мы еще теряем воду?

химические аварии

11

11

История красноярской энергетики  1883г – первая электростанция, мощность – освещение одного дома – особняка купца Гадалова 1898г. электростанция в Канске , купец Чевелев, мощность 150 к Вт 1967г, 3 ноября - Красноярская ГЭС 2012г, октябрь - Богучанская ГЭС  Гидроэлектростанции края: Красноярская ГЭС Богучанская ГЭС Курейская ГЭС Енашиминская ГЭС Усть-Хантайская ГЭС – самая северная в мире.

История красноярской энергетики

  • 1883г – первая электростанция, мощность – освещение одного дома – особняка купца Гадалова
  • 1898г. электростанция в Канске , купец Чевелев, мощность 150 к Вт
  • 1967г, 3 ноября - Красноярская ГЭС
  • 2012г, октябрь - Богучанская ГЭС
  • Гидроэлектростанции края:

Красноярская ГЭС

Богучанская ГЭС

Курейская ГЭС

Енашиминская ГЭС

Усть-Хантайская ГЭС – самая северная в мире.

Основные источники загрязнения воды

Основные источники загрязнения воды

Загрязнение воды

Загрязнение воды

Тур Хейердал и его лодка «Ра»

Тур Хейердал и его лодка «Ра»

Отдел кадров Работа в сфере экологии и охраны вод  это различные НИИ, гидрографические службы, проектные организации.  Качества гидролога Интерес к профессии Знания точных наук, наблюдательность Физическая выносливость Гидролог: Гидрология суши Океанология Гидрометрия Гидрофизика Гидрохимия Гидробиология Гидрогеология

Отдел кадров

  • Работа в сфере экологии и охраны вод
  • это различные НИИ, гидрографические службы, проектные организации.
  • Качества гидролога
  • Интерес к профессии
  • Знания точных наук, наблюдательность
  • Физическая выносливость

Гидролог:

Гидрология суши

Океанология

Гидрометрия

Гидрофизика

Гидрохимия

Гидробиология

Гидрогеология

http:// vk.com/waterkeepers_info https://ok.ru/waterkeepers

http:// vk.com/waterkeepers_info

https://ok.ru/waterkeepers

Способы экономии воды Чистка зубов, бритье Стирка Мытье посуды

Способы

экономии воды

Чистка зубов,

бритье

Стирка

Мытье посуды

Охрана воды  Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.

Охрана воды

Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.

Вода – это жизнь!  Берегите воду! Спасибо за внимание и пейте чистую воду!

Вода – это жизнь! Берегите воду!

Спасибо за внимание и пейте чистую воду!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!