СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водным ресурсам - нашу заботу!

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Водные ресурсы - наиболее важный вид ресурсов, без которых невозможно существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить. Цели и задачи внеклассного мероприятия: охрана окружающей среды; охрана водных ресурсов, привлечение внимания учащихся и общественности к вопросам охраны вод.

Просмотр содержимого документа
«Водным ресурсам - нашу заботу!»

МО Скопинский муниципальный район, Рязанская область.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чулковская СОШ».

391800 с.Чулково, ул. Большак, д.12.

Телефон 84915676136

Автор учитель географии Лидия Васильевна Аленина



ВОДНЫМ РЕСУРСАМ – НАШУ ЗАБОТУ!

Внеклассное мероприятие.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. (Слайд 2).

  • Охрана окружающей среды.

  • Охрана водных ресурсов.

  • Привлечение внимания учащихся и общественности к вопросам охраны вод, бережному и экономному использованию водных ресурсов своей местности.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

презентация pptx. «Водным ресурсам – нашу заботу!»


ПРОВЕДЕНИЕ. Конкурсы, викторины оцениваются; между ними – просмотр фото, чтение цитат, листовок; в конце мероприятия подводятся итоги, вручаются грамоты и призы.


ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. (Слайды 3-4).


наиболее важный вид ресурсов, без которых невозможно существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.

Человек без пищи может прожить 60-70 дней, без воды – не более 2-3 суток. На питьё и бытовые нужды 1 человек использует 300-400 литров в сутки.

В промышленности: на производство 1 т сахара – 5 тыс. литров, 1 т смолы – 150 тыс. литров, 1 т капрона – 500 тыс. литров.

В сельском хозяйстве для выращивания 1 кг пищи – 2000 л воды.

Ещё вода это:

- дешёвый путь перевоза грузов и пассажиров;

- великий запас дешёвой энергии;

- большой рыбный промысел.


Антуан де Сент-Экзюпери. (Слайд 5).


  • Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

  • Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

  • Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

  • Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

  • С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

  • По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

  • Высохшие родники нашего сердца.

  • Ты самое большое богатство на свете.


БЕРЕЧЬ ВОДУ – ЭТО ЗНАЧИТ БЕРЕЧЬ

ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ,

КРАСОТУ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ (Слайд 6).


22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды). (Слайд 7-9).


Международный день воды объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. (резолюция № A/RES/47/ 193) по решению Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года.

В 2003 г. Генеральная Ассамблея в своей резолюции № A/RES/58/217 объявила период 2005–2015 гг., начиная с Международного дня воды 22 марта 2005 г., Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Цель Десятилетия – развитие международного сотрудничества для решения актуальных проблем, связанных с водой.


«ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО!» (Слайд 10).

Викторина.


1.Какие химические элементы входят в состав воды?

2.Есть ли вода на Луне?

3.Можно ли лёд назвать минералом?

4.Какое значение для обитателей водоёмов имеет то, что лёд легче воды?

5.Как вода попадает в облака?

6.Можно ли бегать по поверхности воды?

7.Может ли вода течь вверх?

8.К каким заболеваниям приводит загрязнение воды?

9.Назовите живые фильтры водоёмов.

10.Назовите индикаторы чистой воды.

11.Какие древесно-кустарниковые растения используют для укрепления берегов водоёмов?

12.Мытьё рук – элементарное правило личной гигиены. Назовите случаи, когда необходимо мыть руки.

13.Какую часть на нашей планете занимает вода?

14.Где сосредоточено больше всего пресной воды?

15.Сколько на Земле пресной воды?

16.Чем загрязняются водоёмы?

17.Каковы последствия загрязнения воды?


ПОДУМАЙ! (Слайд 11).


  • Писатель Михаил… заметил, что Ока – самая русская река из всех.

  • Обширная равнина на левом берегу Оки.

  • Правый приток Оки.

  • С какой рекой сравнивают по плодородию пойму Оки после разлива?

  • Озеро, расположенное на Мещерской низменности.

  • Назовите озера, которые входят в состав особо охраняемых территорий Рязанской области, названия которых связаны с цветом. Почему они так называются?

  • Какие реки Рязанской области в своем названии носят птичьи имена. В гербах каких районов Рязанской области изображены реки? (Приведите не менее 3-х примеров).

  • Какие реки протекают в окрестностях села Чулково? Что вам о них известно?



Конкурс «ВОДНЫЙ СВЕТОФОР». (Слайд 12).


Участники конкурса должны разложить рисунки-знаки по значению: на красный круг – рисунок-знак с действием человека, приносящим вред воде; на желтый – с опасностью для воды, которую еще можно предотвратить; на зеленый – действия человека, которые направлены на охрану воды, и верное ее применение. Оптимальная оценка – 10 баллов.


1.Можно предотвратить потери воды, закрыв кран плотно.

2.Родник - чистый, так как люди берегут его от загрязнения.

3.Выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки города.

4.Мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.

5.При мытье машины из шланга неразумно тратится огромное количество воды.

6.Принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.

7.Загрязняются реки бытовым мусором в местах отдыха.

8.Вода применяется для полива растений экономно, из лейки.

9.Дождевая вода, которая собирается в емкостях, может использоваться на благо человека.


КОНКУРС СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОЧИСТКЕ ВОДЫ И ВОЗДУХА. (Слайды 13-14).


Ведущий приглашает участников конкурса выйти на сцену и выбрать по два вопроса. За правильный ответ 1-2 балла.


1.Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас, мягко говоря, сомнение. Как обезопасить себя с помощью простых и надёжных средств?

2.Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?

3.Бывает, что, набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем?

4.При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения?

5.Назовите естественные фильтры воды в природе.

6.Какое вещество в промышленных условиях чаще всего используется для очистки воздуха?


Цитататы. (Слайд 15).


  • «Как это получается, что вода, столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко». (Американский экономист А. Смит).

  • «Замена мыла детергентами не сделала нас чище, чем мы были, но окружающую среду она сделала более грязной». (Американский эколог Б. Коммонер).

  • «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». (Французский ученый Ф. Жолио-Кюри).


«СТИХИЯ ВОДЫ». (Слайд 16).

Е. Карганова.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы елочка сияла,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!



Листовка. (Слайды 17-18).


Рязанским рекам – чистую воду!

Мы должны охранять природу!

Мы хотим охранять природу!

Рязанским рекам – чистую воду!


КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ В ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ: (Слайд 19).


  • минеральная вода - радоновые и солевые ванны

- настои трав - баня

- закаливание - чай

  • морская вода - утренняя роса


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ: (Слайд 20).


- загрязнение бытовыми сточными водами

- загрязнение промышленными стоками

- бытовой мусор

- загрязнение от водного транспорта

- загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров

- браконьерство

- неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление)

- сплав древесины

- отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)


Слайд 21.


«Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять».

А.Н. Несмеянов


«ОХРАНА ВОДЫ»

Викторина.


1. Какой организм может быть использован в качестве тестового при оценке загрязнения воды в водоеме? (5 баллов)
Ответ: Дафнии.
2. Какое водное растение может быть использовано в качестве биоиндикатора загрязнения водоема? (10 баллов)
Ответ: Ряска.
3. Какой процесс является наиболее эффективным при очистке мутных сточных вод? (15 баллов)
Ответ: Коагуляция.
4. Что такое «цветение воды»? (20 баллов)
Ответ: «Цветение» воды вызывают нитраты из смытых с полей удобрений или фосфаты из моющих средств.
5. Что такое эвтрофикация? (25 баллов)
Ответ: накопление в водных экосистемах биогенных элементов под воздействием антропогенных или природных факторов.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ. (Слайды 22-23).


Наше счастье – дождь да ненастье.

Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.

Счастье – вешнее ведро.

Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.

Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.

Все беды пропали, что в воду упали.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Не грози щуке морем, а нагому горем.

Река не море, тоска не горе.


- КАКИЕ МЕРЫ НУЖНО ПРЕДПРИНИМАТЬ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВОДЫ? (Слайд 24).


1.Регулирование речного стока.

2.Мощные очистные сооружения.

3.Внедрение замкнутых циклов использования воды в промышленности.

4.Улучшение технологий производства (сухое).

5. Сокращение потерь воды. (Вода теряется даже у вас дома в водопроводе:

- 1 мин – 200г (стакан);

- 1 час – 12 стаканов;

- 24 часа – 300 литров).


СОВЕТЫ ДЛЯ ЭКОНОМНЫХ. (Слайды 25-28).


1. Помните, что из полностью открытого крана вытекает воды больше, чем вы думаете: каждую минуту – 15 литров. На мытье грязной посуды под сильной струей уходит, в среднем, свыше 100 литров. При мытье автомобиля с помощью шланга – более 300 литров.

2. Для полной ванны требуется в 3 раза больше воды, чем для душа, принимаемого 5-7 минут.

3. Исправьте все «протечки». Неисправный кран за сутки может «накапать» от 30 до 300 литров воды.

4. Используйте не проточную воду, а воду из стакана при чистке зубов или при бритье. Экономия – от 5 до 10 литров при каждом «сеансе».

5. До 50% можно сэкономить, если установить на душе вместо обычного рассеивателя более экономичный, с меньшим размером отверстий.


ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. Викторина. (Слайды 29-40).


  • Назовите млекопитающее, занесенное в Красную Книгу Рязанской области, тесно связанное с водой. Ради охраны этого животного в 1935 году был создан Окский заповедник. Волоски меха этого животного кверху расширяются и сужаются к корню. Какое значение имеет для этого животного такое строение волоса?

  • Как этому животному удаётся дышать под водой зимой, когда все водоёмы покрыты льдом?


Выхухоль русская


ПОЗВОНОЧНЫЕ - VERTEBRATA
Отряд: Насекомоядные - Insectivora
Семейство: Кротовые - Talpidae
Род: Desmana
Автор: Linnaeus, 1758
Категория: 2 - сокращающийся в численности редкий реликтовый вид России.


Ареал распространения выхухоли. Охрана.



Занесена в Красный список МСОП-96. В России запрет на добычу введен в 1920 г. и длился с небольшим перерывом до 1946 г., когда разрешили лицензионную добычу, в 1956 г. вновь ввели запрет на 5 лет; окончательный запрет на добычу выхухоли установлен после занесения вида в Красную книгу СССР. Охраняется в Воронежском, Хоперском, Мордовском, Окском, Керженском, Вороненском заповедниках, а также в большем числе заказников (около 80), где обитает более 25% общего поголовья выхухоли.

  • Назовите растения болот, жизненный цикл которых непосредственно связан с водой. Как использовался в годы Великой отечественной войны мох сфагнум?

  • Это многолетнее насекомоядное травянистое растение, имеющее в своем названии слово «английская», занесено в Красную книгу Рязанской области. Растение, имеет длинночерешковые листья, густо покрытыми длинными красными блестящими железками (кажется, что листья покрыты росой). Назовите растение и объясните причину особого способа питания у этого растения.

  • Имеются предметы: губка, детская колыбелька, кусок мыла, ситечко для чая, драгоценность.

  • - Как эти предметы связаны с одним из 1230 поверхностных водных объектов Рязанской области, являющимся государственным природным заказником регионального значения, расположенным в Скопинском районе и имеющим в своем названии название кустарничка из семейства Вересковые, который имеет эндотрофную микоризу?

  • - Как и почему это растение, кустарничек из семейства Вересковые, называли в старину?

  • - Какое отношение имеет эндотрофная микориза к этому растению?

  • - Какое отношение к этим водным объектам в Рязанской области имеет экспедиция генерала Жилинского?

  • Что этот организм, изображенный на рисунке, может рассказать о воде? (Используйте слова: индикатор, здоровье, вещества, взаимосвязи, кислород, организмы, зависимость; составьте не более 5 предложений).



ВЕБ- САЙТЫ. (Слайды 41-45).


  • vospitatel.com.ua

  • bioword.narod.ru

  • www.calameo.com

  • map.rzn.info

  • maps.yandex.ru

  • russian-animalis.ru

  • ryazan.bezformata.ru

  • ru.wikipedia.orq

ЛИТЕРАТУРА

  • Водный кодекс Российской Федерации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!