Урок по химии в 9 класса по теме: «Водород».
Цели урока:
- образовательные: дать понятие о водороде и его свойствах, раскрыть связь между химическими свойствами и областями применения;
- развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность, умения работать в группах, вести наблюдения и делать выводы;
- воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха.
Задачи урока:
Познавательные: закрепить умения работать с учебником, анализировать, систематизировать, обобщать и структурировать новый материал;
Регулятивные: развивать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять алгоритм своих действий;
Коммуникативные: формировать умения общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения.
Формирования ключевых компетенций на уроке:
Учебно- познавательные: уметь ставить цель, пояснить ее, планировать работу, выбирать главное в тексте, организовывать анализ, рефлексию и самооценку своей деятельности.
Социокультурные: уметь слушать одноклассников и владеть культурой речи.
Коммуникативные: уметь распределять обязанности в группе, защищать групповой продукт работы, задавать вопросы, толерантно относиться к товарищам.
Информационные: владеть навыками работы с учебником, мультимедийными слайдами.
Здоровьесберегающие: уметь регулировать свои эмоции, работая в группах, соблюдать правила ТБ при работе в химическом кабинете, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Использование технологии на уроке: технология развития критического мышления.
Методические методы и приемы: проблемно- поисковый, традиционные: словесные- беседа, диалог, самостоятельная работа с учебной литературой, мультимедийными слайдами, составление опорных схем, «покопаемся в памяти», «согласен- не согласен», «ромашка Блума», работа в группах, фронтальные задания, самопроверка.
Оборудование и реактивы: гранулы цинка, раствор соляной кислоты, пробирки, спички, прибор для получения газа.
Дидактический материал: набор ЦОР, рабочие листы к уроку.
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | 1 минута | 1. Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. 2. Обеспечивает психологическую установку на предстоящую учебную работу. | Проверяют готовность рабочих мест. Получают рабочий лист для работы на уроке. (Приложение№1) | |
Мотивационно - ориентационный этап | 2 минуты | Создаёт условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли" Л. Н. Толстой. (слайд 1). Придерживаясь высказывания Л. Н. Толстого, проведем мы сегодня урок, на котором многое вы усвоите в ходе собственных исследований, решений и выводов. Тема нашего урока связана с известным вам элементом и веществом. Используя подсказки 11-ков, определите, о чем идет речь? Ну что? «Покопаемся в памяти?» Демонстрация слайдов: «Покопаемся в памяти?» (слайд. 2-3). Этот элемент — самый распространённый во Вселенной. Этот элемент составляет около 70 % массы Солнца и звезд В гидросфере этот элемент входит в состав воды. Это — самый лёгкий газ. Этот первый элемент, который использовали для заполнения Дирижаблей. В средние века химики называли это вещество «горючим газом». Это экологически чистое топливо т.к. при горении образует воду. В 1784 году французский химик А. Лавуазье дал этому элементу название «гидрогениум», что означает «рождающий воду». Это самый первый элемент периодической системы. Учитель: Как вы думаете, о каком элементе мы будем сегодня говорить? Учитель: Итак, тема нашего урока «Водород». (слайд 4 ) Учитель: При изучении курса химии мы уже встречались с водородом. Пришло время систематизировать знания о водороде. | Слушают исторические факты о химическом элементе, определяют его название. Ученики: О Водороде | |
Информационный этап. | 3 минуты | Организует беседу, создает условия для определения проблемы и составления задач урока. Учитель. На рабочих листах учащихся написаны верные и не правильные цитаты о водороде. После каждого высказывания учитель задает вопрос учащимся: «Все ли вы согласны с тем, что сказано?» (учитель заполняет таблицу на доске) Учитель. Как видите, у нас возникли разногласия, т.к. получились разные ответы. Какие вопросы вызвали у вас затруднения. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы. (учитель заполняет кластер на доске) | Выполняют задание, анализируют, находят проблемные вопросы и определяют задачи урока, заполняют кластер в рабочем листе. | Регулятивные УУД Формирование умений находить проблему, ставить цель, и стремиться к её осуществлению. |
Генерализация - этап усвоения новых знаний Стадия осмысления | 30 минут | Учитель. Сегодня поиск новых знаний вами будет осуществляться в группах. Используем для этого приём «ромашка Блума», вы выбираете лепесток-вопрос по своим возможностям и интересам. Учитель. Напоминает правила работы в группах. Учитель. Я предлагаю вам следующий девиз урока: «Всегда держись на чеку» Козьма Прутков. Учитель. Информацию ищете в параграфе 19 на страницах 136 – 142 учебника химии 9 класс автор Габриелян.-М.: Дрофа, 2020. На подготовку ответов выделяется 5 минут. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. В случае затруднений обращаются к учителю. Затем систематизируются отчеты групп. Физкультминутка: и. п. – стоя, руки на поясе. На счет раз- поднять руки вверх, на счет два- расслабить кисти, на сет три- «уронить» предплечья, на счет 4-5 «уронить» руки вниз с небольшим наклоном вперед, на счет 6-8- вернуться в исходное положение. Учитель. Итак, водород относится к неметаллам. Каковы же особенности у неметалла водорода? Объясните, почему элемент водород в ПСХЭ занимает два места? (слайд 5-6). Учитель. Обычно водород проявляет степень окисления +1 и значит, является восстановителем, может ли он быть окислителем? Докажите это с помощью уравнений химических реакций. (слайд 7-9). Учитель: Обратимся к учащимся 3 группы. (Учитель демонстрирует видео наполнение мыльных пузырей водородом- № 60). Как вы думаете, какое свойство водорода использовали при заполнении дирижаблей. (слайд 10-16). Учитель. Из-за чего же прекратилось строительство пассажирских дирижаблей? Вернемся к девизу урока: «Почему надо быть всегда на чеку». Обратимся к учащимся 4 группы. Учитель. Смесь Н2 и О2 в отношении 2:1 называется «гремучим газом» очень взрывоопасна. (Демонстрация видео взрыв гремучего газа № 59). Учитель. Обращаться с водородом нужно очень осторожно т.к. возможен взрыв. Учитель. Какие существуют способы получения водорода? Учитель. В лаборатории получают водород взаимодействием раствора кислоты с цинком в аппарате Киппа. (опыт № 23). (слайд 17-19). Учитель. Аппарат Киппа - химический прибор, имеющий свой аналог в природе! Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков- бомбардиров. Небольшое оранжево-синее насекомое, защищаясь от нападения врага, выбрасывает нагретую до высокой температуры газовую струю. Учитель. «А знаете ли вы?» "Как можно применить свойства водорода ...?". (слайд 20-21). | Выбирают вопросы. Говорят правила работы в группах. Распределяют обязанности. Обучающийся группы №1. Даёт ответ на вопрос, о двойственном положении водорода в ПСХЭ, о строении его атома делает записи на доске, остальные вносят в свои рабочие листы. Обучающийся группы №2. Даёт первичное представление о химических свойствах водорода и делает записи на доске. Обучающийся группы №3. Анализируя видео опыт «наполнение мыльных пузырей водородом», рассказывает о физических свойствах водорода. Обучающийся группы №4. Рассказывает о способе распознавания водорода и свойствах «гремучего газа». Обучающийся группы №5. Рассказывает о способах получения водорода в промышленности и лаборатории. Обучающийся группы №6. Презентует проект применения водорода. | Коммуникативные УУД формирование умений распределять обязанности в группе, защищать групповой продукт работы, толерантно относиться к окружающим. Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; |
Этап закрепления новых знаний | 4 минуты | Учитель. Если бы пришлось внести водород в Книгу рекордов Гиннеса какие бы особенности водорода вы выделили. ). «Телеграмма» Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты (выполняется самостоятельно по вариантам, если остается время). 1 вариант Мg + ……… = MgH2 ….. + H2 = H2S Al + HCI = ………. Fe3O4 + H2 = Fe +….. 2 вариант …….. + H2 = KH H2 + …….. = H2 O Zn + H2 SO4 = …….. WO3 + H2 = W + …. Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус. Учитель зачитывает утверждения. 1. Водород – самый распространённый элемент в космосе. 2. Молекула водорода- двухатомная. 3. Основным соединением водорода на нашей планете является вода. 4. Благодаря водороду есть жизнь на Земле. 5. Степень окисления водорода равна +2. 6. Формула простого вещества водорода Н. 7. Газ водород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой. 8. Газообразный водород хорошо растворим в воде. 9. Водород в смеси с кислородом взрывоопасен. 10. Чтобы собрать водород, пробирку надо держать отверстием вверх. 11. Водород можно распознать по запаху. 12.Водород помогает получать металлы. Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок - неудовлетворительно. | Взаимопроверка: 1.+ 2. + 3. + 4. – 5. – 6. – 7. + 8. – 9. + 10. + 11. – 12. + (слайд 20) | |
Рефлексия | 4 минуты | Учитель. Итак, сегодня вы узнали многое об интересном элементе периодической системы – водороде. Для того чтобы проверить, над чем ещё вам нужно поработать, снова обратимся к цитатам «согласен – не согласен». | Анализируют, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать. | |
Домашнее задание. | 1минута | *19. Творческое задание : Сочинение «В некотором царстве Химоза правил царь Гидрогениум ибн Водород…» ( по желанию); Решить задачу: Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии цинка с 60 г раствора соляной кислоты, в которой массовая доля кислоты составляет 20%. (слайд 22). | | |
[Приложение 1]
Рабочий лист
Ф.И.________________________________________________
Тема урока: _________________________________________
Задание: «Согласен – не согласен»
Цитаты о водороде | На начало урока | На конец урока |
| Согласен «+» Не согласен «-» Хочу узнать «?» |
1. Водород занимает в ПСХЭ два места. | | |
2. У него всегда степень окисления равна +1. | | |
3. Атомы водорода в молекуле (H2) удерживаются ковалентной неполярной связью. | | |
4. Водород хорошо растворяется в воде. | | |
5. В реакциях он может выступать в роли окислителя. | | |
6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов. | | |
7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой. | | |
8. Его можно собрать, только держа пробирку дном вверх. | | |
9. Водород горит с взрывом с образованием воды. | | |
10. Водород – это топливо будущего. | | |
Девиз урока: «Всегда держись на чеку»( Козьма Прутков).
Задания для первой группы
Черты сходства и отличие | Нахождение водорода в ПСХЭ |
___(__) группе | ___(___) группе |
Имеет сходство с … | | |
Что происходит с электроном? | | |
Укажите степень окисления. | | |
Задания для второй группы | Взаимодействие с простыми веществами | Взаимодействие со сложными веществами |
| При обычных условиях | При нагревании | При нагревании |
Окислитель | Ca + H2 = | | |
Восстановитель | H2 + O2 = | N2 + H2 = | СuO + H2 = |
Задания для третьей группы Физические свойства водорода |
Тип химической связи | Агрегатное состояние, цвет, запах | Растворимость в воде |
| | |
Задания для четвертой группы Чистый водород сгорает с ______________ хлопком.
«Гремучий газ» - это смесь ___________ с _________ сгорает с характерным «_______________» взрывом.
Задания для пятой группы
Получение водорода |
В лаборатории | В промышленности |
| |
Способ собирания водорода: |
| |
Задания для шестой группы: (творческое)- составить схему: «Применение водорода».
Утверждения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
Оценка:
Домашнее задание.
П.19 Творческое задание: Сочинение «В некотором царстве Химоза правил царь Гидрогениум ибн Водород…» (по желанию);
Решить задачу:
Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии цинка с 60 г раствора соляной кислоты, в которой массовая доля кислоты составляет 20%.