СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Водород" - конспект урока.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по теме: "Водород" с использованием технологии критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«"Водород" - конспект урока.»


Урок по химии в 9 класса по теме: «Водород».

Цели урока:

- образовательные: дать понятие о водороде и его свойствах, раскрыть связь между химическими свойствами и областями применения;

- развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность, умения работать в группах, вести наблюдения и делать выводы;

- воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха.

Задачи урока:

Познавательные: закрепить умения работать с учебником, анализировать, систематизировать, обобщать и структурировать новый материал;

Регулятивные: развивать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять алгоритм своих действий;

Коммуникативные: формировать умения общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения.

Формирования ключевых компетенций на уроке:

Учебно- познавательные: уметь ставить цель, пояснить ее, планировать работу, выбирать главное в тексте, организовывать анализ, рефлексию и самооценку своей деятельности.

Социокультурные: уметь слушать одноклассников и владеть культурой речи.

Коммуникативные: уметь распределять обязанности в группе, защищать групповой продукт работы, задавать вопросы, толерантно относиться к товарищам.

Информационные: владеть навыками работы с учебником, мультимедийными слайдами.

Здоровьесберегающие: уметь регулировать свои эмоции, работая в группах, соблюдать правила ТБ при работе в химическом кабинете, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Использование технологии на уроке: технология развития критического мышления.

Методические методы и приемы: проблемно- поисковый, традиционные: словесные- беседа, диалог, самостоятельная работа с учебной литературой, мультимедийными слайдами, составление опорных схем, «покопаемся в памяти», «согласен- не согласен», «ромашка Блума», работа в группах, фронтальные задания, самопроверка.

Оборудование и реактивы: гранулы цинка, раствор соляной кислоты, пробирки, спички, прибор для получения газа.

Дидактический материал: набор ЦОР, рабочие листы к уроку.



Ход урока:


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

1 минута


1. Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

2. Обеспечивает психологическую установку на предстоящую учебную работу.



  • Проверяют готовность рабочих мест.

  • Получают рабочий лист для работы на уроке. (Приложение№1)


  1. Мотивационно - ориентационный этап



2 минуты


  1. Создаёт условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания.

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли" Л. Н. Толстой. (слайд 1).

Придерживаясь высказывания Л. Н. Толстого, проведем мы сегодня урок, на котором многое вы усвоите в ходе собственных исследований, решений и выводов.

Тема нашего урока связана с известным вам элементом и веществом. Используя подсказки 11-ков, определите, о чем идет речь? Ну что? «Покопаемся в памяти?»

Демонстрация слайдов: «Покопаемся в памяти?» (слайд. 2-3).

  1. Этот элемент — самый распространённый во Вселенной.

  2. Этот элемент составляет около 70 % массы Солнца и звезд

  3. В гидросфере этот элемент входит в состав воды.

  4. Это — самый лёгкий газ.

  5. Этот первый элемент, который использовали для заполнения Дирижаблей.

  6. В средние века химики называли это вещество «горючим газом».

  7. Это экологически чистое топливо т.к. при горении образует воду.

  8. В 1784 году французский химик А. Лавуазье дал этому элементу название «гидрогениум», что означает «рождающий воду».

  9. Это самый первый элемент периодической системы.

Учитель:  Как вы думаете, о каком элементе мы будем сегодня говорить?

Учитель:  Итак, тема нашего урока «Водород». (слайд 4 )

Учитель: При изучении курса химии мы уже встречались с водородом. Пришло время систематизировать знания о водороде.

  • Слушают исторические факты о химическом элементе, определяют его название.























Ученики: О Водороде



  • Формулируют тему урока. Записывают тему в рабочих листах.





































  1. Информационный этап.

    1. ССтадия вызова



3 минуты

  1. Организует беседу, создает условия для определения проблемы и составления задач урока.

Учитель. На рабочих листах учащихся написаны верные и не правильные цитаты о водороде. После каждого высказывания учитель задает вопрос учащимся: «Все ли вы согласны с тем, что сказано?»

(учитель заполняет таблицу на доске)

Учитель. Как видите, у нас возникли разногласия, т.к. получились разные ответы. Какие вопросы вызвали у вас затруднения. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы.

(учитель заполняет кластер на доске)



  • Выполняют задание, анализируют, находят проблемные вопросы и

  • определяют задачи урока, заполняют кластер в рабочем листе.

Регулятивные УУД Формирование умений находить проблему, ставить цель, и стремиться к её осуществлению.


  1. Генерализация - этап усвоения новых знаний



Стадия осмысления


30 минут

Учитель. Сегодня поиск новых знаний вами будет осуществляться в группах. Используем для этого приём «ромашка Блума», вы выбираете лепесток-вопрос по своим возможностям и интересам.

Учитель. Напоминает правила работы в группах.




Учитель. Я предлагаю вам следующий девиз урока: «Всегда держись на чеку» Козьма Прутков.


Учитель. Информацию ищете в параграфе 19 на страницах 136 – 142 учебника химии 9 класс автор Габриелян.-М.: Дрофа, 2020. На подготовку ответов выделяется 5 минут. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. В случае затруднений обращаются к учителю. Затем систематизируются отчеты групп. Физкультминутка: и. п. – стоя, руки на поясе. На счет раз- поднять руки вверх, на счет два- расслабить кисти, на сет три- «уронить» предплечья, на счет 4-5 «уронить» руки вниз с небольшим наклоном вперед, на счет 6-8- вернуться в исходное положение.


Учитель. Итак, водород относится к неметаллам. Каковы же особенности у неметалла водорода? Объясните, почему элемент водород в ПСХЭ занимает два места? (слайд 5-6).








Учитель. Обычно водород проявляет степень окисления +1 и значит, является восстановителем, может ли он быть окислителем? Докажите это с помощью уравнений химических реакций. (слайд 7-9).





Учитель: Обратимся к учащимся 3 группы. (Учитель демонстрирует видео наполнение мыльных пузырей водородом- № 60). Как вы думаете, какое свойство водорода использовали при заполнении дирижаблей. (слайд 10-16).






Учитель. Из-за чего же прекратилось строительство пассажирских дирижаблей? Вернемся к девизу урока: «Почему надо быть всегда на чеку». Обратимся к учащимся 4 группы.




Учитель. Смесь Н2 и О2 в отношении 2:1 называется «гремучим газом» очень взрывоопасна. (Демонстрация видео взрыв гремучего газа № 59).

Учитель. Обращаться с водородом нужно очень осторожно т.к. возможен взрыв.



Учитель. Какие существуют способы получения водорода?

Учитель. В лаборатории получают водород взаимодействием раствора кислоты с цинком в аппарате Киппа. (опыт № 23). (слайд 17-19).





Учитель. Аппарат Киппа - химический прибор, имеющий свой аналог в природе! Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков-

бомбардиров. Небольшое оранжево-синее насекомое, защищаясь от нападения врага, выбрасывает нагретую до высокой температуры газовую струю.

Учитель. «А знаете ли вы?» "Как можно применить свойства водорода ...?". (слайд 20-21).


Выбирают вопросы.




  • Говорят правила работы в группах.

  • Распределяют обязанности.
















Обучающийся

группы №1.

Даёт ответ на вопрос, о двойственном положении водорода в ПСХЭ, о строении его атома делает записи на доске, остальные вносят в свои рабочие листы.

Обучающийся

группы №2.

Даёт первичное представление о химических свойствах водорода и делает записи на доске.

Обучающийся

группы №3. Анализируя видео опыт «наполнение мыльных пузырей водородом», рассказывает о физических свойствах водорода.


Обучающийся

группы №4.

Рассказывает о способе распознавания водорода и свойствах «гремучего газа».










Обучающийся

группы №5.

Рассказывает о способах получения водорода в промышленности и лаборатории.







Обучающийся

группы №6.

Презентует проект применения водорода.

Коммуникативные УУД

формирование умений распределять обязанности в группе, защищать групповой продукт работы, толерантно относиться к окружающим.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  1. Этап закрепления новых знаний

4

минуты

Учитель. Если бы пришлось внести водород в Книгу рекордов Гиннеса какие бы особенности водорода вы выделили. ).

«Телеграмма»

Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты (выполняется самостоятельно по вариантам, если остается время).

1 вариант

Мg + ……… = MgH2

.. + H2 = H2S

Al + HCI = ……….

Fe3O4 + H2 = Fe +…..


2 вариант

…….. + H2 = KH

H2 + …….. = H2 O

Zn + H2 SO4 = ……..

WO3 + H2 = W + ….


Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус.


Учитель зачитывает утверждения.

1. Водород – самый распространённый элемент в космосе.

2. Молекула водорода- двухатомная.

3. Основным соединением водорода на нашей планете является вода.

4. Благодаря водороду есть жизнь на Земле.

5. Степень окисления водорода равна +2.

6. Формула простого вещества водорода Н.

7. Газ водород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.

8. Газообразный водород хорошо растворим в воде.

9. Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.

10. Чтобы собрать водород, пробирку надо держать отверстием вверх.

11. Водород можно распознать по запаху.

12.Водород помогает получать металлы.


Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок - неудовлетворительно.



  • Выделяют интересные факты.





















Взаимопроверка:

1.+

2. +

3. +

4. –

5. –

6. –

7. +

8. –

9. +

10. +

11. –

12. + (слайд 20)



  1. Рефлексия


4

минуты

Учитель. Итак, сегодня вы узнали многое об интересном элементе периодической системы – водороде. Для того чтобы проверить, над чем ещё вам нужно поработать, снова обратимся к цитатам «согласен – не согласен».


  • Анализируют, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать.


  1. Домашнее задание.



1минута

*19. Творческое задание : Сочинение «В некотором царстве Химоза правил царь Гидрогениум ибн Водород…» ( по желанию);

Решить задачу:

Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии цинка с 60 г раствора соляной кислоты, в которой массовая доля кислоты составляет 20%. (слайд 22).


  • записывают домашнее задание.


[Приложение 1]

Рабочий лист

Ф.И.________________________________________________

Тема урока: _________________________________________


Задание: «Согласен – не согласен»

Цитаты о водороде

На начало урока

На конец урока


Согласен «+»

Не согласен «-»

Хочу узнать «?»

1. Водород занимает в ПСХЭ два места.



2. У него всегда степень окисления равна +1.



3. Атомы водорода в молекуле (H2) удерживаются ковалентной неполярной связью.



4. Водород хорошо растворяется в воде.



5. В реакциях он может выступать в роли окислителя.



6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов.



7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой.



8. Его можно собрать, только держа пробирку дном вверх.



9. Водород горит с взрывом с образованием воды.



10. Водород – это топливо будущего.




Девиз урока: «Всегда держись на чеку»( Козьма Прутков).

Задания для первой группы

Черты сходства и отличие

Нахождение водорода в ПСХЭ

___(__) группе

___(___) группе

Имеет сходство с …



Что происходит с электроном?



Укажите степень окисления.




Задания для второй группы


Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие со сложными веществами


При обычных условиях

При нагревании

При нагревании

Окислитель

Ca + H2 =



Восстановитель

H2 + O2 =

N2 + H2 =

СuO + H2 =


Задания для третьей группы

Физические свойства водорода

Тип химической

связи

Агрегатное состояние, цвет, запах

Растворимость в воде





Задания для четвертой группы
  • Чистый водород сгорает с ______________ хлопком.

  • «Гремучий газ» - это смесь ___________ с _________ сгорает с характерным «_______________» взрывом.

Задания для пятой группы

Получение водорода

В лаборатории

В промышленности




Способ собирания водорода:




Задания для шестой группы: (творческое)- составить схему: «Применение водорода».









Утверждения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.


Оценка:



Домашнее задание.

П.19 Творческое задание: Сочинение «В некотором царстве Химоза правил царь Гидрогениум ибн Водород…» (по желанию);

Решить задачу:

Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии цинка с 60 г раствора соляной кислоты, в которой массовая доля кислоты составляет 20%.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!