Тема урока: Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.
Цель: Познакомить учащихся с элементом водородом в свете ПСХЭ. Дать характеристику физическим и химическим свойствам водорода. Рассмотреть основные способы получения и применение водорода.
Задачи:
А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися понятий: “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”, изучить физические и химические свойства водорода, методы получения водорода в промышленности и в лаборатории.
Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, стремления добиваться наилучших результатов.
В) развивающая: развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, делать четкие записи в рабочей тетради); развитие умений наблюдения (умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы по результатам опытов); развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, делать выводы); развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ).
Тип урока: Урок изучения нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания по параграфу 27.
Проверка осуществляется в виде письменного блиц-опроса класса.. Каждый обучающийся дает краткий ответ.
1.Что входит в состав воздуха?
2. Как происходит горение веществ на воздухе?
3.Какие условия нужны для горения?
4. Как защитить воздух от загрязнения?
5.Составьте уравнения реакций гореня следующих веществ: барий, алюминий, фосфор.
III.Объяснение нового материала.
-Угадайте, о каком газе идет речь в стихотворении:
Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. ( Водород).
-Да, это- водород, второй химический элемент , который мы сегодня изучим.
Запишите тему нашего урока в тетрадь и план, по которому мы сегодня будем работать.(Записывают).
(План работы записан на доске).
План урока:
1.Общая характеристика.
2. Нахождение в природе.
3. Способы получения водорода.
1.Общая характеристика.
-Дайте общую характеристику водороду, используя данные ПСХЭ и приведенные в учебнике. (Записывают общую характеристику водорода в тетрадь, с использованием элементов краткой записи)
-Первые упоминания о получении горючего газа при действии кислот на металлы встречаются в работах многих химиков (скорее даже не химиков, а алхимиков) в XVI-XVII веках. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Л.Лавуазье, который в 1787г.установил, что при горении на воздухе этот газ образует воду. Поэтому он дал элементу и соответствующему ему газу название hydrogene ( по- гречески hydor- вода, а gennao-рождаю). В середине XIXвека в России утвердилось произношение символа элемента по-французки ( «аш»). Длительное время положение водорода в ПСХЭ было двойственным- его размещали и в 1-ой и в 7-ой группах, но по последним рекомендациям ИЮПАК водород- элемент 1 группы.
Самостоятельно по ПСХЭ дайте хаарактеристику элемента.
-Перейдем к рассмотрению 2 пункта нашего плана
2.Нахождение в природе.
-Выпишите в тетрадь из учебника основные данные по второму пункту. (Выписывают)
-Водород-достаточно распространенный в природе элемент, на его долю приходится 1% массы земной коры (10-е место среди всех элементов).
-Как вы считаете, водород входит в состав атмосферного воздуха? (Отвечают).
-Водород в атмосферном воздухе находится только в следовых количествах (менее 10-4%). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, нефти, каменном угле, входит в состав некоторых горных пород и минералов. В космосе водород по распространенности занимает 1 место, на него приходится более 50% массы Солнца и других звезд.
-Ребята, как вы думаете, водород входит в состав тела человека? (Да, в виде воды, которая составляет 70% от массы тела человека.)
-Водород- органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами-органогенами он входит в состав тканей всех растений и животных. Он входит в состав белков, жиров, углеводов, НК.
-А сейчас рассмотрим 3 пункт нашего плана.
3.Способы получения водорода
-Получение водорода в лаборатории. Прочитайте о способах получения водорода в учебнике и выпишите соответствующие реакции.
1. Действие на цинк соляной кислотой. (Демонстрация опыта, проверка водорода на чистоту).
-Ребята, что вы увидели в результате проведения реакции? ( Выделение газа)
- Какой звук вы слышали при проверке водорода на чистоту? ( П-пах)
2.Действие на цинк серной кислотой 20%.
Вышеуказанные реакции удобно проводить в аппарате Киппа ( демонстрация аппарата).
3.Реакция алюминия с водным раствором щелочи:
2Al+2NaOH+6H2O=2Na[Al(OH)4]+3H2
4.Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов с водой. В результате образуются гидроксиды.
2Na+2H2O=2NaOH+H2
-Получение водорода в промышленности. Происходит с помощью каталитической паровой конверсии метана. При температуре 10000С в присутствии катализатора.
2СН4+О2=СО2+2Н2,
- Также водород образуется при получении сажи из метана по реакции крекинга при крекинге нефтепродуктов
СН4=С+2Н2.
IV. Закрепление знаний
Выполните тестовые задания на стр. 96 учебника.
V. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Параграф 28, упр. 2-5