СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воды океана. Волны. Приливы и отливы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли.

Предмет: география

Класс:  6    

Дата                     

 Тема урока: Воды океана. Волны. Приливы и отливы.    

 Цели урока:   раскрыть особенности строения волны; установить причинно – следственные связи между видом волны и причиной ее образования; выяснить причины образований приливов и отливов; развивать умения работать с учебником и другими источниками информации;

     - формировать интерес к естественным наукам, расширение кругозора обучающихся.  Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД:  осознать необходимость изучения окружающего мира; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник И. Алексеев. География 6, карта мира физическая,  презентация «Приливы и отливы», ПК, видео «Волны в океане. Прилив» телевизор, карты атласа

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;   проверка  готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

  1. Актуализация

Назвать движении воды в океане.

Причины возникновения течений. Какие бываю течения?

Схема движений течений в северном и южном полушариях Чем они обусловлены?

Назвать и показать самые мощные течения.

Значение течений.

  1. Мотивация

Какие еще наблюдаются движения в Мировом океане?

О чем будем говорить на уроке?  Определяем тему и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

Волны.

Каковы причины образования волн?

 Поверхностные волны образуются под воздействием ветров, подводных землетрясений, а также приливов.

Ветровые волны возникают от трения ветра о воду.

 Почему волны называются ветровыми?(образуются под действием ветра)

Какие волны относятся к ветровым?(зыбь, шторм, прибой)

Где образуются ветровые волны? ( на поверхности Океана)

Что общего у ветровых волн? (причина возникновения, строение)

Схема волны. Рис.72 на стр. 107

Почему так происходит? Волны создаёт ветер.

 

Ветер вдавливает поверхность воды в одном месте, образуется подошва, а в другом месте вода поднимается, т.е. под влиянием ветра происходит колебание воды вверх-вниз, вверх-вниз. Это хорошо видно, если бросить в воду щепку. Она лёгкая, не тонет. И она не будет перемещаться вместе с волной, а только будет колебаться вверх-вниз. Происходит перемещение волны, а не самой массы воды. Когда волна подходит к берегу, высота её увеличивается, и она становится круче. Верхняя часть её опрокидывается на берег. Такие волны называются прибоем. Если волна подходит к крутому обрывистому берегу, то она с силой ударяется о берег и производит разрушения. При встрече с крутыми берегами волна ударяется о высокий берег с огромной силой, и высокий берег отступает. На таких побережьях для защиты портов и других сооружений люди строят специальные волнорезы. Воздействие штормовой волны можно сравнивать с силой удара о бетонную стену автомобиля, едущего с о скоростью  80 км/ч.

  В шторм перемещаются камни массой в несколько тонн. Встречая на пути крутые берега или сооружения, защищающие берег от размыва, волны с силой ударяются о них. При этом вода выбрасывается вверх на высоту до 60 м. Известен случай, когда волна бросила обломок скалы в 60 кг. На высоту 28 м. (на маяк).Ветровые волны обычно бывают высотой 4 метра, при длине волны 100-250 м. (штормовые волны).

4.От чего зависят сила и высота волны?(от силы ветра и глубины моря)

4. В каком море, в Средиземном или в Беринговом при одинаковой силе ветра будет больше волна?(в Беринговом. Т. к. оно глубже)

Вывод: что такое ветровые волны?(самое распространенное движение воды в Океане, образуются под действием ветра на поверхности Океана. Размер ветровых волн зависит от силы ветра и глубины моря)

 6. Цунами.

Давайте познакомимся со следующим видом волн.

 1.В результате чего образуются цунами?(В результате подводных землетрясений, оползней и извержения подводных вулканов)

Цунами – слово японское. Цу – «бухта», нами – «волна». Волна, разрушающая бухту. Они возникают в результате землетрясений и извержений вулканов, которые бывают на дне океана и на побережьях. Волна захватывает всю толщу воды со дна и до поверхности распространяется во все стороны со скоростью 700-800 км/ч. Это скорость реактивного самолёта. Высота цунами в открытом океане не более 1 м. при длине волны 100-200 км. Поэтому в океане они малозаметны и не опасны. Но когда эта волна подходит к берегу, высота её увеличивается до 10 и более метров. Обрушиваясь на берег, она выбрасывает на берег суда, разрушает постройки, а отступая, уносит в океан всё, что встречается на её пути.

2С какой скоростью движется цунами ( 400-800км/час)

3.Где больше высота цунами в открытом Океане или у побережья?(высота волны возрастает у побережья).

 Коварство цунами состоит в том, что, будучи в открытом Океане они ничтожно малы по высоте (30 – 60 см). Докатившись до мелководья, они стремительно растут, достигая 20 – 30, а иногда и 40 м. Это примерно высота 10 этажного дома. Самое большое цунами последнего времени произошло 11 марта 2011г. Морская стихия обрушилась на Японские острова. За несколько часов погибло 15 840 человек, 3546 человек числятся пропавшими без вести .

При чилийском землетрясении волны цунами, проделав путь в 15 тысяч километров от берегов Чили через весь Тихий океан, обрушились на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Японии.

Капитан корабля, стоявшего недалеко от берега, не заметил, что под судном корабля прошла волна. Зато он увидел, как у берега острова вдруг стали возникать волны, примерно 17 метров высотой, которые в считанные секунды уничтожили портовые сооружения и разрушили дома. Погибло 173 человека.

 

Вывод: Что такое цунами? (волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья )

3. Приливы и отливы  

Телеграмма: «Срочно экипажу прибыть в пункт с координатами 65 с.ш. и 35 в.д. матрос Загадкин»

Определите на берегу, какого моря вы оказались (Баренцево море, Кислогубская ПЭС).

Какие явления происходят здесь, и как человек использует данное явление?

Под влиянием, каких сил появляется данное явление?

 Какова средняя продолжительность прилива или отлива?(Средняя продолжительность одного прилива или отлива – 6 часов)

Вывод: Что такое приливы и отливы?

(Периодический подъем или опускание уровня воды в Океане, который возникает в результате взаимопритяжения Земли и Луны).

Люди научились использовать приливы и отливы. Построены электростанции, которые вырабатывают электроэнергию.

Приливы и отливы.

Приливы – явление очень сложное.   Они вызваны притяжением океана луной.

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

И.Бунин.

На берегу Белого моря рыбаки ловят рыбу, не выходя в море на судах. Они приезжают на телегах, натягивают сети и уезжают. Потом возвращаются и собирают улов, всё, что принесло море. Когда начинается прилив, волна заливает берег вместе с сетями. Сети оказываются глубоко под водой. В них и попадается рыба, пришедшая вместе с приливным течением.

Самые высокие приливы наблюдаются в заливе Фанди. Высота18 м. – зальёт шестиэтажный дом. Залив имеет вид воронки. Длина 300 км., ширина до 60 км. При глубине 62 м. В реке Темза – 5 м., в Пенжинской губе – 13 м. В таких местах строят приливные электростанции. На берегах некоторых морей ширина приливной полосы 10 м.

Наносим на к\к залив Фанди, Пенжинскую губу, Мезенскую губ – 12 м.

Приливы и отливы влияют на движение судов, поэтому в портах существуют расписания наступления приливов и отливов.

V Закрепление

– Как движется вода в волне? (Движение колебательное, по кругу)

– Расстояние между двумя соседними гребнями называется… (Длиной волны)

– Чем сильнее ветер и глубже море, тем волны... (больше)

- Скажите по-японски «волна в бухте». (Цунами)

– Где кораблям можно найти безопасное место при приближении цунами? (В море, дальше от берега)

– Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (Приливы, для выработки электроэнергии)

– Почему на кораблях обязательно есть таблицы приливов и отливов? (При заходе в порт, где высокие приливы и отливы, необходимо знать их расписание, чтобы во время прилива зайти в порт, а во время следующего прилива благополучно из порта выйти.)

– Лондон находится на реке Темзе. Как же в Лондонский порт заходят океанические корабли? (Корабли заходят во время прилива, когда уровень воды резко увеличивается)

– Какая сила вызывает приливы и отливы? (Изменения лунных фаз)

– Какова причина возникновения цунами? (Подводные землетрясения, оползни либо извержения подводных вулканов)

VI. Рефлексия.

-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

1. На уроке я узнал новое…

2. Сегодня я понял, как…

Мне было интересно..

Мне было трудно...

 Больше всего мне понравилось...

Я использую знания в жизни…

 

VII. Итог урока.

Достигнута цель урока?

Выставление оценок.

 

VIII. Домашнее задание. .

1 уровень. Прочитать § 32 стр.107.записи в тетради   

             2 уровень. Прочитать § 32 стр.107.записи в тетради. Составить вопросы по теме   

Просмотр содержимого документа
«Воды океана. Волны. Приливы и отливы.»

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли.

Предмет: география

Класс: 6

Дата

Тема урока: Воды океана. Волны. Приливы и отливы.

Цели урока:  раскрыть особенности строения волны; установить причинно – следственные связи между видом волны и причиной ее образования; выяснить причины образований приливов и отливов; развивать умения работать с учебником и другими источниками информации;

- формировать интерес к естественным наукам, расширение кругозора обучающихся. Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД:  осознать необходимость изучения окружающего мира; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник И. Алексеев. География 6, карта мира физическая, презентация «Приливы и отливы», ПК, видео «Волны в океане. Прилив» телевизор, карты атласа


Ход урока

  1. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

  1. Актуализация

Назвать движении воды в океане.

Причины возникновения течений. Какие бываю течения?

Схема движений течений в северном и южном полушариях Чем они обусловлены?

Назвать и показать самые мощные течения.

Значение течений.

  1. Мотивация

Какие еще наблюдаются движения в Мировом океане?

О чем будем говорить на уроке? Определяем тему и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

Волны.

Каковы причины образования волн?

Поверхностные волны образуются под воздействием ветров, подводных землетрясений, а также приливов.

Ветровые волны возникают от трения ветра о воду.

Почему волны называются ветровыми?(образуются под действием ветра)

Какие волны относятся к ветровым?(зыбь, шторм, прибой)

Где образуются ветровые волны? ( на поверхности Океана)

Что общего у ветровых волн? (причина возникновения, строение)

Схема волны. Рис.72 на стр. 107

Почему так происходит? Волны создаёт ветер.


Ветер вдавливает поверхность воды в одном месте, образуется подошва, а в другом месте вода поднимается, т.е. под влиянием ветра происходит колебание воды вверх-вниз, вверх-вниз. Это хорошо видно, если бросить в воду щепку. Она лёгкая, не тонет. И она не будет перемещаться вместе с волной, а только будет колебаться вверх-вниз. Происходит перемещение волны, а не самой массы воды. Когда волна подходит к берегу, высота её увеличивается, и она становится круче. Верхняя часть её опрокидывается на берег. Такие волны называются прибоем. Если волна подходит к крутому обрывистому берегу, то она с силой ударяется о берег и производит разрушения. При встрече с крутыми берегами волна ударяется о высокий берег с огромной силой, и высокий берег отступает. На таких побережьях для защиты портов и других сооружений люди строят специальные волнорезы. Воздействие штормовой волны можно сравнивать с силой удара о бетонную стену автомобиля, едущего с о скоростью 80 км/ч.

В шторм перемещаются камни массой в несколько тонн. Встречая на пути крутые берега или сооружения, защищающие берег от размыва, волны с силой ударяются о них. При этом вода выбрасывается вверх на высоту до 60 м. Известен случай, когда волна бросила обломок скалы в 60 кг. На высоту 28 м. (на маяк).Ветровые волны обычно бывают высотой 4 метра, при длине волны 100-250 м. (штормовые волны).

4.От чего зависят сила и высота волны?(от силы ветра и глубины моря)

4. В каком море, в Средиземном или в Беринговом при одинаковой силе ветра будет больше волна?(в Беринговом. Т. к. оно глубже)

Вывод: что такое ветровые волны?(самое распространенное движение воды в Океане, образуются под действием ветра на поверхности Океана. Размер ветровых волн зависит от силы ветра и глубины моря)

6. Цунами.

Давайте познакомимся со следующим видом волн.

1.В результате чего образуются цунами?(В результате подводных землетрясений, оползней и извержения подводных вулканов)

Цунами – слово японское. Цу – «бухта», нами – «волна». Волна, разрушающая бухту. Они возникают в результате землетрясений и извержений вулканов, которые бывают на дне океана и на побережьях. Волна захватывает всю толщу воды со дна и до поверхности распространяется во все стороны со скоростью 700-800 км/ч. Это скорость реактивного самолёта. Высота цунами в открытом океане не более 1 м. при длине волны 100-200 км. Поэтому в океане они малозаметны и не опасны. Но когда эта волна подходит к берегу, высота её увеличивается до 10 и более метров. Обрушиваясь на берег, она выбрасывает на берег суда, разрушает постройки, а отступая, уносит в океан всё, что встречается на её пути.

2С какой скоростью движется цунами ( 400-800км/час)

3.Где больше высота цунами в открытом Океане или у побережья?(высота волны возрастает у побережья).

Коварство цунами состоит в том, что, будучи в открытом Океане они ничтожно малы по высоте (30 – 60 см). Докатившись до мелководья, они стремительно растут, достигая 20 – 30, а иногда и 40 м. Это примерно высота 10 этажного дома. Самое большое цунами последнего времени произошло 11 марта 2011г. Морская стихия обрушилась на Японские острова. За несколько часов погибло 15 840 человек, 3546 человек числятся пропавшими без вести .

При чилийском землетрясении волны цунами, проделав путь в 15 тысяч километров от берегов Чили через весь Тихий океан, обрушились на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Японии.

Капитан корабля, стоявшего недалеко от берега, не заметил, что под судном корабля прошла волна. Зато он увидел, как у берега острова вдруг стали возникать волны, примерно 17 метров высотой, которые в считанные секунды уничтожили портовые сооружения и разрушили дома. Погибло 173 человека.


Вывод: Что такое цунами? (волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья )

3. Приливы и отливы

Телеграмма: «Срочно экипажу прибыть в пункт с координатами 65 с.ш. и 35 в.д. матрос Загадкин»

Определите на берегу, какого моря вы оказались (Баренцево море, Кислогубская ПЭС).

Какие явления происходят здесь, и как человек использует данное явление?

Под влиянием, каких сил появляется данное явление?

 Какова средняя продолжительность прилива или отлива?(Средняя продолжительность одного прилива или отлива – 6 часов)

Вывод: Что такое приливы и отливы?

(Периодический подъем или опускание уровня воды в Океане, который возникает в результате взаимопритяжения Земли и Луны).

Люди научились использовать приливы и отливы. Построены электростанции, которые вырабатывают электроэнергию.

Приливы и отливы.

Приливы – явление очень сложное. Они вызваны притяжением океана луной.

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

И.Бунин.

На берегу Белого моря рыбаки ловят рыбу, не выходя в море на судах. Они приезжают на телегах, натягивают сети и уезжают. Потом возвращаются и собирают улов, всё, что принесло море. Когда начинается прилив, волна заливает берег вместе с сетями. Сети оказываются глубоко под водой. В них и попадается рыба, пришедшая вместе с приливным течением.

Самые высокие приливы наблюдаются в заливе Фанди. Высота18 м. – зальёт шестиэтажный дом. Залив имеет вид воронки. Длина 300 км., ширина до 60 км. При глубине 62 м. В реке Темза – 5 м., в Пенжинской губе – 13 м. В таких местах строят приливные электростанции. На берегах некоторых морей ширина приливной полосы 10 м.

Наносим на к\к залив Фанди, Пенжинскую губу, Мезенскую губ – 12 м.

Приливы и отливы влияют на движение судов, поэтому в портах существуют расписания наступления приливов и отливов.

V Закрепление

– Как движется вода в волне? (Движение колебательное, по кругу)

– Расстояние между двумя соседними гребнями называется… (Длиной волны)

– Чем сильнее ветер и глубже море, тем волны... (больше)

- Скажите по-японски «волна в бухте». (Цунами)

– Где кораблям можно найти безопасное место при приближении цунами? (В море, дальше от берега)

– Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (Приливы, для выработки электроэнергии)

– Почему на кораблях обязательно есть таблицы приливов и отливов? (При заходе в порт, где высокие приливы и отливы, необходимо знать их расписание, чтобы во время прилива зайти в порт, а во время следующего прилива благополучно из порта выйти.)

– Лондон находится на реке Темзе. Как же в Лондонский порт заходят океанические корабли? (Корабли заходят во время прилива, когда уровень воды резко увеличивается)

– Какая сила вызывает приливы и отливы? (Изменения лунных фаз)

– Какова причина возникновения цунами? (Подводные землетрясения, оползни либо извержения подводных вулканов)

VI. Рефлексия.

-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

1. На уроке я узнал новое…

2. Сегодня я понял, как…

Мне было интересно..

Мне было трудно...

Больше всего мне понравилось...

Я использую знания в жизни…


VII. Итог урока.

Достигнута цель урока?

Выставление оценок.


VIII. Домашнее задание. .

1 уровень. Прочитать § 32 стр.107.записи в тетради

2 уровень. Прочитать § 32 стр.107.записи в тетради. Составить вопросы по теме






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!