СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военная героика в пословицах и поговорках

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример проекта исследовательской работы. Познавательный материал для уроков литературы

Просмотр содержимого документа
«Военная героика в пословицах и поговорках»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Сольцы» в д.Выбити








ВОЕННАЯ ГЕРОИКА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ




Исследовательская работа

учащейся 6 класса

Клюевой Кристины Викторовны






Руководитель:

учитель литературы

Головченко Светлана Борисовна




Сольцы

2018


2

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА 7

1.1.Пословицы и поговорки в жизни современного человека………….. 9

1.2. История возникновения пословиц и поговорок. …………………. . 10

1.3 Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………………… 11

1.4 Пословицы и поговорки в литературных произведениях…………..12

1.5 Собиратели пословиц………………………………………………… 13

1.6 Отличие пословиц от поговорок………………………………………14

ГЛАВА II. РОЛЬ ВОЕННАЯ ГЕРОИКА В

ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

II.1. Исследовательская работа……………………………………. ……….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………..........25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..26














3

«… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра,

благоговели перед нашими пословицами»

Н.В.ГОГОЛЬ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  

В начале учебного года на уроке литературы наш класс выполнял групповой проект по теме «Любимые пословицы и поговорки». Каждый участник группы готовил одну страницу для сборника пословиц. Можно было выбрать тему и оформить страницу по своему усмотрению. В результате такой работы у нас появился небольшой сборник, где были представлены пословицы и поговорки на различные темы: «Учение и знание», «Труд и отдых», «Семья» и др. Когда подвели итоги работы, оказалось, что некоторые темы пословиц и поговорок не представлены. Например, почти не встречались поговорки о защите Родины, воинском долге и славе, смелости и мужестве воинов, о патриотизме. В чём причина? Может быть, наши ребята не знают пословиц на эти темы, не видят в них ничего интересного и важного?

В последние годы идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе чувства патриотизма и уважения к национальным святыням укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности

4

человека. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя стать достойным гражданином. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства, уважения к славному прошлому своих дедов и прадедов невозможно быть готовым к высокому делу служения Отечеству. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

Актуальность проекта бесспорна: в 2018 году будет отмечаться 73 годовщина победы в Великой Отечественной войне.  Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветеранов осталось очень мало, и всё чаще прекрасные лица наших дедушек и бабушек мы видим только на пожелтевших фотографиях домашнего архива. Время  неумолимо стирает связующие нити с прошлым. Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас  поколений «Иванов, не помнящих родства».

В преддверии празднования 73 годовщины Победы нужно еще раз прикоснуться к истории нашего героического народа. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

Я, как автор проекта уверена, что при его реализации в моих ровесниках будет заложено понимание высоких гражданско - патриотических чувств: любви к Отечеству, чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувства ответственности за сохранение духовных ценностей.

Когда человек обращается к своим истокам - его помыслы и дела становятся чище и добрее. В патриотическом, нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

5

Сохранение памяти о героическом прошлом, знание и сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, глубочайшее духовное освоение истории и культуры своего народа, осознание своей неразрывной связи с Отечеством, ответственность за сохранение духовных ценностей являются главными задачами нашего поколения.

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, планирую передать в школьный музей.

Проблема проекта: мои ровесники очень мало читают, не проявляют необходимого интереса к истории и литературе родной страны, недостаточно знакомы с героическими страницами истории своего народа, с особенностями отражения идеалов героического в художественной литературе и народно - поэтическом творчестве

Цель:  на примере пословиц познакомиться с отражением темы защиты родины в устном народном творчестве, формировать уважение к военной истории России, чувство гордости за свою Родину, пополнить активный словарный запас пословицами и поговорками, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат – самостоятельно создать развивающую игру для школьников по пословицам и поговоркам патриотического содержания и подготовить к празднованию Дня Победы открытки для ветеранов с использованием пословиц о защите Родины.

Задачи:

- развивать и углублять знания об истории и культуре народов России, развивать интерес к народному фольклору, сохранению воинских традиций, связи поколений Защитников Отечества;

- познакомиться с примерами отражения военной героики в произведениях народно - поэтического творчества: сделать подборку наиболее важных пословиц о защите родной земли, способствующих формированию нравственных качеств одноклассников для работы на уроках русского языка;

6

- составить и провести развивающую игру в 5 классе « Красна речь

пословицей»;

- активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России, своего региона;

- учиться самостоятельному поиску необходимой информации с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

-научиться анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей;

- развивать чувство ответственности за порученное дело.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников

2. Эксперимент

3. Наблюдение

4. Анкетирование

Целевая аудитория




1

Учащиеся школы 1,2,3,4,5,6 классов

2

Педагоги школы

3

Родители учащихся

4

Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла


Управление реализацией проекта

Руководитель проекта:

Головченко Светлана Борисовна – учитель русского языка и литературы

Исполнители:

Учащаяся 6 класса Клюева Кристина

Временное обеспечение:

Проект реализуется с 02.09.2017 по 25.05.2018 г.

7

Виды ресурсов

Информационные ресурсы: личные архивы, архив школьного музея, библиотека, информация, полученная в ходе исследования и бесед, Интернет - ресурсы

Материально – технические ресурсы: медиапроектор, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office,  Microsoft Office Power Point, домашние цифровые ресурсы.

Основная часть.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (02.09.2017 - 30.09.2017 г.)

- Осознание актуальности проблемы.

- Работа творческой группы (учащиеся 6 класса) над созданием сборника русских пословиц и поговорок.

- Анализ тем, представленных ребятами в сборнике.

2 этап – практический октябрь (2017 г - май 2018 г.)

-Работа по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности.

- Определение содержания конкретных мероприятий и проведение мероприятий реализации проекта.

-Участие в классных и общешкольных мероприятиях патриотической направленности.

- Организация и проведение в классе развивающей игры «Красна речь пословицей».

- Создание тематической подборки пословиц.

- Создание открыток для ветеранов с использованием пословиц патриотического содержания.

- Размещение лучших материалов в экспозиции школьного музея.

3 этап – итогово – аналитический (май 2018 г.)

8

-Обобщение работы по реализации проекта.

- Презентация проекта для учащихся 1-6 классов

- Анализ и определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.
























9

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА.

I.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Человечество развивается стремительно. Мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Мир вокруг нас изменился, изменились и люди. Технологическая революция привела к тому, что современные дети и подростки свободно владеют компьютерной техникой и пользуются всеми возможностями Всемирной Паутины. В век информационных технологий становится всё меньше читающих людей, а молодые люди разучились писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Молодёжь чаще можно увидеть за клавиатурой или с телефоном, чем за приятной беседой с друзьями. Старшее поколение с теплотой вспоминает свою юность без гаджетов, когда люди свободно общались друг с другом. Молодые годы наших дедов и прадедов не были лёгкими. Война заняла очень большую и важную часть их жизни. Современное поколение, выросшее под мирным небом, не всегда понимает значение этих героических страниц жизни своих близких. Кажется, «деды и дети» с трудом находят общий язык. Возникает вопрос: как помочь молодым людям строить свои отношения с поколением дедушек и бабушек? Есть ли язык, на котором мы могли бы общаться и понимать друг друга? Смело можем сказать, что такой язык есть. Живое общение – вот ключ к взаимопониманию. И начинается такое общение с самого раннего детства. И в наше время мамы и бабушки поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.

Слово «фольклор» английского происхождения «folklore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание». В своей работе я остановлюсь на пословицах и поговорках. » А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны

10

ли они в нашей современной жизни? Как героическая история нашего народа отразилась в этом жанре устного народного творчества? Какую роль играют пословицы в формировании нравственных ценностей человека, таких как любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своей страны, гордость за своих дедов и прадедов?

I.2. История возникновения пословиц и поговорок.

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой

древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

В Европе сборники пословиц уже составлялись около тысячи лет назад.

Почти тридцать таких рукописных трудов сохранились до нашего времени: они были созданы в XIII-XV веке. Иногда сборники пословиц иллюстрировали – тогда пословица служила подписью к рисунку. Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и ту же мысль, хотя звучат при этом по-разному.

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен в Древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое- либо происходящее явление. Неоспоримым остается только один факт: и поговорки, и пословицы могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они являются народными спутниками на протяжении всей истории.

11

Этот жанр устного народного творчества стал самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Именно в пословицах заключены народные оценки жизненных явлений. Для людей, которые в свое время создавали пословицы, просто не существовало никакого иного способа

сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт.

В пословицах нашли свое отображение не только большой мир, в котором постоянно происходили важные события, но и семейные отношения, работа и многое другое. Мы все слышим пословицы и поговорки с раннего детства, к ним привыкаем. Но никто из нас не заучивает их специально наизусть. Благодаря своей легкой словоформе и особому ритму при произношении, они автоматически откладываются в нашей голове и запоминаются, способствуют расширению кругозора, позволяют на многие вещи смотреть по-другому.

I.3 Пословицы и поговорки как жанр фольклора.

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки универсальны,

применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются и еще будут появляться новые пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать

их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни,

12

исторической памятью народа. В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие каждого».

I.4 Пословицы и поговорки в литературных произведениях.

Сегодня очень многие выражения, которые были непосредственно взяты

из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и

пословицами. Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы

народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и

обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками или крылатыми выражениями: «счастливые часов не наблюдают»; «как не порадеть родному человеку»; «молчалины блаженствуют на свете»; «не поздоровится от эдаких похвал»; «числом поболее, ценою подешевле» – вот несколько изречений из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. «Любви все возрасты покорны» ; «мы все глядим в Наполеоны»; «что пройдет, то будет мило»; « а счастье было так возможно» - эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда даже не знать, что это слова из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто

вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, И.А. Крылов сам

создал немало крылатых выражений: «а Васька слушает, да ест»; «а воз и ныне там»; «слона-то я и не приметил»; « услужливый дурак опаснее врага»;


13

«кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».

I.5 Собиратели пословиц.

Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И. М. Снегирёв, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М. В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц.

Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В. И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным. Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: о судьбе, счастье, богатстве и бедности, любви, чтении, труде, уме, учении и т.д. Как видим, темы пословиц охватывают все аспекты жизни людей. Однако в пословицах важна не только тема (о чём?), но и то, насколько метко и ёмко эта тема раскрыта одним предложением.

14

I.6 Отличие пословицы от поговорки.

Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц или

поговорок. Наш народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, они актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть! Великолепный знаток пословиц и поговорок В. Даль писал: "Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно". Так что же такое пословица и поговорка?

По мнению В. И. Даля, пословица подобна притче, и как всякая притча

состоит из двух частей: общего суждения и поучения, толкования. Многие

русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей.

Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто

существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием,

народный афоризм: "Хлеб - всему голова", "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Под лежачий камень и вода не течёт".

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не

составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка в отличие от пословицы не является полным суждением, она как бы не договаривает, поэтому заставляет человека додумывать, рассуждать, проводить аналогии.





15

Глава II. Военная героика в пословицах и поговорках.

За многолетнюю историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения к другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлён богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. С незапамятных времён живут они в разговорной речи, в своеобразной форме выражая думы и чаяния простых людей.

Народные пословицы охватывают огромный круг явлений и событий, говорят о социальных отношениях людей в обществе, национально-освободительной борьбе, духовных качествах народа. В образных выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к её врагам – иноземным захватчикам.

Народные изречения тесно связаны с историей. Идеалы героического создавались постепенно, на протяжении столетий. Понятие героического неизбежно связано с изображением выдающихся по своей общественной значимости деяний, соответствующих интересам народа. [1]В них запечатлены военно-патриотические события, многолетний военный опыт. «Чего не могут сохранить камень и медь, что изглаживается из хартий, - писал русский фольклорист и этнограф И.М.Снегирёв, - то нередко соблюдается в живущем глаголе народа – пословице и песне, кои, переходя из уст в уста, от одного поколения к другому, напоминают потомкам о событиях и предках..»

Имеются пословицы времён «Ледового побоища» (1242). Они говорят о военной силе русских городов Пскова и Новгорода: «Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити», «Кто против бога и Великого Новгорода?»

1О героическом в литературе. – В кн.: Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974.


16

Несколько древних народных военных изречений дошло до нас в русских летописях. В Ипатьевской летописи 1148 года приводится пословица: «Мир

стоит до рати, а рать до мира». По смыслу её сближают с известной латинской пословицей: «Хочешь мира, готовься к войне». Знаменитый князь Киевской Руси Святослав, обращаясь к воинам своей дружины перед нашествием врага, воодушевлял их: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвы, ибо срама не имам».[2 ]

Слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорку и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны. Народные изречения отразили многие другие военные события русской истории. «Погиб, как швед под Полтавой», «Пётр со славой дрался под Полтавой».

В сборнике пословиц В.Даля приведены десятки пословиц об Отечественной войне 1812 года: «Наступил на землю русскую, да оступился», «Отогрелся в Москве, да замёрз на Березине», «Сам себя сжёг француз, сам и поморозил» и многие другие.

Пословицы и поговорки отличаются меткостью, лаконизмом, отточенностью. Мысль выражена в них предельно сжато, они легко запоминаются. Язык пословиц и поговорок отличается остротой, юмором, великолепными сравнениями, метафорами, эпитетами. Заключённые в пословицах необыкновенная мудрость, краткость и чёткость выражения всегда привлекали внимание общественных деятелей, писателей. Великие русские полководцы постоянно обращались к пословицам. Они видели в них одно из действенных средств воспитания, широко использовали их в практике обучения воинов. В бою, в походе мудрое народное изречение, доходчивый лозунг, метко сказанное слово, тёплое и душевное обращение к солдатам всегда играли важную роль.

2 Полн. собр. русских летописей. М., 1962. т.1. с.70



17

Ещё Гоголь подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Пётр I – один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота – часто обращался к пословицам и поговоркам. Будучи в Голландии, он из Амстердама прислал полковнику Левашову письмо, в котором говорилось: «Господин полковник! В бытность нашу в Копенгагене приказали мы Вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть о русских пословицах, чтобы её к нам прислать, о чём и ныне напоминаем, дабы ту книжку списав, прислать к нам. Пётр».

В письмах к военачальникам Русской армии Пётр I нередко приводил пословицы, ссылаясь на них как на источник народной мудрости. Уведомляя адмирала Апраксина о предстоящих событиях на войне, Пётр писал: «Мы не знаем, что будет, но ежели бояться несчастья, то и счастья не видать».

Работая над текстом военных инструкций, статей, регламентов, воинских уставов, Пётр часто отдельные статьи подкреплял пословицами, а некоторые положения устава облекал в чёткую афористичную форму. «Грудь солдата – защита Отечества», - говорится в Уставе воинском.

А вот слова Петра I по поводу присяги воинов: «Кто к знамю присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». В письме к адмиралу К.И.Крюйсу, поясняя суть морской службы, он писал: «Бояться пульки – не идти в солдаты».

Особенно широко использовал народные пословицы А.В.Суворов, гениальный полководец, прославивший русское оружие замечательными победами. Суворов стремился пробудить в каждом солдате инициативу, развивал чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к воинской науке. Он хорошо понимал природу и силу народных пословиц, поговорок, шуток, рассказов бывалых солдат о мужестве и сам создавал пословицы и афоризмы. Его изречения по своему внутреннему строю, внешней форме

18

близки к пословицам. Именно таким мудрым, образным народным языком он и разговаривал с солдатами.

Народные пословицы и меткие, образные выражения Суворов постоянно приводил в рапортах, донесениях о ходе боевых действий, письмах своим начальникам. Часто он использовал их в приказах по войскам, инструкциях и памятках, обращённых непосредственно к солдатам, в наставлениях, предназначенных для обучения и воспитания воинов. Современники великого русского полководца отмечают, что пословицы и поговорки он особенно широко стал использовать ещё до появления в свет знаменитой «Науки побеждать».

Некоторые суворовские изречения и использованные полководцем пословицы служили своеобразным наставлением каждому солдату и всей русской армии в их боевых делах. Не утратили своего значения они и в наше время. «Дисциплина – мать победы», «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Стоянием крепости не возьмёшь», «Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте», «Где тревога, туда и дорога», «Удивить – победить», «Скорость нужна, а поспешность вредна» и другие пословицы и афоризмы говорят о несокрушимой силе русского оружия, о воинской чести, дисциплине, о боевых качествах воина, о взаимодействии пехоты и артиллерии, штыка и пули, о взаимной выручке, стойкости, решимости и т.д.

Образчиком суворовского стиля является также «Солдатская памятка» генерала М.И.Драгомирова. Эта «Памятка», как и «Наука побеждать» Суворова, в основном состояла из народных пословиц и поговорок, метких изречений Суворова и составителя «Памятки» Драгомирова. Вот некоторые афоризмы и пословицы из этой «Памятки»: «Бьют кулаком, а не растопыренными пальцами», «Здорово побьёшь, тогда отдохнёшь», «Только того бьют, кто боится» и т. п.

«Наука побеждать» Суворова и «Солдатская памятка» Драгомирова сыграли в русской армии большую воспитательную роль. На основе их много лет шло

19

обучение русских солдат, они были боевыми спутниками воинов. Суворовская «Наука побеждать» издавалась около 40 раз, а «Солдатская памятка» Драгомирова – около 30 раз. К народным пословицам генерал Драгомиров обращался во время работы над «Учебником тактики» и другими работами и воинскими учебными пособиями. Несколько военных пословиц Драгомиров использовал в работе «Опыт руководства для подготовки частей к бою». Работа выдержала несколько изданий и служила много лет важнейшим учебником в русской армии.

Народные пословицы широко используются в военном опыте советского времени. В памятке красноармейца под заголовком «Помни» приведены военные афоризмы и пословицы, которые поучали воинов, как вести себя в бою: «Сам погибай, а товарища выручай», «Не бойся смерти: двум смертям не бывать, а одной не миновать» и др.

Представляет большой интерес листовка «Наказ красноармейцу», изданная Политуправлением Реввоенсовета в 1919 году. Она состояла из нескольких правил, написанных на основе народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Храбрый солдат стреляет, когда видит цель», «Стреляй редко, да метко», «На мушку лови, а потоми пли».

В годы Великой Отечественной войны возникло огромное количество новых пословиц и поговорок. Народ запечатлел в них патриотический подъём, беспощадную борьбу с врагом, славу своего оружия. Бойцы, командиры, работники фронтовых клубов и фронтовой печати любовно записывали их в блиндажах, в походах и на привалах. Дальнейшими каналами распространения их были боевые листки и армейские и фронтовые газеты. Командиры пользовались ими в беседах с бойцами, народные изречения передавались из уст в уста в часы отдыха на привалах, в землянках после боя.

Пословицы, поговорки, солдатские песни были спутниками фронтовой жизни бойца.


20

Во время великой битвы под Москвой воин знал – надо преградить путь врагу. Родина призывала быть стойкими до конца, до победы! И фронтовики клялись словами Кутузова: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» В эти грозные дни особенно популярными были боевые призывы: «За правое дело стой смело!», «Смелому воину танк не страшен!». Такие поговорки и пословицы, как « Страх хуже смерти», «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел», призывали воинов не бояться смерти, воспитывали в них веру в жизнь, в победу над лютым врагом».

Часто пословицы использовались в сводках Советского информбюро, когда опровергались различного рода измышления и хвастовство гитлеровского командования. Начав войну против Советского Союза, фашистское командование постоянно прибегало к ложным сообщениям, извращало факты, клеветало на нашу страну. Совинформбюро опровергало эту ложь, используя пословицы и поговорки. Так, например, 15 марта 1942 года им было опубликовано сообщение под заголовком «По поводу очередной брехни берлинского радио», опровергавшее гитлеровское сообщение о том, что в районе озера Ильмень полностью окружена и уничтожена наша 7-я гвардейская дивизия. В сообщении подчёркивалось, что даже германское население перестало верить своему радио. «Послушают по радио или прочтут в газетах очередное гитлеровское измышление да скажут: «Собака лает – ветер носит!» В сводках Совинформбюро встречаются такие пословицы и поговорки: «Наводит тень на плетень», «Правды не скроешь», «На лжи далеко не уедешь» и др. Удачно приведённые пословицы и поговорки помогали лучше осмыслить, понять какой-либо факт или событие.

Много военных пословиц в Дни Великой Отечественной войны распространяло Пресс-бюро отдела печати Главного политического управления Советской Армии. В течение всей войны оно в специальных бюллетеней рассылало их в помощь работникам фронтовой печати, агитаторам, лекторам. В них были старые и новые пословицы и поговорки,

21

рождённые на фронтах. Так, 12 августа 1942 года был разослан бюллетень под названием «Народные пословицы и поговорки». В нём содержалось около 50 пословиц на разные темы: о смелости, отваге, мужестве, бесстрашии, стойкости и т.д. В бюллетене от 12 сентября 1942 года под тем же названием содержалось около 200 пословиц.

Иногда практиковалась рассылка тематических бюллетеней с пословицами. В них обычно приводились народные изречения на одну какую-либо военную тему. Редакции фронтовых, армейских газет регулярно публиковали их на своих страницах. Часто боевые призывы, заголовки статей, разные подборки состояли из пословиц и поговорок.

На фронтах часто выпускались специальные листовки, посвящённые героическим подвигам бойцов, командиров, листовки об армейской смекалке, ловкости. И все они не обходились без метких слов, взятых из живой народной жизни. Из пословиц часто делались надписи-лозунги у фронтовых дорог, многие из них служили своеобразными советами, поучениями в повседневной жизни солдата: «Без рытья нет на войне житья», «Бей так, что ни патрон – то враг». В ходе войны актуальность тех или иных пословиц менялась. Так, в начале войны особенно ходовыми были пословицы о стойкости. А когда война подходила к концу, зазвучали пословицы о победе. Мощный наступательный порыв нашей армии нашёл отражение в пословицах: «Мало победы ждать – надо победу взять», «Где смелость, там и победа», «Шаг вперёд – шаг к победе»

Творцами и носителями фронтового фольклора были люди самых разных военных профессий, разных специальностей, различного культурного уровня. Отсюда и многообразие, и разносторонность тематики бытовавших в войсках пословиц и поговорок. В неиссякаемом потоке солдатского творчества отражена боевая жизнь людей, которые отстояли Москву, Сталинград, Севастополь и другие города, освободили от врага множество сёл и деревень, дошли до Берлина и водрузили там знамя Победы.

22

Военные пословицы и поговорки широко применяются в нашей армии и сейчас. Командиры, военные журналисты часто используют их в беседах, газетных статьях и т.д. Пословицы и поговорки призывают воинов к высокой сознательности, воспитывают любовь к военной службе, исполнительность, требовательность к себе и товарищам, бодрость духа, способность преодолевать любые трудности. Пословицы призывают настойчиво изучать новейшую боевую технику, учат свято соблюдать присягу: «Принял присягу – от неё ни шагу», «Техника сильна, когда в умелых руках она».

Наши воины по сложившейся в русской армии со времён великого Суворова традиции любят пословицы и следуют их мудрому совету.



















23

Заключение.

Как в русском, так и в других языках, многие пословицы вошли в

современную речь, широко используются во всех сферах : в политике, в

книгах, фильмах, песнях, газетах, журналах, в рекламе и в быту. Это неудивительно, ведь употребляя пословицы и поговорки, мы делаем речь более яркой, образной и запоминающейся.

Рассказывая сказки, былины, напевая народные песни, используя в своей речи пословицы, поговорки, родители передают своему ребенку информацию, культуру, опыт, тем самым прививая ему патриотические чувства, гордость за свой народ и любовь к своей родине.

Таким образом, изучив литературные источники, выполнив практическую

работу, делаем выводы:

1.Предположение, что русские пословицы о защите родной земли современным детям незнакомы и непонятны, и ребята не используют их в своей речи, не нашла своего подтверждения.

2. Наблюдения в повседневной жизни опровергают и гипотезу о

том, что общество забывает свою историю и не проявляет интерес к

пословицам. Мы убедились, что и в современной жизни мы постоянно

используем их: на уроках, слышим дома, это доказали результаты

анкетирования.

3. Предположение, что игра « Красна речь пословицей» не будет интересна

одноклассникам, не подтвердилась. Развивающая игра моим

одноклассникам понравилась, они узнали много нового. Кроме

развивающей игры «Красна речь пословицей» итогом моей

исследовательской работы стали подборка пословиц, способствующих

формированию нравственных качеств одноклассников для работы на

уроках русского языка и литературы, и образцы поздравительных открыток ветеранам ко Дню Победы.


24

4. Считаю, что использование открыток в качестве наглядных пособий к урокам не только повысит интерес одноклассников к материалу, но и заставят задуматься о своих корнях, будет побуждать их с большим вниманием относиться к героическому прошлому своей семьи и родной страны.

Недаром говорят: «Корнями дерево сильно». Если каждый из нас будет

задумываться о традициях своего народа и любить свою малую и большую

Родину, тогда мы будем настоящими защитниками своего дома - России.

Ценность и будет заключаться в знании своего исторического прошлого,

уверенности каждого из нас в будущем.

5. Считаю, что использование поздравительных открыток для ветеранов с пословицами, отражающими воинскую доблесть, принесёт радость пожилым людям, чьей судьбой стала война.
















25

Список литературы и интернет источников:

1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки, Москва,: Художественная

литература, 1988.

2. Зимин В.И., С.Д.Ашурова, В.Н.Шанский, З.И. Шаталова Русские пословицы и поговорки Учебный словарь. Москва,: Школа-Пресс, 1994.

3.КузьминА.И., Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве.Москва,:Просвещение, 1981.

Словари

Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва,

1997.

2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка, Москва, Эксмо, 2010.


Интернет-ресурсы

1.http://kid-game.ru История происхождения русских пословиц и поговорок http://potomy.ru/human/1284.html Как появились пословицы и поговорки

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru Мужество и героизм русского народа – все это нашло место в коротких, но мудрых изречениях. http://www.kakprosto.ru/kak-100287-chto-takoe-poslovicy-i- pogovorki

http://dok.opredelim.com/docs/index-48414.html Пословицы о дружбе infourok.ru›issledovatelskaya_rabota_uchaschihsya… Задача каждой пословицы и поговорки

.








26


Приложение 1

Развивающая игра «Красна речь пословицей»

Ход занятия

1. Сообщение темы игры

–Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в русском

языке, которое называется…

-Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное

слово нашего занятия.

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2. Выставка книг с пословицами и поговорками

–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана

мудрость народа.

3.Основная часть

-Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием,

народный афоризм.

-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

-Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются

пословицы.)

ЦЕЛЬ: Сегодня мы будем о пословицах говорить, узнаем много новых

пословиц и поговорок, выясним, чем они отличаются друг от друга.

-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто

путают.

-Что же общего между ними?

В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость,

принадлежность к искусству слова.

-Чем пословица отличается от поговорки?

27

(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто

меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка –

лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение

поговорки - как можно ярче, образнее,

охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности,

украсить речь)

А) - Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Русский солдат умом и силой богат. (Пословица)

Говорит , что рублём дарит. (Поговорка)

Родина - мать, умей за неё постоять (Пословица)

Первое в жизни - честно служить Отчизне (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не

занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них

отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк,

словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от

Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В.ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые

загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного

досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла

28

глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и

обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов»

А.Н. ТОЛСТОЙ

В) Пословицы о пословицах.

Русский 28народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их

смысл.

Пословица недаром молвится.

Пословица ведётся, словно веником метётся.

Пословица - всем делам помощница.

-Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

-Когда появились пословицы и поговорки?

-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты,

писатели)

-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф,

этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10

ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в

1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во

флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский

университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного

доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика

Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник

«Пословицы русского народа».

4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

(Класс делится на 2 команды, дети получают задания)

А) Игра «Путаница»

29

Для иностранцев научиться пользоваться русскими пословицами и поговорками очень трудно. Представим себе, что мы познакомились с иностранцем, изучающим русский язык и литературу. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

( Что с возу упало, то пропало.

Что написано пером, того не вырубишь топором)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Хочешь есть калачи, легко в бою.

(Тяжело в учении – легко в бою.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи)

Без терпенья, в тесноте

( Без терпенья нет уменья.

В тесноте, да не в обиде)

Не имей сто друзей - без огня

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дыма без огня не бывает)

Мороз не велик - в лес не ходить!

(Мороз не велик, стоять не велит.

Волков бояться в лес не ходить)

Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

В) Игра «Закончи пословицу»

(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

30

Терпение и труд…………(всё перетрут)

Кто за правое дело стоит,……(тот победит.)

Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

Чтение - лучшее………….(учение)

Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

Сделал дело -……………(гуляй смело)

С волками жить……..(по-волчьи выть)

Худой мир….(лучше доброй ссоры)

Воюй не числом, а (уменьем.)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..(не воин)

Новый враг хуже……(старых двух)

Г) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)

(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(К НАМ КТО ПОГИБНЕТ ПРИДЁТ ОТ МЕЧА И ТОТ С МЕЧОМ)

Ж) Конкурс «Поле чудес»

На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается

назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

У Ч Е Н Ь Е - С В Е Т, Н Е У Ч Е Н И Е - Т Ь М А

5. Заключительная часть.

-Вот и подошло наше занятие к концу.

-С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.

-Что было самым интересным?

-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки

31

Приложение 2

Анкета по итогам игры « Красна речь пословицей»

№ п/п

Игра понравилась

Кол-во ответов

Игра не понравилась

Кол-во ответов

1.

Было интересно

9

Не было интересно

1

2.

Узнал много нового

9

Не узнал ничего нового

1

3.

Рад, что познакомился с народным творчеством


9

Не рад знакомству с

народным творчеством


1

4

Научился отличать пословицы

от поговорок


6

Не хочу учиться отличать

пословицы от поговорок


4

5

Узнал автора пословиц и поговорок


10

Я не знаю, кто придумал

пословицы и поговорки


0

6

Теперь точно знаю, что смысл пословиц и поговорок понятен

мне

7

Не думаю, что понимаю смысл

поговорок


3

7

Обязательно буду использовать

в своей речи пословицы и

поговорки


8

Не буду использовать

в своей речи пословицы и

поговорки


2


Итого среднее количество

ответов


8

Итого среднее количество

ответов


2


Вывод: Развивающая игра моим одноклассникам понравилась, они узнали много нового, поэтому я решила провести игру « Красна речь пословицей» и в других классах нашей школы



















33

Приложение 3

Сборник пословиц и поговорок на тему « Воинская доблесть и защита родной земли»

  1. Авось да небось на фронте брось.

  2. Автомат и лопата - друзья солдата.

  3. Армия дружбой сильна.

  4. Бдительного воина врасплох не застанешь.

  5. Без ракет армии нет.

  6. Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

  7. Бей так, что ни патрон, то враг.

  8. Богатырь умрёт - имя останется.

  9. Бой отвагу любит.

  10. Бой - святое дело, иди на врага смело.

  11. В бою не без героя.

  12. В бою побывать - цену жизни узнать.

  13. Без рытья нет на войне житья.

  14. Былой славой боя не выиграешь.

  15. В атаке граната вместо брата.

  16. В бою смены нет, есть только поддержка.

  17. В знамени твоя честь, в оружии - слава.

  18. В приказе слов немного, да произносят их строго.

  19. В Российскую армию пошёл - семью нашёл.

  20. Весёлое горе солдатская жизнь.

  21. Воевать, так не горевать, а горевать, так не воевать.

  22. Военному делу учиться - всегда пригодится.

  23. Воин воюет, а жена горюет.

  24. Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.

  25. Воинские подвиги шумят и блестят, гражданские темны и глухи.

  26. Война питается деньгами, а увеселяется кровью.

  27. Война - это волк, он может прийти и к вашей двери.

  28. Войну хорошо слышать, а тяжело видеть.

  29. Войско сухопутное - одна рука, а сухопутное и морское - две.

  30. Воюй не числом, а уменьем.

  31. Враг рядом - бей прикладом.

  32. Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

  33. Врага в слезах не утопишь.

  34. Врага бояться - в живых не остаться.

  35. Все чины перед уставом равны.

  36. Вчерашней славой на войне не живут.

  37. Выдержка и смётка для бойца находка.

  38. Где коза прошла, там и солдат пройдёт.

  39. Где олень прошёл, там русский солдат пройдёт, а где олень не пройдёт, и там русский солдат пройдёт.

  40. Где робкий Семён, там враг силён.

  41. Где смелость, там и победа.

  42. Где тревога - туда и дорога, где ура - туда и пора.

  43. Где щель, там солдат пролезет, где свалится, там и спит.

  44. Герои рождаются в бою.

  45. Герой за Родину горой.

  46. Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт.

  47. Герой умирает раз, трус - тысячу раз.

  48. Грудь солдата - защита Отечества.

  49. Двадцать пять лет - солдатский век.

  50. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

  51. Держи порох сухим - будешь непобедим.

  52. Для нашего солдата граница свята.

  53. Для хорошего солдата нет флангов и тыла: везде фронт, откуда неприятель.

  54. Друг за друга стой - выиграешь бой.

  55. Дружба дружбой, а служба службой.

  56. Друзья познаются в бою.

  57. Если армия сильна, непобедима и страна.

  58. Если в сердце воина нет мужества, не помогут ни сила, ни его оружие.

  59. Если народ один, он непобедим.

  60. Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

  61. Ещё бы воевал, да пищаль потерял.

  62. Жить - Родине служить.

  63. За край родной иди бесстрашно в бой.

  64. За край свой насмерть стой.

  65. Закон бойца - стойкость до конца.

  66. Знает враг, как дерётся наш моряк.

  67. И утром ото сна восстав, читай внимательно устав.

  68. Идти на рать, так бердыш брать.

  69. Изучай умело военное дело.

  70. К нам с пушками, а от нас с мушками.

  71. Каждый воин должен понимать свой манёвр.

  72. Как повоюешь, так и прославишься.

  73. Каков полк, таков о нём и толк.

  74. Кипит суп - котелок - друг, стук - бряк - котелок - враг.

  75. Коли у поля встал, так бей наповал.

  76. Командира наказ - Родины приказ.

  77. Кому война, а кому мать родна.

  78. Косу острят на косу, а меч на главу.

  79. Крепка рать воеводою.

  80. Крепка рука у русского моряка.

  81. Кто в атаке впереди, у того орден на груди.

  82. Кто за правое дело стоит, тот победит.

  83. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

  84. Кто не сдаётся, тот не умрёт.

  85. Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

  86. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

  87. Кто с Россией не тягался, в правых не оставался.

  88. Кто смерти не боится, того и пуля сторонится.

  89. Кто хорошо бьётся, тому и победа достаётся.

  90. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

  91. Кто честно служит, с тем слава дружит.

  92. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

  93. Лучше один - два патрона толково, чем десяток - другой бестолково.

  94. Лучше смерть в бою, чем позор в строю.

  95. Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.

  96. Мало победы ждать - надо победу взять.

  97. Мало штыка, так вот тебе приклад.

  98. На героя и слава бежит.

  99. На пушку лови, а потом и пли.

  100. Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.

  101. Надейся на мир, а гляди в оба.

  102. Наступил на землю русскую, да оступился.

  103. Наш пулемёт врагу пощады не даёт.

  104. Наша армия не одна, с нею вся страна.

  105. Нашей армии сыны Родине верны.

  106. Не боевая техника красит бойца, а боец боевую технику.

  107. Не будешь покойник - будешь полковник.

  108. Не всякая пуля по кости, иная и по кусту.

  109. Не родом богатырь славен, а подвигом.

  110. Не силою дерутся, а умением.

  111. Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

  112. Не страшна врагов туча, если армия могуча.

  113. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

  114. Нет крепостей, которые не сдаются.

  115. Нет обороны, заклюют и вороны.

  116. Ни моря без воды, ни войны без крови.

  117. Никогда не отбивайся, а всегда сам бей, одними отбивами врага не одолеешь.

  118. Один в поле не воин.

  119. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

  120. Оружие - сила бойца, используй его до конца.

  121. Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.

  122. Первое в жизни - честно служить Отчизне.

  123. Плохому бойцу и погоны не к лицу.

  124. Пограничный край не небесный рай, со всех сторон врага ожидай.

  125. Пока идёт бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут.

  126. Пока не рискнёшь жизнью, не победишь врага.

  127. Принял присягу - от неё ни шагу.

  128. Пуля в того метит, кто боится.

  129. Пуля - дура, где ударит - дыра.

  130. Пуля чинов не разбирает.

  131. Пуля, что пчела: побежишь - ужалит.

  132. Пушки смолкли - пехоте слово.

  133. Разведчик и затылком видит.

  134. Родина - мать, умей за неё постоять.

  135. Родине служить - честью дорожить.

  136. Российский флот - Родине оплот.

  137. Русский боец - всем образец.

  138. Русский боец и один в поле воин.

  139. Русский немцу задал перцу.

  140. Русский солдат ни с мечом, ни с калачом не шутит.

  141. Русский солдат сметкой богат, умом порешит, штыком подкрепит.

  142. Русский солдат умом и силой богат.

  143. С родной земли - умри, не сходи.

  144. С солдатами и сам солдатеешь.

  145. С уменьем воюют, без уменья горюют.

  146. Себя не унижай, а командира уважай.

  147. Скучны привалы без запевалы.

  148. Слава к тому приходит, кто впереди ходит.

  149. Славу свою добывай в бою.

  150. Службу нести - не лапти плести.

  151. Службу служить - душой не кривить.

  152. Служи по уставу, завоюешь честь и славу.

  153. Смекалка на войне помогает вдвойне.

  154. Смелее иди в бой - Родина за тобой.

  155. Смелого враг не возьмёт.

  156. Смелому воину и танк не страшен.

  157. Смелости учись у разведчика, осторожности у сапёра, никогда не ошибёшься.

  158. Смелость города берёт.

  159. Смелый боец в бою молодец.

  160. Смерть бежит от сабли и штыка храброго.

  161. Смерть лучше бесчестья.

  162. Сметлив боец - врагу конец.

  163. Снайпер бьёт редко, да метко.

  164. Солдат Богу свеча, а государю слуга.

  165. Солдат бьёт врага в поле, а моряк в море.

  166. Солдат всегда солдат.

  167. Солдат горемыка хуже лапотного лыка.

  168. Солдат да малых ребят Бог бережёт.

  169. Солдат должен стрелять как ковбой, а бегать как его лошадь.

  170. Солдат спит - служба идёт.

  171. Солдат только на морозе да на огне краснеет.

  172. Солдата к славе ведут учение и труд.

  173. Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху.

  174. Солдатская голова - что под дождиком трава.

  175. Солдату на походе, что день, то новоселье.

  176. Солдату командир - отец, а мать - служба.

  177. Солдату солдат родной брат.

  178. Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

  179. Солдату умереть в поле, моряку в море.

  180. Солдаты, что малые ребята: мало поедят, и малым сыты.

  181. Сражайся смело за правое дело.

  182. Стоянием крепости не возьмёшь.

  183. Техникой владеешь, так и врага одолеешь.

  184. Трус и в жизни мёртв, а храбрый и мёртвым живёт.

  185. Тяжело в учении - легко в бою.

  186. У сметливого солдата и рукавица граната.

  187. У солдата шило бреет, а шубы нет, так и палка греет.

  188. Ум хорошо, а устав лучше.

  189. Умелый боец везде молодец.

  190. Хлеб, соль да вода - солдатская еда.

  191. Хорош в строю - силён в бою.

  192. Хорош грибок белый, а солдат умелый.

  193. Хорошая пехота скупа на огонь.

  194. Хороший полководец - половина армии.

  195. Хорошо смеётся тот, кто отслужил первый год.

  196. Храбрость города берёт.

  197. Храбрость - сестра победы.

  198. Храбрый солдат стреляет тогда, когда видит цель.

  199. Худой мир лучше доброй брани.

  200. Худой солдат тот, который не надеется быть генералом.

  201. Чем крепче дружба, тем легче служба.

  202. Честь солдата береги свято.

  203. Что русскому здорово, то немцу смерть.

  204. Что в бою взято, то свято.

  205. Чтобы врага бить, надо оборону крепит





















39


Приложение 4




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!