СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Военное детство в произведениях русских писателей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Военное детство в произведениях русских писателей»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новочановская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области













Исследовательская работа по теме

«Военное детство в произведениях русских писателей»















Выполнил:

Николаев Артем

ученик 9 класса

Научный руководитель:

Щербакова Дарья Юрьевна

учитель русского языка и литературы







Новочановское, 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........3

Глава 1. Анализ произведений о военном детстве

1.1. В. Катаев «Сын полка»……………………………………………………………..7

1.2. М. Шолохов «Судьба человека»……………………………………………………9

Глава 2. Анализ автобиографических произведений о военном детстве

2.1. В. Распутин «Уроки французского»……………………… ……………………11

2.2. В. Астафьев «Где-то гремит война»…………………………… ……………..12

2.3. Рассказ моей бабушки о военном детстве……………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………………18





Введение

Их силуэты почти не видны,

В маршах их голос совсем не приметен -

Дети Великой и страшной войны.

Может герои, но, в сущности - дети.

В мае берёзки свежи и стройны,

Солнце для всех одинаково светит…

Чистая жертва для грязной войны -

Дети живые, погибшие дети.

Сергей Афонин

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Больше всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети – самые чистые существа на земле. О минувшей Великой Отечественной войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей.

А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти  в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!

В этом году исполняется 75 лет со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. В преддверии этой даты в нашей школе и в классах запланировано и проводится много мероприятий: просмотр документальных фильмов, встреча с детьми войны, конкурсы чтецов стихотворений и прочтение книг о войне. Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.

На уроках родной (русской) литературы мы прочитали много интересных книг о наших ровесниках - современниках. Но не менее важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас.

Открывая для себя героические страницы литературы, я глубоко заинтересовалась подвигом отважных «детей войны».

Гипотеза:

  • В произведениях писателей изображена правда о героической судьбе моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Проблема:

  • Для современных детей и подростков Великая Отечественная война - это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет нам осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о истории Отчизны, воспитать на примере героических поступков "детей войны" чувство патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта:

Расширить свои знания о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах юных героев-антифашистов.

Задачи:

1. Изучить художественную литературу по данной теме.

2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой.

3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины.

4. Выявить авторское отношение к изображаемому.

Объект исследования - художественные произведения о детстве моих сверстников на войне:

В. Катаев «Сын полка»;

М. Шолохов «Судьба человека»;

В. Распутин «Уроки французского»;

В. Астафьев «Где-то гремит война».

Методы проведения исследования:

1. Анализ художественной литературы.

2. Сравнительный метод.

3. Описательный метод.

4. Анкетирование.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать на уроках литературы, классных часах, на читательской конференции; список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам и другим ребятам для самостоятельного прочтения.

Глава 1. Анализ произведений о военном детстве.

1.1. В. Катаев «Сын полка»

«Сын полка» — это повесть об одном мальчике, которому совсем недавно исполнилось двенадцать лет Его родители так же как и родители других детей ушли на фронт. Их поймали нацисты и расстреляли. На протяжении всего произведения показаны и подробно описаны все ужасы войны во всех ее красках. И все это видели маленькие дети. Они бродят по улицам города и ищут еду. Мальчики не только обижены, но и обозлены на жизнь и готовы сделать все для того чтобы защитить свою родину.

Как раз бойцы проходили через лес и там находился Ваня. Парень был смышленым, умным и храбрым и ничего и никого не боялся. Он сразу же подружился с бойцами, и они полюбили его и приняли в свою команду. А парень обещал не только помогать им, но и выполнять все, что ему будет приказано.

Больше всего на свете ему хотелось воевать и защищать свою родину. Бойцы старались отправить мальчика в безопасное место, где ему не будет угрожать опасность, но каким-то образом, ему удавалось догнать их и дальше отправиться вместе с ними.

Он многому научился у бойцов и даже если с первого раза у него ничего не получалось, то он пробовал еще и еще и понемногу стал добиваться успеха.

«Дело известное, товарищ капитан, — сказал Егоров. — Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. „Для чего тебе букварь?“ — спрашиваем. „Чтобы грамоте не разучиться“, — говорит. Ну что вы скажете!»

Сын Валентина Катаева Павел позже писал, что отец, работавший военным корреспондентом, задумал эту повесть во время фронтовых командировок, несколько раз сталкиваясь со случаями, когда солдаты принимали к себе беспризорных, осиротевших детей.


1.2. М. Шолохов «Судьба человека».

Теме сурового военного детства посвятили свои произведения многие российские писатели, прошедшие через войну, через тяжелые испытания. Их волнительные рассказы и вошли в данный сборник.

Интересна история создания рассказа «Судьба человека». Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.

Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое, и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени, и остался один, потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть, для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.

Шестилетний Ванюша, потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.





Глава 2. Анализ автобиографических произведений.

2.1. В. Распутин «Уроки французского».

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

2.2. В. Астафьев «Где-то гремит война»

Маленькая повесть «Где-то гремит война», предшествующая заключительному рассказу, выполняет принципиальную роль в композиции произведения: ее события передают крутой перелом в судьбе и состоянии героя, их можно считать кульминационным моментом в процессе мужания, самоутверждения героя. Едва не погибший в лютый мороз по дороге к тетке Августе, Виктор побеждает смерть, стремясь навстречу огню, человеческому теплу и помощи. Многодетная тетка в родном селе получила «похоронку», терпит страшную нужду. Племянник идет на охоту в зимнюю тайгу, чтобы спасти от лесных коз драгоценное сено. Сцена охоты – одна из лучших во всем цикле, самый напряженный момент в драматической истории формирования характера, повзросления героя. Переживания этой ночи перевернули душу подростка, что было подготовлено всем предшествующим повествованием. Встретившись с бедой, своей и общенародной, герой осознает свое место б жизни. Мысли о смерти, эмоциональный взрыв как выражение не контролируемых разумом чувств человека, вынужденного убивать — «стрелять в этого мудрого козла..., в эту новогоднюю, зимнюю ночь, в тишину, в белую сказку!» — ускорили процесс созревания гражданского мужества и высокой ответственности. «Еще никогда не казался мне мир таким потаенным и величественным. Его спокойствие и беспредельность потрясали... жизнь моя разломилась надвое. В эту ночь я стал взрослым».

Итоговый рассказ «Последний поклон» — о возвращении героя к родному очагу, где ждет бабушка, о возвращении с войны на родину солдата с глубоко осознанным чувством благодарности, с поклоном отечеству. Последние слова рассказа звучат гимном любимому и близкому человеку, память о котором «беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

Анализ всех рассказов показывает нам все трудности, с которыми сталкивались дети во время и после войны. Проанализировав образы главных героев, я отметил между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих "детей войны" похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчат

2.3. Рассказ моей бабушки о военном детстве

Мою бабушку зовут Николаева Клавдия Сидоровна. Родилась она 18 сентября 1947 года в деревне Большое Сухопутное Чановского района Новосибирской области. Детство моей бабушки было тяжелое, послевоенное. Её отец пришёл инвалидом – без левой руки. В семье была пятеро детей. Время было тяжёлое, была разруха, голод, холод. Отец ходил за 30 км на рыбалку пешком, для того чтобы прокормить семью, и ездил менял ее в город на сахар, на масло и на хлеб. Родители работали не покладая рук, отец днем рыбачил, а в ночь шёл скотничать, так как рабочих рук не хватало.

В школу пошла в 1954 году. Сумки были сшиты из разных тряпок, тетрадей не было, писали на обрывках газет, были стеклянные чернильницы. Не было ни света, ни радио и было тяжело учиться, но учиться приходилось. Валенки были одни на всех. Школы в то время были до четвертого класса. Старшие дети работали сами и приучали младших работать на огороде и управлять скотину, т.к родителей не было дома.

Её отец был белорус, но он не смог остаться на родине в Белоруссии, он не смог пережить увиденные ужасы войны и переехал сюда в Сибирь, подальше от плохих воспоминаний.



Заключение

Прочитав художественные произведения о подвигах на войне моих сверстников, хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой художественный взгляд на происходящее.

Проанализировав образы главных героев, я отметил между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих "детей войны" похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчат.

Юные герои повестей обладают "железным" характером, они наравне ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат званием пионеров, все погибают смертью храбрых, их посмертно награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…

Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных маленьких героев расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесников, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Написанные по "горячим следам" событий книги о войне являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания прочитанного я извлек главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.

Я постараюсь "достучаться до сердец" моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями, чтобы рассказы и повести о войне стали их настольными книгам.



Список использованной литературы

1. Астафьев В. Где-то гремит война. – М.: Дет.лит. 1975.

2. Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/

3. Идет война народная. Стихи о Великой Отечественной войне/сост. Н.И. Горбачева. - М.: Дет.лит., 2002.

4. Катаев В. Сын полка. -М.: Дет.лит. 1977.

5. Навечно в памяти народной. - М.: Молодая гвардия, 1975.

6. Надеждина Н.А. Партизанка Лара: повесть. - М.: Дет.лит., 1988.

7. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

8. Распутин В. Уроки французского. – М.: Эксмо. 2010.

9. Час мужества: стихотворения и рассказы. - М.: Оникс. 2008

10. Шолохов М. Судьба человека. – М.: Советская Россия. 1990.




















Приложение 1

"О детях-героях"

Рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне для детей среднего возраста

1. Авраменко А.И. Повесть "Гонцы из неволи".

2. Баруздин С.А. Повесть "Её зовут Ёлкой".

3. Богомолов В.О. Повесть "Иван".

4. Бринский А.П. Повесть "Девчонка из Марьиной рощи".

5. Верейская Е.Н. Повесть "Три девочки".

6. Вишнёв П.П. Повесть "Юнги".

7. Воронкова Л.Ф. Повесть "Девочка из города".

8. Дубровин В.Б. Повесть "Мальчишки в сорок первом".

9. Жариков А.Д. Сборник рассказов "Юные партизаны".

10. Ильина Е.Я. Повесть "Четвёртая высота".

11. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Повесть "Улица младшего сына".

12. Катаев В.П. Повесть "Сын полка".

13. Корольков Ю.М. Рассказы "Лёня Голиков", "Марат Казей", "Валя Котик", "Зина Портнова".

14. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.

15. Крапивин В.П. Повесть "Тень каравеллы".

16. Лиханов А.А. Повести "Мой генерал", "Крутые горы", "Музыка", "Деревянные кони".

17. Надеждина Н.А. Повесть "Партизанка Лара".

18. Найдич М.Я. Повесть "Шинель на вырост".

19. Суворина Е.И. Рассказ "Витя Коробков".

20. Яковлев Ю.Я. Сказка "Как Серёжа на войну уходил", рассказ "Девочки с Васильевского острова".

21. Козлов В. "Витька с Чапаевской улицы"

22. Рудный В. "Дети капитана Гранина"

23. Соболев А. "Тихий пост"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!