СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военные поселения в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использована на уроках истории при изучении тем "Внутренняя политика Александра 1" и "Внутренняя политика Николая 1"

Просмотр содержимого документа
«Военные поселения в России»

Военные поселения в России (1817-1857г.) Материалы к уроку истории

Военные поселения в России (1817-1857г.)

Материалы к уроку истории

Военные поселения — система организации войск в России, сочетавшая военную службу с сельскохозяйственным трудом. Александр I поручил организацию военных поселений А. А. Аракчееву. Александр I

Военные поселения — система организации войск в России, сочетавшая военную службу с сельскохозяйственным трудом.

Александр I поручил организацию военных поселений А. А. Аракчееву.

Александр I

А. А. Аракчеев - русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I. Реформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии, военный министр, главный начальник Императорской канцелярии и военных поселений. А. А. Аракчеев

А. А. Аракчеев - русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I. Реформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии, военный министр, главный начальник Императорской канцелярии и военных поселений.

А. А. Аракчеев

Цели создания военных поселений. 1. Армия переводилась на самоокупаемость 2. Прекращались ежегодные рекрутские наборы, сопровождавшиеся волнениями крестьян. 3. Перевод крестьян на положение военных поселенцев превращало их, по существу, в свободных людей. Это должно было, по замыслу Александра I, стать еще одним шагом к ликвидации крепостного права.

Цели создания военных поселений.

1. Армия переводилась на самоокупаемость

2. Прекращались ежегодные рекрутские наборы, сопровождавшиеся волнениями крестьян.

3. Перевод крестьян на положение военных поселенцев превращало их, по существу, в свободных людей. Это должно было, по замыслу Александра I, стать еще одним шагом к ликвидации крепостного права.

Жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации , превратилась в настоящую каторгу.

Жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации , превратилась в настоящую каторгу.

Регламентация жизни военных поселян: Военные поселяне-все жители в возрасте от 18 до 46 лет; Военной дисциплине подчинялись не только все мужчины, но и все женщины и дети; Вставали утром, растапливали печи, выходили на работу, ели, ложились спать в одно время по барабанному бою; За малейшие проступки виновные подвергались телесным наказаниям ( розги и шпицрутены); Велся учет всем вдовам и девицам, которые выдавались замуж по назначению начальства; Все земледельческие работы производились по приказам офицеров, который мало понимали в сельском хозяйстве.

Регламентация жизни военных поселян:

  • Военные поселяне-все жители в возрасте от 18 до 46 лет;
  • Военной дисциплине подчинялись не только все мужчины, но и все женщины и дети;
  • Вставали утром, растапливали печи, выходили на работу, ели, ложились спать в одно время по барабанному бою;
  • За малейшие проступки виновные подвергались телесным наказаниям ( розги и шпицрутены);
  • Велся учет всем вдовам и девицам, которые выдавались замуж по назначению начальства;
  • Все земледельческие работы производились по приказам офицеров, который мало понимали в сельском хозяйстве.
 Детей, живущих в военных поселениях разделяли на 3 части: -младшие (от 7до10) -средние (от 10 до 14) -старшие – до 18 лет.

Детей, живущих в военных поселениях разделяли на 3 части:

-младшие (от 7до10)

-средние (от 10 до 14)

-старшие – до 18 лет.

Младших мальчиков лишали семьи и помещали в особые школы, причисляя к определенному полку. Для них было одно «преимущество» - служба длилась не 25, а 20 лет. После службы они выполняли сельскохозяйственные работы. Дети средней группы обучались письму и чтению, Закону Божьему, арифметике. Начиная с 14 лет , мальчики учились военному делу, приучались к земледельческим работам. Им полагалось денежное пособие и питание, как солдатам, несущим действующую службу.
  • Младших мальчиков лишали семьи и помещали в особые школы, причисляя к определенному полку. Для них было одно «преимущество» - служба длилась не 25, а 20 лет. После службы они выполняли сельскохозяйственные работы.
  • Дети средней группы обучались письму и чтению, Закону Божьему, арифметике.
  • Начиная с 14 лет , мальчики учились военному делу, приучались к земледельческим работам. Им полагалось денежное пособие и питание, как солдатам, несущим действующую службу.
Поселения и ведавший их устройством Аракчеев вызывали всеобщую ненависть . Было установлено, что во все времена года, кроме зимы, у крестьян не может быть ни выходных, ни праздничных дней. До обеда они занимались военными делами. С обеда до вечера - занимались хозяйством. С вечера и до ночи - опять военными делами. Физическая и психологическая нагрузка была чрезмерной - люди не выдерживали. Поселенцы неоднократно бунтовали.

Поселения и ведавший их устройством Аракчеев вызывали всеобщую ненависть . Было установлено, что во все времена года, кроме зимы, у крестьян не может быть ни выходных, ни праздничных дней. До обеда они занимались военными делами. С обеда до вечера - занимались хозяйством. С вечера и до ночи - опять военными делами. Физическая и психологическая нагрузка была чрезмерной - люди не выдерживали. Поселенцы неоднократно бунтовали.

 Крупные восстания  поселян 1817, 1831 - в Новгородской губернии 1819 - в Чугуевской губернии

Крупные восстания поселян

  • 1817, 1831 - в Новгородской губернии
  • 1819 - в Чугуевской губернии
Илья Репин о жизни военных поселян Илья Репин-русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств, в автобиографической книге «Далекое близкое» детально описан нелегкий быт поселян. «…Характер простоватого казака быстро перевоспитывался в будущего каторжанина, воспитывался образцово и множился быстро. Остроги и Сибирь заполнялись беглыми и штрафными солдатами…».

Илья Репин о жизни военных поселян

Илья Репин-русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств, в автобиографической книге «Далекое близкое» детально описан нелегкий быт поселян.

«…Характер простоватого казака быстро перевоспитывался в будущего каторжанина, воспитывался образцово и множился быстро. Остроги и Сибирь заполнялись беглыми и штрафными солдатами…».

Проблемы военных поселений 1. казнокрадство. Из-за этого и финансовая поддержка государства и доходы самого поселения были недостаточными. Денег хватало только для выживания. 2. производительность сельского хозяйства просела, и армия постепенно утрачивала боеспособность. 3. сопротивление крестьян. Были созданы такие условия жизни простых людей, что крепостное право для крестьян казалось гораздо более привлекательной формой, чем поселения. Не случайно крестьяне неоднократно обращались к властям, чтобы их сделали крепостными, но убрали из поселений. Реакции властей не было, отсюда и многочисленные бунты.

Проблемы военных поселений

1. казнокрадство. Из-за этого и финансовая поддержка государства и доходы самого поселения были недостаточными. Денег хватало только для выживания.

2. производительность сельского хозяйства просела, и армия постепенно утрачивала боеспособность.

3. сопротивление крестьян. Были созданы такие условия жизни простых людей, что крепостное право для крестьян казалось гораздо более привлекательной формой, чем поселения. Не случайно крестьяне неоднократно обращались к властям, чтобы их сделали крепостными, но убрали из поселений. Реакции властей не было, отсюда и многочисленные бунты.

   17 июня 1857 года У казом Александра II упразднена система военных поселений. Александр II

17 июня 1857 года У казом Александра II упразднена система военных поселений.

Александр II

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя