СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война не место для детей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это внеклассное мероприятие "Литературная гостиная". Проведено в 5-6 классах коррекционной школе 8 вида накануне празднования Дня Победы. К сожалению, не могу здесь опубликовать презентацию и музыкальное сопровождение к этому сценарию.

Просмотр содержимого документа
«Война не место для детей»

Внеклассное мероприятие по чтению (литературная гостиная) «Война не место для детей». Проводилось в школе VIII вида для учеников 5-6 классов.

Цель: познакомить с произведениями о войне (стихотворениями Р.Рождественского, Ю.Воронова, рассказом Л.Кассиля), вызвать эмоциональный отклик.

Задачи: развивать эмоции, уважительное отношение к одноклассникам; совершенствовать технику и выразительность чтения; развивать слуховое восприятие, память, внимание.

Ход мероприятия

Учитель

Я рада, что сегодня мы вновь собрались в нашей литературной гостиной. Послушайте стихотворение, скажите, какой теме будут посвящены произведения, которые мы сегодня будем читать.

Слайд 2

«Баллада о маленьком человеке» Р.Рождественского

Учитель

Итак, какой теме посвящена наша встреча? (Великая Отечественная война)

Слайд 3

Учитель

Вы слушали стихотворение, которое написал Роберт Иванович Рождественский.

Рассказ ученика о поэте.

Он родился в селе Косиха, что находится в Алтайском крае 20 июня 1932 года. Накануне начала войны ему исполнилось 9 лет. Посмотрите на карту Советского Союза (слайд), далеко находится Алтайский край от границы, откуда шла война? Да, выстрелы, взрывы – звуки войны были не слышны маленькому Роберту, но война пришла и туда. Уходят мужчины из их села (его отец погибнет в Латвии 22 февраля 1945 года), мать, получив профессию врача, тоже отправится на войну (она вернётся домой). Девятилетний Роберт остаётся с бабушкой. Дети и старики берут на себя заботы о домашней скотине, о заготовке хлеба не только для себя, но и для всей страны. Тяжёлые были их заботы. Не каждый взрослый выдержит.

Слайд 4

Учитель

Ещё один поэт, Юрий Петрович Воронов, знает о войне не понаслышке. Он родился 13 января 1929 года в Ленинграде.

Рассказ ученика о поэте.

Когда началась война, ему было 12 лет. Это столько же, сколько нам сейчас. Голод, холод, смерть близких людей мальчик пережил в блокадном Ленинграде.

Младшему брату (читает подготовленный ученик)

Из-под рухнувших перекрытий –

Исковерканный шкаф, как гроб...

Кто-то крикнул: – Врача зовите!.. –

Кто-то крестит с надеждой лоб.


А ему уже, плачь – не плачь,

Не поможет ни бог, ни врач.


День ли, ночь сейчас – он не знает,

И с лица не смахнёт мне слёз.

Он глядит – уже не мигая –

На вечерние гроздья звёзд.


…Эту бомбу метнули с неба

Из-за туч среди бела дня...

Я спешил из булочной с хлебом.

Не успел. Ты прости меня.

Это стихотворение из поэтической летописи блокады Ленинграда, созданной уже взрослым Юрием Вороновым. Блокада – основная тема его поэзии. А тогда, в 1941 году, будущий знаменитый поэт писал отцу, призванному на фронт, о том, как разбомбили их дом. В это время в квартире были бабушка, мама, брат и сестрёнка, родившаяся в октябре 1941 года. Мальчик рассказывал, что бабушку и маму удалось спасти. А сестренку и брата нашли только на пятый день уже погибшими.

Ему было уже 15 лет, когда 18 января удалось нашим войскам прорвать кольцо блокады.

Учитель

Каждое слово стихотворения, которое вы сейчас услышите, прожиты, прочувствованы поэтом.

Слайд 6, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения подготовленным учеником

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей.

Ребенку нужен теплый дом,

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки, и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страдание.


Слайд 7-9 (подготовленное чтение детьми)

  • По разным данным, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны принимали участие до нескольких десятков тысяч детей.

  • Обычные мальчишки и девчонки 12-17 лет – «сыновья полка», пионеры-герои. Они служили связными, разведчиками, писали и расклеивали листовки, работали в цехах заводов и на колхозных полях – «Все – для фронта, всё – для победы», в госпиталях. Этих героев знали поименно все советские школьники. 

  • А когда нужно – брали в руки оружие и сражались наравне со старшими. Многие из них погибли – от вражеских пуль или в застенках, от голода и холода...

Слайд 10

Рассказ ученика о поэте.

Лев Абрамович Кассиль родился в 1905 году, 10 июля, в еврейской семье. Местом рождения стала Покровская слобода, в Саратовской губернии, ныне это город Энгельс. Отец будущего детского писателя, Абрам Григорьевич Кассиль работал врачом, а мать Анна Иосифовна Перельман преподавателем музыки, но затем и она выучилась на зубного врача. Лев с самого раннего детства имел целый набор талантов. Он отлично рисовал, увлекался музыкой, пристрастие к которой у него было благодаря его матери и конечно литературой. Ребёнок очень любил читать приключенческие книги.

В годы войны (в начале войны ему было 36) он был главным редактором детского журнала «Мурзилка», работал военным корреспондентом на фронтах. Почти за каждым военным произведением Льва Кассиля стоит реальная история - о мужестве и героизме людей на фронте и в тылу.

Учитель

Послушайте его «Рассказ об отсутствующем»

Слайд 11 -14 (иллюстрации к рассказу)

Диалог мальчика и главного героя, небольшие отрывки читают дети (предварительно подготовленные), возможна драматизация диалога. Начало рассказа, отрывок, где описывается гибель мальчика, окончание рассказа читает учитель. После чтения необходимо детям дать возможность помолчать, осознать, пережить услышанное.

Учитель

Итак, много вы сегодня услышали стихотворений, был прочитан рассказ. Давайте восстановим ход нашей встречи. Слайд 15. Какие произведения из тех, что вы видите на слайде, сегодня прозвучали, а какое здесь не указано?

(Дети знакомятся с содержанием записи на слайде, выполняют задание.) Кто были главные герои всех произведений о войне, которые вы сегодня слушали?

Назовите тему нашей встречи (Война не место для детей) Слайд16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!