СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война Рима и Карфагена

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Война Рима и Карфагена»

Открытый урок истории по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» в 5 классе

Урок истории в 5 классе

Тема урока: «Вторая война Рима с Карфагеном».

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Технология: работа с историческими источниками

Цель: Организовать работу учащихся по формированию представлений о второй войне Рима с Карфагеном.

Задачи:

1. Выяснить причины и характер войны, проследить ход военных действий, охарактеризовать способы и тактику ведения боя полководцами, определить историческое значение войны.

2. Развивать умение организовывать свою работу, работу в парах, группах; воспроизводить факты; находить информацию в разных источниках, анализировать, обобщать и делать выводы; характеризовать события, этимологию слов, давать оценку историческим личностям, определять их роль в истории; давать оценку собственным действиям на уроке, оценивать свою работу, ответы одноклассников.

3. Воспитывать у учащихся на примере исторических событий такие личностные качества как смелость, патриотизм, целеустремлённость, толерантность; развивать коммуникативные учебные действия: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, работать в паре и группе.

Оборудование: видеопроектор, слайды, словарное лото, рабочий лист по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» (раздаточный материал), настенная карта: «Римская империя в 3-4 вв. до н.э.», контурная карта «Вторая война Рима с Карфагеном» (с.13), атлас истории Древнего мира, рабочая тетрадь «Всеобщая история Древнего мира»/ Г. И. Годер.- М.: Просвещение 2014. часть 2, с.54 задание № 56.

Ход урока:

  1. Организация класса. Актуализация знаний.

Поговорим? – О чем?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень

Чего-то знаю я, чего-то вам известно.

А думать будем? – Будем!

Нам будет интересно

1.1. Работа в парах:

Словарное лото: Задание: соотнести лексическое значение слова и термин, записать ответ цифрами.


1. Легион

3.Консул

5. Держава

7. Республика

2. Фаланга

4.Легионеры

6. Сенат

8. Колония


1.Совет старейшин в Риме.

3.Большое и боеспособное войско римлян

5. Правитель Рима из числа патрициев сроком на год.

7. Большое и сильное государства, включающее в себя завоёванные территории.

2. Воины римской армии.

4.Построение тесными сомкнутыми рядами

6. В переводе это слово означает «общественное дело».

8. Торговое поселение финикийцев.


Ответ: 1-3; 2-4; 3-5; 4-2; 5-7; 6-1; 7-6; 8-8

1.2. Взаимопроверка работы в парах сменного состава.

1.3. Выставление оценок по критериям:

«5» - 8 ответов

«4»- 6-7 ответов

«3»- 4-5 ответов

«2»- менее 4-х ответов

II. Работа над новой темой урока:

Целевая установка: Расставьте даты в хронологическом порядке, назовите событие и прочитайте слово, которое поможет определить название темы урока: 753 г. до н.э.-К, 480 г. до н.э.-Ф, 509 г. до н.э.-А, 280 г. до н.э.-Н, 326 г. до н.э.-Е, 490 г. до н.э.-Р, 338 г. до н.э.-Г., 443 г. до н.э.-а

Ответ:

753 г. до н.э.- К (основание г.Рима)

509 г. до н.э.- а (установление республики в Риме)

490 г. до н.э.- р (Марафонская битва)

480 г. до н.э.-.ф (Саламинская битва, Фермопильское сражение)

443 г. до н.э.- а (избрание Перикла стратегом)

338 г. до н.э.- г (битва при Херонее)

326 г. до н.э.- е (отмена долгового рабства в Риме)

280 г. до н.э.- н (Пирр высадился в Италии)

- Найдите в буквах повтор («а»). Поднимите руку, кто ошибся в датах?

    1. Запись темы и плана урока в тетрадь

Итак мы с вами не просто так выполняли эти задания. Представленные слова связанны с какой страной (Рим), а что такое Карфаген (город в северной африке)

Кто может показать эти два города?

А почему мы сегодня говорим про две разные территории. Как они взаимосвязаны? (Они воевали) Верно. Таким образом тема нашего урока Войны Рима и Карфагена.

    1. Формулирование проблемного вопроса к уроку учащимися: ручки, учебники.

Почему? Почему Рим и Карфаген начали войну?

Как? Как война закончилась?

А вы знаете, что Карфаген –это не простой город. Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тир. Согласно преданию, После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику. ( учитель показывает территорию на карте Карфагена) Пуны.


1.3. Изучение нового материала (7 мин)

Сейчас вам предстоит поработать в группах. В дорожных картах есть незаполненные таблицы с вопросами, на которые вам необходимо ответить.

1 –группа Первая война Рима и Карфагена. Вы работаете со справочными материалами.

2 группа Вторая война Рима и Карфагена. Вы работаете со справочными материалами,

3- группа Битва при Каннах. Вы работаете со справочными материалами.

  1. группа, представьте ваш результат.


Вопросы и задания

Ответ

баллы

2.1. Определить дату, цели и причины войны.

2.2. Определить характер войны. Записать в рабочий лист.

2.3.Запишите итоги первой пунической войны.

2.1. 264–241 г.г. до н.э.

Цель: Стать сильнейшей державой.

Причины:

Захватить плодородные земли Сицилии.

2.2.Захватнический, несправедливый.

2.3. Рим выиграл войну.


1 б.


1 б.


1б.



Как вы думаете Карфаген был доволен таким результатом? (нет) Верно. Что Карфаген предпринял (пошел войной на Рим) (Верно) А про человека, который начал войну с Римом мы сейчас с вами и узнаем.

Рассказ ребенка о личности Ганнибала.

Скажите пожалуйста, какое противоречие в личности Ганнибала мы наблюдаем? (он был одарённым полководцем, но со своими пороками)

О 2 Пунической войне нам расскажет 2 группа.

Вопросы и задания

Ответ

баллы

1. Даты Второй войны с Карфагеном


2. 218-201 г. до н.э.- Вторая война Рима с Карфагеном

1 б

2. Сосчитать, сколько лет длилась Вторая война Рима с Карфагеном.

2. 17 лет до н.э.

1 б

3. Ответить на вопрос:

Почему, потеряв почти половину войска, Ганнибал разбил консульские армии?

3.1. Ганнибал объявил, что воюет за свободу народов Италии, поэтому его поддерживали

3.2. Консулы спорили между собой, что мешала победе римской армии



Покажите пожалуйста, путь Ганнибала в период войны. (работа с картой)

Физизминутка.

В любой войне есть значимые битвы. Про одну из таких мы с вами поговорим. 3 группа.

Вопросы и задания

Ответ

баллы

  1. Записать дату битвы при Каннах

216 г. до.н.э.

_

  1. В сторону кого был перевес сил?

В сторону римской армии по количеству и по расположению армии.

_

  1. Итог битвы?

Карфаген победил

-



Теперь давайте найдем город Канны на карте. Кто может показать на экране?

Все нашли город Канны у себя на картах в дорожных листах? Поставьте там точку цветной ручкой или маркером, чтобы в случае чего мы сразу нашли это место.

Самая грандиозная битва Второй войны Рима и Карфагена заканчивается. Впереди окончание войны. Давайте заглянем в будущее и подумаем какая страна в итоге победит? А вот правы вы или нет мы сейчас узнаем. Открываем учебник на странице 231. Читаем по два предложения с первого ряда.

Какая битва стала последней и решающей? (Битва при Зама). Кто найдет этот город на экране? Теперь все найдите его у себя на карте и отметьте цветом.

Теперь кто мне скажет, кто вышел победителем в 2 Пунической войне? (Рим).

Верно, а по какой причине? (Армия Ганнибала потеряла поддержку завоеванного населения Италии).

Вы все правильно сказали. Теперь все полученные знания я предлагаю вам закрепить. В ваших дорожных картах текст с пропущенными словами и датами, которые необходимо вставить. Ваши записи с урока в помощь. Даю 3 (5) минуты.

В 218 году до. н.э. под руководством Ганнибалла войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы Альпы, наемное войско, кони дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой Карфагена (Ганнибала) Наиболее отличились в этой битве при Каннах, что состоялась в 216 г, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при Зама в 201 году во главу Римского войска встал Сципион. Впервые за 17 лет войны пуняне потерпели поражение, что стало причиной того, что Рим стал владыкой Средиземноморья

Теперь поменяйтесь дорожными картами, для того, чтобы проверить. Каждый правильный ответ – 1 б. Возвращаем карты.

И вот момент кульминации – оцениваем свою работу. Посчитайте в дорожной карте все баллы. На экране вы видите сколько баллов какой оценке соответствует. Надеюсь плохих оценок у нас нет. У кого 4? А пять? Вы большие молодцы! Записываем домашнее задание. Параграф 47 читать, повторить записи в дорожной карте и письменно в тетради ответить на вопрос «Что вы сделали на месте Ганнибала, чтобы победить?»

Что вам понравилось на уроке?

Какие новые знания приобрели?

Была ли информация, которую вы уже знали?

Всем спасибо, урок окончен!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя