Тема: Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции.
Цели урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о последствиях Французской революции для Европы через работу с учебником и дополнительными источниками информации, анализ и обоснование собственных выводов на основе этой информации.
Задачи урока:
раскрыть существенные признаки терминов и понятий: коалиция, эмиграция, совместная декларация
разъяснить связь Французской революции с брожениями в Европе;
углубить знания учащихся о первой и второй антифранцузских коалициях;
формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к истории и традициям европейских стран.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути европейских стран в период Французской революции; давать образную характеристику исторических личностей;
Метапредметные УДД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ноутбука; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Личностные результаты УДД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осваивать новый материал.
Основные понятия и термины: коалиция, эмиграция, совместная декларация
Оборудование: проектор; иллюстрации к уроку
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная и групповая работа учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме прошлого урока.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами на прошлом уроке проходили тему Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Давайте вспомним этот материал (слайд 1).
Задание 1 – терминологическая разминка: https://learningapps.org/watch?v=pg15jt5ha22
(слайд 2)
Задание 2– работа по вопросам первого уровня на с. 81 (слайд 3).
Конец XVIII в. прошёл в Европе под знаком борьбы с Французской революцией. Но начало Французской революции не вызвало большой тревоги у великих держав, и тому было немало причин.
Конец XVIII в. прошёл в Европе под знаком борьбы с Французской революцией. Но начало Французской революции не вызвало большой тревоги у великих держав, и тому было немало причин. С одной стороны, многих радовало ослабление Франции, достигшей больших успехов в XVIII в. В Великобритании порой рассматривали её внутренние неурядицы как поддержку американцев в Войне за независимость. (слайд 4).
О Европе в годы Французской революции мы будем вести речь на нашем уроке (слайд 5).
Тема урока: «Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции» (слайд 6).
План (слайд 7):
Монархи против революции
Первая антифранцузская коалиция (1792-1797)
Судьбы французской эмиграции
Вторая антифранцузская коалиция (1798-1801)
Проблемный вопрос (слайд 8)
Какие цели преследовала внешняя политика великих держав в XVIII в.?
III. Работа по теме урока.
1. Монархи против революции (слайд 9)
Работая с текстом учебника на с. 185-188 читаем «Монархи против революции» параграфа 16, и отвечаем на следующие вопросы:
Как восприняли Французскую революцию в европейских странах?
Почему европейские державы поначалу равнодушно восприняли революционное брожение во Франции?
Что заставило европейские страны присоединяться к коалициям против Франции?
(выслушиваем ответы учащихся).
Слайд 10-11. Итак, мы ответили на вопросы, которые открыли нам путь к дальнейшим событиям в Европе периода Французской революции. Давайте выпишем в тетрадь ключевые даты и события этого непростого периода. Дописать…
27 августа 1791 г. император Леопольд II и король Пруссии Фридрих Вильгельм II подписали в саксонском замке Пильниц совместную декларацию. В ней говорилось о том, … (с. 186).
20 апреля 1792 г. Законодательное собрание объявило… (с. 188).
Слайд 12. Выпишите в свой исторический словарь новые понятия:
Выпишите в свой исторический словарь новые понятия:
КОАЛИЦИЯ - объединение, союз (государств, партий и т. п.) для достижения общей цели.
ЭМИГРАЦИЯ - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.
Слайды 13-14. Работа с картой.
ЗАДАНИЕ.
Назовите страны контрреволюционной коалиции против революционной Франции в 1792-1794 гг.
Укажите места важнейших побед революционных войск.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (слайд 15).
Учащиеся делятся на три группы, каждая работает со своей частью.
1 ГРУППА – Первая антифранцузская коалиция (1792-1797) (с. 188-191)
2 ГРУППА – Судьбы французской эмиграции (с. 191-193)
3 ГРУППА – Вторая антифранцузская коалиция (1798-1801) (с. 193-194)
(учащимся даётся время для чтения).
Вопросы к группам.
1 ГРУППА – Первая антифранцузская коалиция (1792-1797) (слайд 16).
Почему распалась первая антифранцузская коалиция?
Работаем по плану:
Почему французские войска стали терпеть поражения несмотря на патриотический подъём?
Укажите итоги битвы при Вальми.
Какие страны вошли в 1-ю коалицию?
Какова была роль молодого генерала Наполеона Бонапарта в победах французского оружия?
2 ГРУППА – Судьбы французской эмиграции (слайд 17).
Какова была роль эмигрантов в сопротивлении республике?
Работаем по плану:
Где находили прибежище бежавшие из страны эмигранты? (укажите страны).
Какова была роль принца Конде в создании армии против революционной Франции?
Какую помощь французской эмиграции оказала Россия?
3 ГРУППА – Вторая антифранцузская коалиция (1798-1801) (слайд 18).
В чём причины поражений армий второй коалиции?
Работаем по плану:
Почему Наполеон решил организовать военную экспедицию в Египет?
Укажите причины поражения французской армии в Египте?
Какие страны вошли во Вторую антифранцузскую коалицию?
Почему Вторая антифранцузская коалиция развалилась?
(Выслушиваем представителей групп).
Слайд 19. В 1792 г. начались революционные войны, монархи едва ли не всей Европы сплотились против Франции. Массовый призыв в армию, таланты французских полководцев (живой пример – Бонапарт) позволили республике не только устоять, но и присоединить к себе или поставить под контроль множество сопредельных государств.
Слайд 20. Выпишите даты и события пункта Вторая антифранцузская коалиция на с. 193-194.
Июль 1798 г. …
Август 1799 г. …
Сентябрь 1799 г. …
1800 г. …
1802 г. …
IV. Подведение итогов урока (слайд 21).
Игровое задание. Проверим результаты нашей работы с помощью игры. На экране будут вопросы, на которые вы должны ответить. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.
Закрепление. Фронтальный опрос. https://learningapps.org/watch?v=pmci3wkn322
Оценки. Рефлексия (слайд 22) Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает поделиться впечатлениями от урока? Благодарю за внимание, работу учащихся.
- Какой же у нас получился урок?
- Закончим наш урок по истории Нового времени
Домашнее задание (открыли дневники) (слайд 23)
Параграф 16, письменно ответить на вопросы первого уровня на с. 195