СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волейбол сидя, как паралимпийский вид спорта.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация связана с паралимпийскими видами спорта.

Просмотр содержимого документа
«Волейбол сидя, как паралимпийский вид спорта.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1415 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



РЕФЕРАТ

Волейбол сидя, как параолимпийский вид спорта


Исполнитель: ученики 7-8 классов

ГБОУ СОШ № 1415

Алиева Эльнара,

Попова Виктория,

Григорьева Ксения,

Вечернина Дарья


Руководитель проекта: учитель физической

культуры первой

кв. категории

Кувшинов А.А.

учитель высшей

категории Мышкина О.Н.



МОСКВА 2014



Содержание


Введение 3

1. История развития волейбола сидя в мире 5

1.1 Волейбол сидя на Параолимпийских играх 5

2. История развития волейбола сидя в России 7

2.1 Волейбол сидя в Москве 7

3. Основные показания для занятий волейболом сидя 8

4. Правила волейбола сидя 9

5. Проблемы волейбола сидя 14

6. Программа развития волейбола сидя в Москве 15

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Приложение 1. 18

Приложение 2. 20



























Введение



Все привыкли к классическому и пляжному волейболу. В целом, здесь нет ничего особенного. Всё, как всегда: две команды, поле, сетка и привычные правила. А слышали ли вы о такой разновидности спортивной игры, как волейбол сидя? Как происходит такая игра? И что в ней необычного?

Волейбол сидя – разновидность волейбола для спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, параолимпийский вид спорта.

С каждым годом во всем мире увеличивается количество инвалидов, которые зачастую оказываются оторванными от жизни. В настоящее время все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), чтобы добиться их максимальной социализации и интеграции в общество: реализуются программы инклюзивного образования, при благоустройстве города учитываются потребности всех жителей, включая инвалидов.

Безусловно, большое внимание в процессе социализации необходимо уделять спорту. Сегодня параолимпийское движение в России активно развивается, несмотря на его относительную молодость. Соревнования способствуют адаптации инвалидов к полноценной жизни. Сегодня только Московская областная организация инвалидов объединяет более 110 тысяч человек. Всего же в регионе свыше полумиллиона инвалидов. Участвуя в соревнованиях, они посещают разные города и страны, расширяют свой кругозор, благодаря чему они перестают чувствовать свою неполноценность. Спорт помогает людям с ОВЗ разрешить психологические и физические проблемы, дает эмоциональную разрядку, а самое основное – приобрести новых друзей.

Цель настоящей работы – раскрыть суть данного вида спорта и рассмотреть его развитие в мире и в России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изложить историю развития волейбола сидя в мире и в России;

  • встретиться со спортсменами отделения «волейбол сидя», провести интервьюирование;

  • обозначить проблемы и перспективы развития этого вида спорта;

  • описать программу развития волейбола сидя в Москве.


Несмотря на активное развитие параолимпийских видов спорта, остается большое количество проблем, с которыми так или иначе сталкиваются спортсмены с ОВЗ (включая тех, кто занимается сидячим волейболом). Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью раскрыть данные сложности.



    1. 1. История развития волейбола сидя в мире


Волейбол сидя впервые был представлен в 1956 году в Амстердаме. Игра, разработанная Таммо ван дер Схером и Антоном Алберсом, сочетала в себе правила волейбола и распространённых в Германии, Нидерландах и скандинавских странах ситбола и фистбола.

Популярность ситбола и фистбола среди спортсменов с ограниченными возможностями на протяжении долгого времени являлась сдерживающим фактором на пути международного признания сидячего волейбола.

Новый этап в развитии игры начался после объявления Арнема столицей VI Параолимпийских игр и включения волейбола сидя в программу соревнований. В 1979 году в Харлеме был проведён международный турнир по единым, разработанным в Нидерландах, правилам игры. Голландец Питер Йон стал первым президентом созданной в 1980 году Всемирной организации волейбола для инвалидов (англ. World Organization Volleyball for DisabledWOVD).

В 1981 году в Бонне состоялся первый официальный чемпионат Европы по волейболу сидя с участием десяти команд. С 1983 года разыгрываются чемпионаты мира для мужских команд и с 1993 года — для женских. В 2004 году женский волейбол сидя дебютировал на Параолимпийских играх.

    1. 1.1 Волейбол сидя на Параолимпийских играх

Волейбол впервые был представлен на летних Параолимпийских играх 1976 года в Торонто. В дебютном турнире приняли участие команды Израиля, Великобритании, Финляндии и Канады, составленные из спортсменов-ампутантов.

С 1980 по 2000 год проводились турниры мужских команд в двух дисциплинах инва-волейбола — волейболе стоя и в волейболе сидя. С 2004 года проводятся соревнования только по волейболу сидя с участием мужских и женских команд.

Наибольшее количество медалей на Параолимпийских играх завоевали немецкий волейболист Манфред Коль, являющийся 4-кратным параолимпийским чемпионом по волейболу стоя (1988—2000), и иранец Али Гулкар Азханди, выигравший в составе своей сборной на соревнованиях по волейболу сидя три «золота» (1992—2000) и одно «серебро» (2004).

Победителями Параолимпийских игр и чемпионатов мира среди мужчин становились сборные Ирана, Боснии и Герцеговины и Нидерландов, у женщин три победы на Параолимпиадах одержала сборная Китая.



    1. 2. История развития волейбола сидя в России



В России волейбол сидя начал развиваться с конца 80-х годов прошлого века. В основном развитие этого вида спорта происходило в Московском регионе, на Урале и в Сибири.

Центром мужского волейбола сейчас является город Екатеринбург, Омск, Сургут, женского – город Москва, Новочеркасск, Санкт-Петербург. Чемпионат России проводится 1 раз в году, у мужчин, как правило, в Екатеринбурге или Омске, у женщин – в Москве или Подмосковье. У мужчин в Чемпионате России принимают участие около 12-14 команд, у женщин 5-8 команд.

Наша мужская сборная по волейболу сидя (команда почти на 100 % состоит из клуба «AVS-Родник» г. Екатеринбурга) стала бронзовым призёром параолимпийских игр в Пекине в 2008 году.

    1. 2.1 Волейбол сидя в Москве

В Москве с начала 90-х годов были созданы несколько мужских и женских команд. В дальнейшем все эти команды неоднократно становились призёрами Чемпионата России и делегировали своих игроков в национальную сборную России.

По причине недостаточного финансирования этих команд в последнее время в Московском регионе осталась одна женская команда, которая является действующим чемпионом России и базовой сборной России, а также одна мужская команда, которая на сегодняшний момент значительно уступает ведущим командам России.



    1. 3. Основные показания для занятий волейболом сидя
  1. Так как рассматриваемый вид спорта является параолимпийским, показаниями для занятий им являются следующие заболевания:

  2. 1) Ампутация стопы, голени, бедра, нижней конечности (конечностей), кисти верхней конечности.

  3. 2) Дисплазия тазобедренного сустава, то есть врождённый вывих бедра – это врождённая неполноценность сустава, обусловленная его неправильным развитием, которая может привести (или привела) к подвывиху или вывиху бедренной кости.

  4. 3) Укорочение нижней конечности на пять и более сантиметров.

  5. 4) Гипоплазия нижней конечности – врождённое недоразвитие конечности.

  6. 5) Полиомиелит – острая вирусная инфекция, поражающая нервную систему, что приводит к отказу конечности, в основном нижней.

  7. 6) Парез нижней конечности – это состояние слабости какой-либо мышцы или групп мышц. Причиной может быть страдание головного, спинного мозга. Степень пореза определяется в баллах:

  8. 0 баллов – произвольные движения отсутствуют. Полный паралич.

  9. 1 балл – сокращения мышц присутствуют, но практически незаметны, движения в суставах нет.

  10. 2 балла – движения возможны в горизонтальной плоскости, движения в суставе стеснены.

  11. 3 балла – мышцы противодействуют силе тяжести (то есть конечность можно поднять), движение в суставе значительно стеснено.

  12. 4 балла – объёмы движения полные, но сила мышц заметно снижена.



    1. 4. Правила волейбола сидя
  1. На основе официальных правил стоячего и сидячего волейбола (1999-2000) Всемирная организация волейбола для инвалидов составила правила волейбола сидя [Официальные правила по волейболу сидя: http].

  2. По своей сути стоячий и сидячий волейбол не отличаются. Разница между двумя видами спорта заключается в размерах игровой площадки, условиях проведения игры и некоторых других деталях:

Сидячий волейбол

Стоячий волейбол

1. Размер игровой площадки – 10x6 м.

1а. Размер игровой площадки – 18x9 м.


2. Линии атаки проводятся в 2 м. от центральной линии.

2а. Линии атаки проводятся в 3 м от центральной линии.


3. Сетка длиной 6,5 м и шириной 0,80 м.

3а. Сетка длиной 9,5 м и шириной 1 м.

4. Высота сетки – 1,15 м для мужчин и 1,05 м для женщин.


4а. Высота сетки – 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.


5. Снаряжение игрока в сидячем волейболе может включать длинное трико. Игрокам не разрешается сидеть на толстом материале.


6. Команда может состоять максимум из 12 игроков, включая максимум 2 игроков, классифицируемых как «минимально нетрудоспособные (гандикап)», одного тренера, одного инструктора и одного врача.

6а. Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера и одного врача.


7. Игроки на площадке могут включать максимум одного игрока, классифицируемого как «минимально нетрудоспособный».


7а. Игроки на площадке должны включать, по крайней мере, одного игрока класса «С» и могут включать максимум одного игрока класса «А».


8. Позиции игроков определяются и контролируются по позициям их ягодиц, Это значит, что кисть (и) и/или нога (и) игрока могут лежать в зоне атаки (игрока задней линии во время удара атаки), на площадке (подающего во время удара подачи) или в свободной зоне за пределами площадки (любого игрока во время удара подачи) ступней, контактирующих с площадкой.


8а. Позиции игроков определяются и контролируются по позициям их ступней.


9. В момент, когда подающий ударяет мяч, он/она должен быть в зоне подачи, и его/ее ягодицы не должны касаться площадки (включая крайнюю линию).


9а. Ступни подающего не должны касаться площадки (включая крайнюю линию) в момент, когда он/она ударяет по мячу или подпрыгивает (для прыжка подачи). После этого удара подающий может встать или приземлиться за пределами зоны подачи или внутри площадки.


10. Касаться площадки противника ступней/ступнями/ногой /ногами разрешается в любое время игры при условии, что игрок не мешает игроку - противнику. Игрок должен вернуть ногу (и)/ступню (и) непосредственно на свою площадку. Касаться площадки противника кистью руки при условии, что некоторая часть вытянутой кисти остается либо в контакте, либо прямо над центральной линией. Контакт с площадкой противника любой другой части тела запрещен.


10а. Касаться площадки противника кистью, ступней или ступнями разрешается при условии, что некоторая часть вытянутой кисти/ступни (ей) остается либо в контакте, либо прямо над центральной линией. Контакт с площадкой противника любой другой части тела запрещен.


11. Игрокам передней линии разрешается завершить атакующий удар на подаче противника, когда мяч находится во фронтальной зоне и четко выше верха сетки.


11а. Ошибка удара подачи – завершить атакующий удар на подаче противника, когда мяч находится во фронтальной зоне и полностью над верхом сетки.


12. Игрок задней линии может выполнять любой тип атакующего удара на подаче противника с любой высоты при условии, что во время удара ягодицы игрока не касаются или не пересекают линию атаки.


12а. Игрок задней линии может выполнять атакующий удар если: 1) его/ее ступня не контактирует или не находится перед линией атаки в прыжке; 2)в момент удара мяч не находится полностью над верхом сетки.


13. Игрокам передней линии разрешается блокировать подачу противника.


13а. Блокирование подачи противника – ошибка блокирования.


14. Игрок должен иметь контакт с площадкой частью тела от плечей до ягодиц во все время, когда разыгрывается мяч. Вставать, подниматься или делать шаги запрещено. Короткая потеря контакта разрешается в двух случаях: 1) при первом ударе команды (исключая блок и атакующий удар, когда мяч полностью выше верха сетки);

2) во время оборонительной игры, чтобы спасти мяч. В любом случае, следуя этому действию, мяч может пойти прямо над площадкой противника.




15а. В стоячем волейболе заменяющий игрок должен сидеть на стуле замены до тех пор, пока счетчик не покажет «зеленый» сигнал. Замена незаконна, если заменяющий игрок не сидит на стуле замены до тех пор, пока счетчик не проверит его/ее классификацию и не даст «зеленого» сигнала.


16. Первый арбитр выполняет свои функции, стоя на полу у столба у одного из концов сетки.

16а. Первый арбитр выполняет свои функции, сидя или стоя на подставке для арбитра, расположенной у одного из концов сетки.




    1. 5. Проблемы волейбола сидя



Безусловно, занятия волейболом сидя, как и любым другим видом спорта, могут привести к получению травм. Более того, у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья риск получить травму выше, чем у обычных спортсменов. Как правило, чаще всего повреждаются пальцы (во время блокировки) и запястья (во время передвижений по спортивной площадке). В результате чрезмерных нагрузок велика вероятность повреждения поясницы и плеча.

Другая немаловажная проблема связана не столько с особенностями сидячего волейбола как вида спорта, сколько с ситуацией в российском обществе. К сожалению, инвалиды зачастую не воспринимаются как полноценные люди. Это, бесспорно, влияет на моральное состояние спортсменов.

С этим же связана еще одна серьезная трудность – недостаточное финансирование. По словам участника Параолимпийских игр в Пекине Алексея Волкова, сидячий волейбол нерентабелен, так как «на обычный волейбол ходит не так много зрителей, а здесь играют инвалиды, очень узкому кругу интересны данные соревнования» (См. Приложение 1).



    1. 6. Программа развития волейбола сидя в Москве


Наша рабочая группа встречалась с мужской и женской сборными России. Мы брали интервью у спортсменов и общались с тренером женской сборной России Александром Николаевичем Овсянниковым. По его словам, на сегодняшний момент необходимо существенно поддержать женскую сборную команду города Москвы, которая является базовой сборной России.

Тренер сборной России составил программу развития волейбола сидя в Москве.

а) Необходимо прикрепить женскую сборную к Школе высшего спортивного мастерства с выделением ставок для игроков основного состава (7-8 человек) и ставки тренера. Это вызвано тем, что возраст игроков колеблется от 20 до 35 лет, в основном это взрослые люди, которых необходимо мотивировать для увеличения объёма времени учебно-тренировочного процесса и улучшения спортивных результатов. Проведение 2-х УТС перед основными соревнованиями (Чемпионат России). По возможности, через административные ресурсы привлечь к команде титульного спонсора, для решения дополнительных вопросов (участие в международных соревнованиях, дополнительная оплата ведущих игроков 4-5 человека, поиск по России травмированных спортсменок и привлечение их в сборную Москвы).

б) В Москве, по данным Департамента медицины и социального страхования, насчитывается около 40 тысяч детей-инвалидов с общими заболеваниями. Около 2% от этого числа (то есть 600-800 человек) – это дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ампутация нижних конечностей, последствия полиомиелита, дисплазия суставов, укорочение или недоразвитие нижних конечностей), которые соответствуют допуску к занятиям волейболом сидя.



    1. Заключение


На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

  • Волейбол сидя – один из эффективных способов интеграции людей с ОВЗ в общество. Он помогает людям с ОВЗ разрешить психологические и физические проблемы, дает эмоциональную разрядку, и самое основное – общение с новыми друзьями.

  • Сидячий волейбол является альтернативой классическому для тех спортсменов, которые получили травму и впоследствии могут продолжить занятия своим любимым видом спорта.

  • История развития волейбола сидя в России сравнительно молода. Его непопулярность обусловлена отсутствием информации об этом виде спорта.

  • Волейбол сидя в России уступает по результатам и массовости ведущим державам в этом виде – Ирану и Боснии-Герцоговине. Несмотря на это, мы занимаем третье место в рейтинге стран. Необходимо открывать новые клубы в разных регионах страны.

  • Требуется привлекать детей с заболеваниями ОДА к занятиям волейболом сидя.


    1. Список использованной литературы



  1. Официальные правила по волейболу сидя. – Интернет-ресурс: http://www.fpoda.paralymp.ru/docs/01_2.pdf











    1. Приложение 1.



Интервью с участником параолимпийских игр в Пекине - 2008 Алексеем Волковым (№ 6).



А.В.: Я Алексей Волков, член сборной команды России, по мужскому волейболу сидя, игрок либеро.

Рабочая группа: Как вы пришли в этот спорт?

А.В.: Я с детства занимался спортом. Получил травму в 17 лет, спустя некоторое время встретил тренера по волейболу сидя, пригласили попробовать, попробовал и остался. С 2001 года, 13 лет как занимаюсь.

Рабочая группа: До 17 лет каким-нибудь спортом занимались?

А.В.: Да я гребец, профессиональная школа, были надежды профессионально заниматься, но не получилось.

Рабочая группа: К каким соревнованиям готовитесь?

А.В.: Скоро чемпионат мира, такой же, как у девушек, будет проходить в июне. Основной турнир, к которому мы в этом году готовимся. Буквально через три недели мы поедем на Урал, сильнейшая команда мужского волейбола сидя.

Рабочая группа: А чемпионат мира, где будет проходить?

А.В.: Чемпионат мира будет проходить в Польше с 16 по 21 июня.

Рабочая группа: Какие страны сейчас сильнейшие в мужском волейболе сидя?

А.В.: Самые сильные команды это Иран и Босния Герцеговина. У них очень развит этот вид спорта, в одном Иране порядка ста команда, и в Боснии около 30 команд. А в России максимум 3. Мы были четвёртые в Лондоне. Хотя по рейтингу мы идем на третьем месте.

Рабочая группа: Как вы считаете, проблемы только в нехватке кадров?

А.В.: В России проблем в этом плане очень много. В первую очередь это российский менталитет. У нас инвалиды воспринимаются не как люди с ограниченными возможностями, а больше как низшие слои населения. Вторая проблема это финансирование. Большинство даже ДЮСШ - платные. Нужно содержать школу, помещение, тренерам платить какие-то деньги. И третье - отсутствие информации.

Рабочая группа: Как сейчас поддерживают сборную России?

А.В.: Инвалидный спорт, в плане финансовой поддержки немного нерентабельный. На обычный волейбол ходит не так много зрителей, а здесь играют инвалиды, очень узкому кругу интересны данные соревнования. Но посмотрим, как пройдут зимние игры.

Рабочая группа: Спасибо, до свидания!



    1. Приложение 2.

Интервью с членами женской сборной России по волейболу сидя - Ольгой Арбатской и Елизаветой Кунстман.

О.А.: Я, Оля Арбатская, это Лиза Кунтсман. Мы играем в волейбол сидя. Мы учимся в 9 классе. Я занимаюсь 2 года, а Лиза 3.

Рабочая группа: Как вы пришли в волейбол сидя? И почему?

О.А.: Меня нашел тренер, он искал девушек с заболеваниями. У меня была травма, и я приехала в Москву, я подошла, меня классифицировали, теперь я играю.

Рабочая группа: А из какого города вы?

О.А.: Из Санкт-Петербурга. Я езжу на сборы в Москву и тренируюсь.

Е.К. - Я играла в баскетбол на колясках. Меня пригласили попробовать играть в волейбол. Мы приехали в Москву, теперь тут. Сама я из Челябинска. В баскетболе не было женской команды.

Рабочая группа: Есть ли у вас игроки, которые играли сначала в классический волейбол, а потом перешли в волейбол сидя?

О.А.: Я играла 5 лет в классике, а потом перешла сюда. Некоторые получили травму, и перешли в волейбол сидя.

Рабочая группа: Какие проблемы развития в волейболе сидя? Достаточно ли он развивается? В Москве и в Екатеринбурге?

О.А.: В Москве да. У нас единственная в России сильная сборная. Ребята с Екатеринбурга тоже сильные.

Рабочая группа: К каким соревнованиям вы сейчас готовитесь?

О.А.: 10 марта мы летим в Америку, там будет турнир, где будут участвовать Китай, Америка, Бразилия и мы.

Рабочая группа: А турнир как называется? Какой статус у него?

Е.К.: Точно не знаем. Товарищеский.

Рабочая группа: Есть сильные команды?

Е.К.: Китай.

Рабочая группа: Был ли волейбол вашей мечтой? Стремились ли вы к нему?

О.А.: Да, если есть такая альтернатива перейти из классического в волейбол сидя, то это здорово!

Рабочая группа: Сложно ли игроку, который играл в классический волейбол, а потом начал заниматься волейболом сидя?

О.А.: Ты привыкаешь, но сначала я путалась в ногах очень, хотелось подпрыгнуть.

Е.К.: Конечно с первой тренировки ничего не получается, но отрабатывали долго движения, прием, пальцем в мяч не тыкать, но сейчас все намного лучше спустя годы.

Рабочая группа: Кто может заниматься этим видом спорта?

О.А.: Этим видом спорта могут заниматься девушки, также ребята, у которых проблемы с ногами и опорно-двигательным аппаратом. Ампутация ног, проблемы с коленями, и просто травмы.

Рабочая группа: Есть ли изменения в правилах?

Е.К.: Особо нет. Сетка опущена, площадка 10х6, а не 18х9, блок подачи можно. Нельзя точку опоры отрывать, касание сетки также ошибка, заступы при выходе связки, а так все то же самое.

Рабочая группа: Амплуа тоже есть в волейболе сидя?

О.А.: Также связующий, нападающий, доигровщик, либеро. Есть трехметровая линия, заступ с задней линии при нападении также считается.

Рабочая группа: Спасибо, удачи вам, девочки!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!