СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтерский проект "Чистый пруд моей родной деревни. Проведение мероприятия по очистке берегов водоема"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иследовательская работа, на основе которой был проведен волонтерский проект учащихся 11 класса. Работа выполнена учащейся 11 класса Чернышовой Юлией. Работа включает исследование состояния водоема, находящегося на территории проживания, его растительности и животного мира, степени загрязненности. Используя полученные сведения, ребята 11 класса организовали волонтерский проект по проведению мероприятий по очистке территории пруда от загрязнения.

Просмотр содержимого документа
«Волонтерский проект "Чистый пруд моей родной деревни. Проведение мероприятия по очистке берегов водоема"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Таремское









Волонтерский проект:

«Чистый пруд моей родной деревни. Проведение мероприятия по очистке берегов водоема»









Работу выполнила ученица 11 класса

МБОУ СШ с.Таремское

Чернышова Юлия

Руководитель: Серегина Лариса

Валерьевна,

учитель биологии и химии.



Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………....3

  2. Основная часть………………………………………………………….....4

    1. Теоретическая часть……………………………………………………..

- Основные источники загрязнения водоёмов………………………....

- Последствия загрязнения водоёмов…………………………………..............5

    1. Практическая часть…………………………………………………......8

- Анкетирование……………………………………………………….....

- Проведение мероприятия…………………………………………….9

  1. Заключение………………………………………………………………..11

  2. Приложения.................................................................................................12































Введение.

Издавна люди селились у воды… Вода как источник жизни, удовлетворяла все их жизненные потребности, создавала комфорт и красоту окружающей среды. С течением времени, ученые и поэты посвятили ей свои строки, воспевали в народных сказаниях, песнопениях. Вода и ныне место отдыха и купания людей, но вот только не всегда такое общение человека и природы заканчивается благоприятно для последних…О воде надо помнить всегда, так как без воды невозможна жизнь. Если загрязнять водоемы, неэкономно расходовать воду, то рано или поздно произойдет экологическая катастрофа, потому что от загрязненной воды страдает все живое, она вредна и для жизни человека. А для растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом. Поэтому воду надо беречь! Люди должны предотвратить загрязнение водоемов, чтобы жить.

Мой проект посвящен местному искусственному источнику воды, а именно – пруду деревни Молявино Нижегородской области. Я хочу узнать, какие есть способы сохранения водных ресурсов и составить план сохранения водного разнообразия нашего села по полученной информации, благодаря которому мы сможем организовать очитку берегов нашего водоёма и самого водоёма. Также меня заинтересовало местонахождение и экологическое состояние нашего пруда.

Актуальность: Проведенное мною мероприятие по очистке водоёма деревни Молявино поможет сохранить благоприятную среду в деревне, а всяпроделанная мною работа сможет углубитьзнания учащихся о водоёмах.

Цель моего проекта: оценить экологическое состояние пруда, провести мероприятие по очистке водоёма.

Задачи проекта:

  1. Расширить знания о воде и ее значении для живых существ;

  2. Изучить биоразнообразие водоёма;

  3. Выявить уровень загрязнения водоёма;

  4. Провести анализы воды из пруда и сделать выводы;

  5. Определить пути сохранения биоразнообразия пруда.

  6. Привлечь внимание общественности к решению проблемы с загрязнением водоёма

  7. Сформировать у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к природе.

  8. Провести мероприятие по очистке водоёма и его берегов.

Основным биоценозом (объект работы) этого проекта является пруд моей родной деревни Молявино (приложение 1).

Предмет работы: проведение мероприятия по очистке берегов водоёма моего родного края.

Методы работы:При написании этой работы основными методами исследования были:

  • Наблюдения за растительностью и животным миром изучаемого водоёма;

  • Взятие проб воды из пруда и их анализ;

  • Классификация собранного материала, вывод о состоянии водоёма;

  • Анкетирование жителей села;

  • Благоустройство и уборка территории

Основная часть.

Теоретическая часть.

В нашей деревне Молявино есть 2 пруда(карта местности в Приложении 2). Когда то это были экологически чистые, с большим объемов воды, разнообразием животного и растительного мира. Один из них был создан как пожарный водоём, но многие ловят там рыбу, а другой стал местом для купания и отдыха местных жителей. Именно про второё водоём мы поговорим подробнее. Зимой на пруду замечательный каток и лыжня. Дети катаются на лыжах, играют в хоккей. Взрослые наслаждаются зимней рыбалкой. Здесь можно поймать карася, щуку, плотву, окуня. Но сейчас пруд загрязнен, и я решила выяснить, какие же бывают источники загрязнения водоёмов и какие из них относятся к нашему водоёму.
Основные источники загрязнения водоёмов.
Промышленность.
Вода в промышленности используется в огромных количествах, и после использования сбрасывается в промышленную канализацию. Промышленные сточные воды подвергают очистке, но полностью очистить их невозможно. Многочисленные заводы, фабрики и производства являются источниками загрязнения воды.
Бытовая сфера.
Вода нужна людям, в первую очередь, в быту. В каждом доме, в каждой квартире вода используется для приготовления пищи, для мытья посуды, для уборки помещений, а также в санузлах. Использованная вода выводится из жилых помещений через системы канализации. Такая вода впоследствии очищается в специальных очистных устройствах, но полной ее очистки добиться очень сложно. Поэтому одним из источников загрязнения воды в природе являются коммунальные сточные воды. Эти воды содержат в себе вредные химические вещества, различные микроорганизмы и мелкий бытовой мусор.
Кроме того, вода поверхностных водоёмов может загрязняться вследствие использования водоёма для мойки автомобильного транспорта.
В городах большое место среди источников-загрязнителей занимают несанкционированные мусорные свалки. На водоёмах после отдыха населения часто остаётся мусор.
Сельское хозяйство.
В сельском хозяйстве человек использует огромное количество воды. Необходимо поливать поля с посевами. Люди применяют много искусственных удобрений. Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды).
кроме того, в сельской местности люди часто отводят животных к водоёму на водопой.
Атмосферные загрязнения. 
В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают плохое влияние и на водоёмы. Больший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из-за чего образуются кислоты.

На основе этих данных можно предположить, что источниками загрязнения исследуемого нами водоёма могут быть:
а) быт, ведь водоём часто используют для мойки автомобильного транспорта и отдыха населения, после которого остаются свалки мусора по берегам и внутри водоёма.
б) сельское хозяйство, ведь в деревне многие имеют коров, которых водят к водоёму на водопой.
Последствия загрязнения водоёмов.
Загрязняющие вещества, попадая в поверхностные водоёмы, приводят к качественным изменениям воды, которые в основном проявляются в изменении физических свойств воды, в частности, появление неприятных запахов, привкусов, в изменении химического состава воды, в частности, появление в ней вредных веществ, наличие плавающих веществ на поверхности воды и откладывании их на дне водоёмов.

Загрязнённые водоёмы теряют значение положительного фактора в поддержании здоровья населения, теряют оздоровительное значение. Пользование загрязнёнными водоёмами может привести к возникновению водных эпидемий, массового отравления токсическими, канцерогенными, радиоактивными, аллергенными, мутагенными веществами. Загрязнённые водоёмы наносят большой вред рыбному хозяйству.

Всё вышеизложенное отрицательно влияет на здоровье и благосостояние человека и свидетельствует о том, что проблема санитарной охраны водоёмов имеет как медико-профилактическое (гигиеническое), так и народно-хозяйственное значение.

Для выявления загрязнения я изучила внешний вид водоёма и берегов, а также растительный и животный мир пруда.

По берегам водоёма летом после отдыхающих были найдены остатки бытового мусора (пакеты, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и др.), а в самом водоёме обнаружены посторонние предметы (стекло, железо, коряги и др.) (Приложение 3).

Растительный мир данного водоёма достаточно богат и разнообразен. Из растений в этом водоёме растут: рогоз, камыши, тростник, ряска, тина и др. (Приложение 4).

Водные растения - важный элемент любого водоема. Водоросли и мхи – исконные водные растения. Плавающая на поверхности ряска всех видов и приповерхностный вид – ряска трехдольная (ее листики не касаются воздуха) не страшны, пока не начинают бурно затягивать все заводи, а потом и весь водоем. Зарастание всей поверхности ряской – признак старения водоема. Такие рясочные «льды» надо убирать. Из водоема ряску вылавливают мешком, надетым на квадратную раму, плотным сачком. Ряска – хороший витаминный добавок к корму свиней и птиц, так что полезно ее высушить, собрать и использовать на фермах. Наконец, рогоза, осока, тростник – жесткая прибрежная растительность. Если ее немного по берегам, она не мешает, а если эти полуводные травы разрастаются, они мешают рыбоводству, могут поглотить и весь неглубокий водоем, превратить его в болото. Разрастание этих трав по площади водоема – признак старения водоема.

По этому можно определить, что возраст изучаемого нами пруда не столь велик, ведь в его биоразнообразии нет огромнейшего количества тростника и рогоза.

По типу обрастания прибрежной части установлено наличие ярко – зеленых водорослей, буроватых налётов водорослей, камыша – это свидетельствует о признаках чистой воды.

Животный мир в нашем водоёме представлен следующими рыбами: щука, карась, окунь, ратан, плотва и др. Также на водоём летом часто прилетают дикие утки. Из насекомых можно часто видеть водомерку, жука-плавунца, стрекозу. Также можно встретить головастиков, лягушек, улиток и слизней. (Приложение 5).

По внешнему виду, вода, собранная в пробирку у берега и в середине водоёма не выглядит сильно загрязнённой.

Далее мы решили проверить - насколько же загрязнен водоём моей деревни на основе химического анализа воды. Для этого я провела несколько опытов:
1. Определение водородного показателя (pH) воды.

Величина pH природной воды определяется, как правило, соотношением концентраций гидрокарбонат-ионов и растворённогоCO2. Понижение значения pH характерно для болотных вод за счёт повышенного содержания гуминовых и других природных кислот.

В питьевой воде допускается pH 6,0-9,0; в воде водоёмов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования – 6,5-8,5.

Для этого опыта я налила в две пробирки по 5 мл проб воды и добавила раствор индикатора, подождав некоторое время для того, чтобы индикатор успел раствориться в воде, я заметила, что вода в пробирках изменила цвет. После этого я сравнила приобретённый цвет воды с образцами на контурной шкале. (Приложение 6).

Далее я определила значение водородного показателя (pH) в воде исследуемого водоёма. Показатель оказался равным 8,5 единиц, что входит в диапазон водородного показателя для питьевой воды и для культурно-бытового пользования, но всё же показатель достаточно высок.
2. Определение сульфатов в водоёме.

Сульфаты являются распространёнными компонентами природных вод. Их присутствие в воде водоёмов растворением некоторых минералов – природных сульфатов (гипса), а также переносом с дождями содержащихся в воздухе сульфатов. Последние образуются при реакциях окисления в атмосфере оксида серы (4) до оксида серы (6), образования серной кислоты и её нейтрализации (полной или частичной).

Для проведения этого опыта я налила в пробирку 5 мл воды из водоёма. Затем, пользуясь пипеткой, добавила в воду хлорид бария. Подождав некоторое время, я заметила, что никакой реакции не произошло (Приложение 7). Это означает, что в данном водоёме сульфатов не содержится, или содержится в очень малых количествах.

3.Определение содержания железа в воде.

Сначала я налила в небольшой сосуд воды из пруда и отрезала от индикаторной полоски рабочий участок размером 5*5мм. Затем Рабочий участок опустила в анализируемую воду на 10 секунд. После этого вынула участок и через минуту сравнила окраску участка с образцами контрольной шкалы. Оказалось, что концентрация общего железа в водоёме меньше 30 мг/л.(Приложение 8).

Можно сделать следующий вывод по проведенным опытам:Водородный показатель позволяет использовать воду из данного водоёма для питья или хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Сульфаты в водоёме не содержатся, или содержатся в небольших количествах и концентрация общего железа в водоёме очень мала. Поэтому, вода из исследуемого пруда пригодна для использования и обитания в ней живых организмов. В условиях этого водоёма могут обитать некоторые рыбы, приспособившиеся жить в пруду, водные насекомые и малое количество земноводных. Если же изменить показатели состояния водоёма, это может привести к массовой гибели рыб, животных, которые пили воду из данного водоёма и других живых существ, которые живут в водоёме. Также изменение показателей может привести к осушению водоёма.

Эти показатели могут измениться в худшую сторону, если не улучшать экологическое состояние вокруг водоёма. Для этого мы провели мероприятие по очистке пруда и его берегов.
Практическая часть.
1. Для проведения мероприятия по очистке водоёма я провела анкетирование учащихся и учителей нашей школы для того, чтобы понять, как они относятся к проблеме загрязнения воды и готовы ли они решать эту проблему. В опросе участвовало 10 учителей и 20 учеников.Вопросы, которые были заданы и полученные ответы можно увидеть в приложении. (Приложение 9).

По данным таблицы были созданы диаграммы (Приложение 10).
Из результатов таблицы я сделала вывод: все участники опроса понимают, что если каждый человек будет загрязнять водоемы, то это будет сказываться на окружающей природе, не только на животных и растениях, но и на человеке. Большинство учащихся уверены в том, что только от человека зависит чистота и качество воды, которую он пьет. Человек может и должен бороться с проблемой загрязнения воды. Поэтому я призвала учащихся поучаствовать в субботнике по уборке территории пруда деревни Молявино.

2. Далее я составила план, по которому прошёл субботник. Получился следующий план.
Шаг 1. Согласовываем проведение субботника со всеми участниками, выбираем день и время.

Шаг 2. Составляем список того, что нам понадобится во время мероприятия. Будут необходимы перчатки для работ, пакеты для мусора, грабли, а потому стоит заблаговременно приобрести все это в нужном количестве.

Шаг 3. Участникам мероприятия лучше одеться в соответствии с его спецификой и погодой.

Шаг 4. Начинаем субботник с очистки территории. Для ускорения проведения уборочных мероприятий и повышения их продуктивности распределите людей по группам. Пусть одни занимаются сбором опавшей листвы, вторые складывают ее в мешки, третьи выносят мусор. Правильно организованный субботник принесет пользу всем участника мероприятия.

Шаг 5. Организуем ненавязчивое музыкальное сопровождение субботника, чтобы участникам работалось веселее.

Шаг 6. Завершаем субботник выносом наполненных мусорных пакетов и благодарностью каждому из участников.

3.По приведенному плану мы провели задуманное мероприятие, фотоотчёт по которому можно видеть в Приложении 11.

В назначенное времявсе вышли на уборку. Берега водоема преобразились на глазах! А как было приятно видеть, что равнодушным не остался никто!

При работе над проблемой мы увидели, что к нам относятся доброжелательно, с пониманием, с желанием оказать поддержку и помощь. Все участники данной акции почувствовали себя активными гражданами своего родного края, ответственными за его процветание и благополучие.

4. После проведения мероприятия стало понятно, что нужно продолжать улучшать экологическое состояние пруда, для этого я составила план, по которому мы будем выполнять дальнейшие действия по улучшению экологического состояния пруда.

Как улучшить экологическое состояние пруда?

  1. Ликвидация источника загрязнения

      • запрет выпаса скота вблизи водоёма (пруда)

      • запрет выброса мусора и отходов

  1. Ликвидация последствий загрязнения

      • привлечение внимания администрации

      • собственное участие в решении проблемы

      • сбор и распространение экологической информации

  • проведение экологического мониторинга

  • выступление в школьной газете

  • обращение к жителям села

  • уборка территории

  • благоустройство берегов

Социальная значимость проекта

   

Организация совместных экологических субботников будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах,  Формированию у людей правильного экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок на территории деревни.Работа по данному проекту, это только начало. В нашей школе ежегодно проводятся мероприятия по экологическому направлению.

Заключение.

В этой работе я расширила знания о воде и её значении для живых существ и растений. Также узнала о состоянии пруда моей родной деревни, оего биоразнообразии.

Мы выявили, какой уровень загрязнения водоёма, и провели подробный анализ пруда, благодаря чему узнали состав воды в водоёме. После чего провели мероприятие по уборке территории пруда и выявили дальнейшие пути решения экологической проблемы водоёма.

Также я повысила свои навыки в проектной деятельности.

По моему мнению, каждый должен дружить с природой и не вредить ей. Ведь природа это очень хрупкая система жизни, которую очень легко сломать. Если мы будем хорошо относиться к природе, то и она будет хорошо относиться к нам. Я надеюсь, что наш проект заинтересует вас с точки зрения расширения кругозора нашей малой родины и Нижегородской области в целом и с точки зрения бережного отношения к водной и всей окружающей среде.





Список литературы.

https://detskiychas.ru/

https://obrazovanie-gid.ru/

https://studfile.net/

https://multiurok.ru/













Приложения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Вопросы

Что является причиной загрязнения водоёмов?

К каким последствиям может привести загрязненная вода?

Ответы

Бытовые отходы, отдых населения на берегах водоёмов

Промышленные отходы (фабрики, заводы)

Сорняки, листва водоросли

Выпас животных

Болезни, инфекции

Гибель растений, животных

Страдают люди

учителя

6

0

1

3

2

7

1

учащиеся

9

3

1

7

6

2

12


Какие меры вы могли бы предложить для защиты воды от загрязнения?

Должен ли каждый человек беречь воду?


Сажать деревья на берегу водоёмов

Не бросать мусор, проводить субботники

Ограничивать доступ к воде (экономить воду)

Строить очистные сооружения (фильтры)

Да

Нет

учителя

1

6

1

2

10

0

учащиеся

3

11

4

2

20

0



Приложение 10







Приложение 11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!