СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтерство - законный путь участия в жизни общества

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Главный принцип волонтерства – добровольность. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности.   

Просмотр содержимого документа
«Волонтерство - законный путь участия в жизни общества»

8



Волонтерство - законный путь участия в жизни общества



Воробьева Лирия Халимовна,

учитель английского языка, МБОУ «СОШ№6»



Президент России В.В. Путин объявил 2018 год Годом волонтеров-добровольцев. Размах волонтёрского движения в нашей стране охватывает разные сферы общественной жизни – от участия в строительстве больших и сложных технологических объектов, обслуживание международных массовых мероприятий, таких как Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, оказание социальной помощи в разных слоях общества - ветеранам, детям-инвалидам, социальным приютам, экологические акции и др. И возраст волонтёров разный – от школьников и студентов до людей пенсионного возраста.



Волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Главный принцип волонтерства – добровольность. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности.

Волонтёрский отряд несколько лет работает в МБОУ "СОШ №6" Мариинского муниципального района. Первый отряд объединил учащихся школы в 2011 году. Волонтёрский отряд «Next» второе поколение ребят, которые начали свою деятельность как преемники у выпускного класса. Наш девиз «Некст - поколение будущего. Здоровое поколение – сильная Россия». Мы работает два года. В этой статье мы расскажем о своей работе в период летних каникул.

Всем известно, что летние каникулы для отдыха учащихся, укрепления здоровья, физической закалки, восстановления сил после учебного года. Но это и время обогащения жизненного опыта, впечатлений, время действий, пробы и проверки своих сил.

Лагерь с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений в каникулярное время организуется с целью создания оптимальных условий для полноценного отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. И на период лагерной смены важно создать условия для безопасного время провождения, комфортного общения и личностного роста учащихся.

Вовлечение школьников в работу волонтерских объединений – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении здоровых ценностей: коллективизм, помощь нуждающимся, добровольное и бескорыстное участие в общем социально полезном деле. Это эффективный способ воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости,  трудолюбия, добра. Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество уже является важным фактором развития социальной компетентности школьников и формирования их мировоззрения.

Педагогический проект "НЕКСТ" направлен на развитие волонтерского движения в классе, ориентированного на пропаганду здорового образа жизни, вовлечению учащихся в социально значимую деятельность, внедрению ВФСК ГТО среди сверстников, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Реализация этой цели активно осуществляется как в учебное время , так и во время работы летнего пришкольного лагеря. Суть нашей работы:

1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в пришкольных лагерях г. Мариинска;

2.​ Развивать личные и социальные компетенции участников, необходимые в волонтерской деятельности, повышать социальный статус волонтера через средства массовой информации.

3. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)

4. Организовывать досуг учащихся как одно из звеньев профилактической работы.

Содержание деятельности профильного отряда «NEXT» предусматривает активный отдых, обучение навыкам социального взаимодействия, участие в совместных акциях, добровольческих операциях, интенсивное общение со сверстниками, педагогами, жителями микрорайона. В реализации программы профильной деятельности отряда принимают участие педагоги, сотрудники районного отдела внутренних дел, педагоги-психологи центра диагностики и консультирования.

Известно, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет сам. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Мы сконцентрировались на нескольких направлениях волонтёрства – просвещение сверстников, вовлечение своим примером в активную деятельность, что в целом способствует продвижению идей здорового образа жизни личной и общественной.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию так, чтобы она заставила других задуматься – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это формируется в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Волонтеры всегда применяют свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в акциях, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других - обучаются сами.

Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и даже порой внешне. Взгляд из равнодушного, поверхностного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать со сверстниками и включаться в любую деятельность. Они способны оказывать положительное влияние на людей, занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с разными социальными партнерами: сотрудниками Центра диагностики и консультирования детей и подростков, с детским реабилитационным центром для детей и подростков, с воспитанниками детской колонии для несовершеннолетних детей. А также тесно взаимодействуют между собой в процессе подготовки и проведения акции или проекта, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект на любом этапе, несут ответственность. Волонтерская деятельность предполагает подготовку выступлений на социально значимые темы, проведение акций, ролевых игр, участие в конкурсах, проведение соцопросов, анкетирования. Волонтеры отряда «Next» проводят Дни профилактики с тематическими агитационными выступлениями в классах, профилактические занятия занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, информационные пятиминутки, агитационные флэшмобы, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету или на школьный сайт. В результате, передавая информацию своим сверстникам по принципу “равный - равному”, они развивают свои социальные компетентности.

Наша школа решает воспитательную проблему формирования у учащихся основ ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами, как во время учебного года, так и в период летней оздоровительной кампании.

На протяжении работы летнего лагеря «Солнышко» на базе МБОУ «СОШ№6» волонтеры принимают активное участие в воспитательной жизни лагеря. Все участники отряда учавствуют в практических мероприятиях легерной смены, работают при отрядах в микрогруппах, организуют оперативное краткосрочное участия в социально-значимых проектах, вовлекая жителей микрорайона, а также разрабатывают масштабные проекты. Приводя примеры из практики, можно отметить работу отряда «Некст» совместно с отрядом 4х классов «Звезды». В подготовительный период совместно с родителями в течение апреля –мая выращивали рассаду, а во время пришкольного лагеря ребята разбили цветник на пришкольной территории и ухаживали за ним.

Работа профильного отряда начинается в марте. Актив отряда разрабатывает план мероприятий, в котором акцент делается на мероприятия, направленные на поддержание здорового образа жизни. Совместно с руководителем отряда разрабатываем сценарии акций и мероприятий, выбираем проекты, которые можно провести на общегородском уровне. Одно из таких традиционных мероприятий является велопробег «Здоровью - да, куренью - нет!», который ежегодно проводится во время летних каникул. Именно ребята волонтерского отряда призывают остальных учеников к участию в акции. Совместно с сотрудниками ГИБДД участники акции проезжают символичные 1500 метров. Важно подчеркнуть то, что такая акция призывает не только к здоровому образу жизни, но и к культуре поведения на дороге, как водителей, так и пешеходов.

 План работы  разрабатывается с учетом различных возрастных категорий воспитанников пришкольного летнего лагеря. Например, для младшего возраста игра «Огни олимпиады», конкурс плакатов «Мы и наше здоровье», акция «Только полезные привычки», тренинг «Умей сказать НЕТ». Для среднего возраста - диспут «Легко ли бросить курить?».  Для старших школьников - акция «Скажи алкоголю нет», игра «Формула успеха», час профилактической беседы «Молодежь против наркотиков», выпуск листовок о вреде курения, пива и энергетиков;  выпуск агитационного плаката «Алкоголь: только нет!», оформление агитационного стенда «Модно НЕ курить».

Ребята ведут работу не только в своём пришкольном лагере, но и проводят общегородские акции, в которых принимают участие дети из других пришкольных лагерей. Так, на городском уровне были проведены две акции, в которых приняли участие более 100 человек. Мероприятия прошли под лозунгом «Здоровая среда» в рамках Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Волонтеры отряда «Next» агитировали мариинцев за здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек. Агитбригада продемонстрировала как влияют алкоголь, курение и наркомания на физическое и духовное состояние человека.

«Забей-ка» - это уличная акция, направленная на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде - алкоголизм, табакокурение, наркомания. Цель акции - пропаганда здорового образа жизни, повышения уровня информированности подростков о негативных последствия злоупотребления табаком и алкоголем, формирование стойкого неприятия молодежной средой любых видов наркотиков, привлечение молодежи к популяризации альтернативных видов времяпровождения - занятий спортом, общественной деятельностью, различными видами творческой деятельности. Акция проходила на площади у городской поликлиники, собрала более 100 человек. В знак протеста и отказа от вредных привычек люди забивали ромашки в деревянную сигарету.

Волонтеры провели игры с воспитанниками из других пришкольных лагерей, закончилась акция позитивным, зажигательным флэшмобом. Одна из позитивных акций «Молодежь идет в народ», акция пропагандирует ЗОЖ, протест детей в сторону алкоголя, курения и ПАВ.

Обязательно накануне празднования 12 июня волонтеры посещают реабилитационный центр с праздничным концертом для детей, вместе с ними выпускают поздравительные листовки.

Помимо запланированных мероприятий волонтеры воплощают в жизнь лозунг «Готовы доказать на деле: здоровый дух – в здоровом теле». Принимают участие в школьных спортивных состязаниях, помогают в организации школьных дней здоровья, организовывают досуг для младших ребят во время отрядных часов.  Отряд волонтеров «Next» принимал участие в квесте «Наш выбор – здоровье». В течение лагерной смены отряд волонтеров охватил своей деятельностью весь детский коллектив лагеря.

Во время работы летнего пришкольного лагеря ребята получают возможность окунуться в волонтерскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. В работе лагеря используются организационные формы, которые требуют большего времени для их подготовки: социально-психологические тренинговые занятия, творческие мастер-классы и творческие конкурсы, профилактические групповые занятия, спортивные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, релакс-упражнения, ведение каждым участником лагерного дневника целей и впечатлений.

Наша деятельность выходит за пределы школы. Волонтеры распространяют опыт работы по пропаганде ЗОЖ в других школьных летних г.Мариинска. Профилактическая, пропагандистская деятельность волонтёров среди своих сверстников («ровесник – ровеснику») достаточно востребована. Во время учебного времени трудно организовать такие формы работы, как волонтёрские экспедиции и работать столь интенсивном режиме.

Работа отряда строится с учётом логики развития лагерной смены и делится на три основных периода. До начала работы лагеря проходит период подготовительный. Именно в этот период закладывает основы успешного функционирования отряда на протяжении всей лагерной смены. Главная цель этого периода – создать необходимые условия для успешной работы профильного отряда волонтёров на протяжении всей смены.

Подготовительный период

  1. Сбор, анализ, обобщение материала необходимого реализации проекта

  2. Написание программы.

  3. Проведение педагогического совета (совещания).

  4. Набор желающих в профильный отряд.

Организационный период (1-2 день)

1. Входящая диагностика.

2. Знакомство детей с проектом.

3. Старт проекта.

Основной период (3-12 дни)

1. Реализация проекта

2. Личностный рост каждого ребёнка в течение смены.

Итоговый период (1-2 дня)

Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского отряда − учитель, педагог-психолог или социальный педагог. Важным условием объединения подростков является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности.

Стать волонтером может любой подросток 13-14 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

- проведение профилактических занятий или тренингов;

- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Для привлечения учащихся к профилактической работе, волонтеры проводят акции выступают на школьных переменах, тем самым привлекают других учащихся в активный и позитивный отряд. А еще этому способствует наличие отличительной формы участников. Яркий зеленый галстук - символ безупречного здоровья. Привлекаем к волонтерской работе и с помощью объявлений, рекламных плакатов и листовок, распространённых среди учащихся школы.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда учащиеся уже включаются в деятельность.

Конечно, каждый человек хочет общественного признания своего труда. Необходимо продумать способы морального поощрения волонтеров:

- вручение «личной книжки волонтера»;

- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;

- личная благодарность от известного человека;

- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;

- поручение ответственных работ;

- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.

В силу возраста волонтёры-школьники не участвуют в таких акциях, как, например, поиски заблудившегося в незнакомой местности человека, уход за больными людьми, помощь малоимущим и т.п. Но воспитание в себе отзывчивости, милосердия, ответственности не только за себя станет основой для социально ответственной личности в будущем. И если волонтерская работа в школе к этому подвигнет во взрослой жизни хотя бы нескольких ребят, то можно считать, что усилия были ненапрасные.


Список литературы:

  1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..

  2. Бодренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet

  3. Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с .

  4. Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114

  5. Кузьменко И.В., Баркунова О.В.Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. - №8. – С. 88-91.

  6. Кузьменко И.В.Добровольческая деятельность студентов педагогического вуза в их профессиональном становлении //Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе – Кострома, 2011, с. 164-169.

  7. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – С.20.

  8. Роль добровольческого труда в гражданской социализации молодежи// Социально-экономические и инновационные проблемы региона. Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. Самара 2005. с.183-190.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!