8
Волонтерство - законный путь участия в жизни общества
Воробьева Лирия Халимовна,
учитель английского языка, МБОУ «СОШ№6»
Президент России В.В. Путин объявил 2018 год Годом волонтеров-добровольцев. Размах волонтёрского движения в нашей стране охватывает разные сферы общественной жизни – от участия в строительстве больших и сложных технологических объектов, обслуживание международных массовых мероприятий, таких как Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, оказание социальной помощи в разных слоях общества - ветеранам, детям-инвалидам, социальным приютам, экологические акции и др. И возраст волонтёров разный – от школьников и студентов до людей пенсионного возраста.
Волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Главный принцип волонтерства – добровольность. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности.
Волонтёрский отряд несколько лет работает в МБОУ "СОШ №6" Мариинского муниципального района. Первый отряд объединил учащихся школы в 2011 году. Волонтёрский отряд «Next» второе поколение ребят, которые начали свою деятельность как преемники у выпускного класса. Наш девиз «Некст - поколение будущего. Здоровое поколение – сильная Россия». Мы работает два года. В этой статье мы расскажем о своей работе в период летних каникул.
Всем известно, что летние каникулы для отдыха учащихся, укрепления здоровья, физической закалки, восстановления сил после учебного года. Но это и время обогащения жизненного опыта, впечатлений, время действий, пробы и проверки своих сил.
Лагерь с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений в каникулярное время организуется с целью создания оптимальных условий для полноценного отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. И на период лагерной смены важно создать условия для безопасного время провождения, комфортного общения и личностного роста учащихся.
Вовлечение школьников в работу волонтерских объединений – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении здоровых ценностей: коллективизм, помощь нуждающимся, добровольное и бескорыстное участие в общем социально полезном деле. Это эффективный способ воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, добра. Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество уже является важным фактором развития социальной компетентности школьников и формирования их мировоззрения.
Педагогический проект "НЕКСТ" направлен на развитие волонтерского движения в классе, ориентированного на пропаганду здорового образа жизни, вовлечению учащихся в социально значимую деятельность, внедрению ВФСК ГТО среди сверстников, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Реализация этой цели активно осуществляется как в учебное время , так и во время работы летнего пришкольного лагеря. Суть нашей работы:
1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в пришкольных лагерях г. Мариинска;
2. Развивать личные и социальные компетенции участников, необходимые в волонтерской деятельности, повышать социальный статус волонтера через средства массовой информации.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)
4. Организовывать досуг учащихся как одно из звеньев профилактической работы.
Содержание деятельности профильного отряда «NEXT» предусматривает активный отдых, обучение навыкам социального взаимодействия, участие в совместных акциях, добровольческих операциях, интенсивное общение со сверстниками, педагогами, жителями микрорайона. В реализации программы профильной деятельности отряда принимают участие педагоги, сотрудники районного отдела внутренних дел, педагоги-психологи центра диагностики и консультирования.
Известно, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет сам. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Мы сконцентрировались на нескольких направлениях волонтёрства – просвещение сверстников, вовлечение своим примером в активную деятельность, что в целом способствует продвижению идей здорового образа жизни личной и общественной.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию так, чтобы она заставила других задуматься – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это формируется в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Волонтеры всегда применяют свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в акциях, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других - обучаются сами.
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и даже порой внешне. Взгляд из равнодушного, поверхностного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать со сверстниками и включаться в любую деятельность. Они способны оказывать положительное влияние на людей, занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с разными социальными партнерами: сотрудниками Центра диагностики и консультирования детей и подростков, с детским реабилитационным центром для детей и подростков, с воспитанниками детской колонии для несовершеннолетних детей. А также тесно взаимодействуют между собой в процессе подготовки и проведения акции или проекта, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект на любом этапе, несут ответственность. Волонтерская деятельность предполагает подготовку выступлений на социально значимые темы, проведение акций, ролевых игр, участие в конкурсах, проведение соцопросов, анкетирования. Волонтеры отряда «Next» проводят Дни профилактики с тематическими агитационными выступлениями в классах, профилактические занятия занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, информационные пятиминутки, агитационные флэшмобы, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету или на школьный сайт. В результате, передавая информацию своим сверстникам по принципу “равный - равному”, они развивают свои социальные компетентности.
Наша школа решает воспитательную проблему формирования у учащихся основ ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами, как во время учебного года, так и в период летней оздоровительной кампании.
На протяжении работы летнего лагеря «Солнышко» на базе МБОУ «СОШ№6» волонтеры принимают активное участие в воспитательной жизни лагеря. Все участники отряда учавствуют в практических мероприятиях легерной смены, работают при отрядах в микрогруппах, организуют оперативное краткосрочное участия в социально-значимых проектах, вовлекая жителей микрорайона, а также разрабатывают масштабные проекты. Приводя примеры из практики, можно отметить работу отряда «Некст» совместно с отрядом 4х классов «Звезды». В подготовительный период совместно с родителями в течение апреля –мая выращивали рассаду, а во время пришкольного лагеря ребята разбили цветник на пришкольной территории и ухаживали за ним.
Работа профильного отряда начинается в марте. Актив отряда разрабатывает план мероприятий, в котором акцент делается на мероприятия, направленные на поддержание здорового образа жизни. Совместно с руководителем отряда разрабатываем сценарии акций и мероприятий, выбираем проекты, которые можно провести на общегородском уровне. Одно из таких традиционных мероприятий является велопробег «Здоровью - да, куренью - нет!», который ежегодно проводится во время летних каникул. Именно ребята волонтерского отряда призывают остальных учеников к участию в акции. Совместно с сотрудниками ГИБДД участники акции проезжают символичные 1500 метров. Важно подчеркнуть то, что такая акция призывает не только к здоровому образу жизни, но и к культуре поведения на дороге, как водителей, так и пешеходов.
План работы разрабатывается с учетом различных возрастных категорий воспитанников пришкольного летнего лагеря. Например, для младшего возраста игра «Огни олимпиады», конкурс плакатов «Мы и наше здоровье», акция «Только полезные привычки», тренинг «Умей сказать НЕТ». Для среднего возраста - диспут «Легко ли бросить курить?». Для старших школьников - акция «Скажи алкоголю нет», игра «Формула успеха», час профилактической беседы «Молодежь против наркотиков», выпуск листовок о вреде курения, пива и энергетиков; выпуск агитационного плаката «Алкоголь: только нет!», оформление агитационного стенда «Модно НЕ курить».
Ребята ведут работу не только в своём пришкольном лагере, но и проводят общегородские акции, в которых принимают участие дети из других пришкольных лагерей. Так, на городском уровне были проведены две акции, в которых приняли участие более 100 человек. Мероприятия прошли под лозунгом «Здоровая среда» в рамках Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Волонтеры отряда «Next» агитировали мариинцев за здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек. Агитбригада продемонстрировала как влияют алкоголь, курение и наркомания на физическое и духовное состояние человека.
«Забей-ка» - это уличная акция, направленная на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде - алкоголизм, табакокурение, наркомания. Цель акции - пропаганда здорового образа жизни, повышения уровня информированности подростков о негативных последствия злоупотребления табаком и алкоголем, формирование стойкого неприятия молодежной средой любых видов наркотиков, привлечение молодежи к популяризации альтернативных видов времяпровождения - занятий спортом, общественной деятельностью, различными видами творческой деятельности. Акция проходила на площади у городской поликлиники, собрала более 100 человек. В знак протеста и отказа от вредных привычек люди забивали ромашки в деревянную сигарету.
Волонтеры провели игры с воспитанниками из других пришкольных лагерей, закончилась акция позитивным, зажигательным флэшмобом. Одна из позитивных акций «Молодежь идет в народ», акция пропагандирует ЗОЖ, протест детей в сторону алкоголя, курения и ПАВ.
Обязательно накануне празднования 12 июня волонтеры посещают реабилитационный центр с праздничным концертом для детей, вместе с ними выпускают поздравительные листовки.
Помимо запланированных мероприятий волонтеры воплощают в жизнь лозунг «Готовы доказать на деле: здоровый дух – в здоровом теле». Принимают участие в школьных спортивных состязаниях, помогают в организации школьных дней здоровья, организовывают досуг для младших ребят во время отрядных часов. Отряд волонтеров «Next» принимал участие в квесте «Наш выбор – здоровье». В течение лагерной смены отряд волонтеров охватил своей деятельностью весь детский коллектив лагеря.
Во время работы летнего пришкольного лагеря ребята получают возможность окунуться в волонтерскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. В работе лагеря используются организационные формы, которые требуют большего времени для их подготовки: социально-психологические тренинговые занятия, творческие мастер-классы и творческие конкурсы, профилактические групповые занятия, спортивные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, релакс-упражнения, ведение каждым участником лагерного дневника целей и впечатлений.
Наша деятельность выходит за пределы школы. Волонтеры распространяют опыт работы по пропаганде ЗОЖ в других школьных летних г.Мариинска. Профилактическая, пропагандистская деятельность волонтёров среди своих сверстников («ровесник – ровеснику») достаточно востребована. Во время учебного времени трудно организовать такие формы работы, как волонтёрские экспедиции и работать столь интенсивном режиме.
Работа отряда строится с учётом логики развития лагерной смены и делится на три основных периода. До начала работы лагеря проходит период подготовительный. Именно в этот период закладывает основы успешного функционирования отряда на протяжении всей лагерной смены. Главная цель этого периода – создать необходимые условия для успешной работы профильного отряда волонтёров на протяжении всей смены.
Подготовительный период
Сбор, анализ, обобщение материала необходимого реализации проекта
Написание программы.
Проведение педагогического совета (совещания).
Набор желающих в профильный отряд.
Организационный период (1-2 день)
1. Входящая диагностика.
2. Знакомство детей с проектом.
3. Старт проекта.
Основной период (3-12 дни)
1. Реализация проекта
2. Личностный рост каждого ребёнка в течение смены.
Итоговый период (1-2 дня)
Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского отряда − учитель, педагог-психолог или социальный педагог. Важным условием объединения подростков является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности.
Стать волонтером может любой подросток 13-14 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Для привлечения учащихся к профилактической работе, волонтеры проводят акции выступают на школьных переменах, тем самым привлекают других учащихся в активный и позитивный отряд. А еще этому способствует наличие отличительной формы участников. Яркий зеленый галстук - символ безупречного здоровья. Привлекаем к волонтерской работе и с помощью объявлений, рекламных плакатов и листовок, распространённых среди учащихся школы.
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда учащиеся уже включаются в деятельность.
Конечно, каждый человек хочет общественного признания своего труда. Необходимо продумать способы морального поощрения волонтеров:
- вручение «личной книжки волонтера»;
- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;
- личная благодарность от известного человека;
- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
В силу возраста волонтёры-школьники не участвуют в таких акциях, как, например, поиски заблудившегося в незнакомой местности человека, уход за больными людьми, помощь малоимущим и т.п. Но воспитание в себе отзывчивости, милосердия, ответственности не только за себя станет основой для социально ответственной личности в будущем. И если волонтерская работа в школе к этому подвигнет во взрослой жизни хотя бы нескольких ребят, то можно считать, что усилия были ненапрасные.
Список литературы:
Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..
Бодренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet
Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с .
Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114
Кузьменко И.В., Баркунова О.В.Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. - №8. – С. 88-91.
Кузьменко И.В.Добровольческая деятельность студентов педагогического вуза в их профессиональном становлении //Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе – Кострома, 2011, с. 164-169.
Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – С.20.
Роль добровольческого труда в гражданской социализации молодежи// Социально-экономические и инновационные проблемы региона. Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. Самара 2005. с.183-190.