СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтеры в развитии нравственных ценностей и снижении конфликтности у подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья, является потребителем в системе образования. Деформация семьи приводит к длительным и частым психотравмирующим ситуациям в жизни реберка. Одним из механизмов положительной диеамики является создание родительского клуба "Школа семьи".

Просмотр содержимого документа
«Волонтеры в развитии нравственных ценностей и снижении конфликтности у подростков.»


Волонтеры в развитии нравственных ценностей и снижении конфликтности у подростков.

Педагог-психолог Классен М.Я. МОУ «СОШ № 97»


Семья, является потребителем и заказчиком в системе образования, и нацелена на получение качественного образования для своего ребенка, физическое развитие, успешность личности.

Идея самореализации личности закреплена в ряде соглашений и нормативных актов. Это отражено в законе РФ «Об образовании». Так, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»: «Содержание образования... должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Одна из задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса состоит в том, чтобы помочь каждому ученику понять себя, разобраться в своих проблемах. Способствовать формированию уверенной личности, уважающей себя и других; умеющей анализировать и контролировать ситуацию, своё поведение; осознающей ответственность за своё здоровье; способной мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Развитие успешности каждого ученика возможно при активном участии семьи. В настоящее время многие семьи находятся в кризисном состоянии, что создаёт условия для социального сиротства. Социальный сирота в широком смысле - это ребенок, имеющий биологических родителей, но в семье при этом отсутствует глубокое личностное общение с ребенком, родители заботятся только о материальном благосостоянии, что особенно ярко проявляется:

  • в деформированных неполных семьях, находящиеся в состоянии развода, с присутствием отчима, мачехи;

  • в полных семьях с искаженными детско-родительскими отношениями или при нарастании психоэмоциональных перегрузок родителей.

Деформация семьи приводит к длительным и частым психотравмирующим ситуациям в жизни ребёнка, созданию неблагоприятных условий воспитания. В последнее время увеличивается количество детей, в анамнезе которых присутствуют симптомы ММН и ММД, сложно воспринимающих учебную программу, конфликтных во взаимоотношениях со сверстками, склонных к травмированию себя и окружающих. Слабое развитие эмоционально-волевой готовности проявляется в повышенной двигательной активности или заторможенности, снижении концентрации внимания и работоспособности на уроках. Дети испытывают сложности при выполнении задания по образцу, правилу, устной инструкции.

Одним из механизмов положительной динамики в МОУ «СОШ № 97» являются система работы родительских собраний и родительского клуба «Школа семьи». Цель клуба:

  • активное вовлечение родителей в работу клуба для возрождения семейных ценностей, повышение родительского авторитета, основанного на любви, гуманизме, уважении к ребенку;

  • создание условий для преодоления отчуждения родителей от школы и подготовка педагогов и родителям к активному взаимодействию;

  • оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителей (неполных семей или опекаемых) путем приобретения ими психолого-педагогических знаний и умений;

  • обмен опытом по реализации глубокого личностного общения между родителями и детьми.


Анализ причин слабоуспевающих учащихся в МОУ «СОШ № 97» выявил:

  • физиологические: частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций- 6%;

  • психологические: особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора -7%;

  • увеличение учеников из семей мигрантов, плохо понимающих русский язык-2%;

  • неблагополучные условия жизни, недобросовестное выполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка (недобросовестное выполнение домашнего задания, несформированность норм поведения самоконтроля, ориентация на пустое времяпрепровождение, развлечение, деформация моральных норм) - 85%. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении, состоят на особом контроле педагогов. Неорганизованное время детей - источник отрицательных поступков, причина противозаконной деятельности, импульс к развитию вредных привычек. Для отслеживания динамики такие дети зачисляются в группу психологического риска, при отрицательной динамике на внутри школьный учет.



Выявление обучающихся с отклоняющимся поведением проводится совместно с социальным педагогом и классным руководителем в целях уточнения возможных причин эмоционально подавленного состояния у ребенка. Составляется план работы с обучающимися и родителями обучающегося. По результатам диагностики оформляется индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы. Повторная диагностика для оценки результатов. В последствии диагностика эмоционального состояния обучающегося (минимум три раза в год).

На основе наблюдения и диагностики выявляются особые дети:

  • слабоуспевающие;

  • дезадаптированные;

  • тревожные (тревожность - тревога - невротические проявления - невротические состояния (деформация развивающейся личности) - невроз, - делинквентное или суицидальное поведение);

  • агрессивные;

  • депрессивные;

  • подвергшиеся жестокому обращению;

  • с повышенной активностью (СДВГ);

  • делинквентные чаще из семей в СОП.

Проводится углубленная индивидуальная диагностика обучающихся для планирования профилактической и коррекционной работы по выявлению:

  • жестокого обращения с детьми;

  • тревожности, депрессии, психотипы, склонные к суициду.

  • агрессивности.


Работа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «СОШ № 97».

  • Программа МОУ «СОШ № 97» «Достойный гражданин своей страны» по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

  • Программа «Выбор» - по профилактике самовольных уходов из дома и суицидального поведения.

В разработке программ использовались методики:

  • «Все цвета, кроме черного» Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Пособие для педагогов. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008.

  • «Полезная прививка» (профилактическая программа для обучающихся 10-11 классов) Л. Колесова, О. Романова. М.: Полимед, 2003.

  • Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». Фонд «Здоровая Россия», 2008г.



Наиболее корректная и эффективная первичная информация, охватывающая всех учащихся школы, возможна в информационном мониторинге.

  • Ежедневное наблюдение за поведением ребенка, результатами учебной деятельности. Внешние проявления тревожности: в дительном тревожно-эмоциональном состоянии дети начинают грызть ногти; дети с нарушениями осанки имеют более высокий уровень личностной тревожности по самооценочной и межличностной шкалам.

  • Незаконченное предложение 8-11 классы

  • Творческая работа «Мой самый счастливый день» 5-7 классы. Счастье каждый представляет по-своему. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь осуществиться ожиданиям детей.

  • «Добрые слова и выражения». 1-3 классы  

  • Творческая работа «Где доброе слово скажется, там и добро окажется». 4-9 классы

  • Классные часы «От добрых слов к добрым делам»; «Доброта творит чудеса». 10-11 классы.

Школьная служба медиации эффективно проводит с 2017 года обучение волонтеров по программе «Введение в медиацию» Е.П.Федотовой, А.В.Серякиной, Т.А.Маркиной. Прилекаются все желающие, но при этом особое внимание уделяется привлечению учащихся «группы риска».

Цель: создание условий для развития личности выпускника, приобщение его к общечеловеческим ценностям, формирование компетенции учащегося в вопросе восстановительной медиации.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся интереса к конфликтологии, к развитию внесудебного примирения в правой системе в России.

2.Профессиональное самоопределение обучающихся, формирование личности, нацеленной на осознанный выбор будущего профиля обучения.

3.Развитие специальных навыков общения и посреднической деятельности в разрешении конфликтов.

В коррекционно-развивающей работе с особыми детьми социально-психологическая служба МОУ «СОШ 97» использует активные методы социально-психологического обучения. Эффективным в этом плане показало себя волонтерское движение. В волонтерское движение привлекаются учащихся из группы риска. Они работают совместно с высокомотивированными и одаренными учащимися.

I, Занятия по программе «Волонтер» проводятся в «Дни психологии» (каникулярное время):

  • тренинги на развитие лидерских качеств и умений, социальной компетентности, повышения учебной мотивации, участие в ролевых и деловых играх в группах и индивидуально после уроков.

II .Прошедшие обучение волонтеры 5-7 классов проводят с учащимися начальных классов:

  • этические беседы, развивающие игры А.Зака «Почтальон-вычислитель», «Почтальон – читатель», «Путешествие насекомых», подвижные и малоподвижные игры (картотека игр);

  • настольно-печатные игры;

Волонтеры 8-11 классов подготавливают классные часы, праздники, акции, КВН с учащимися среднего звена школы, опираясь на:

  • этические беседы, притчи, басни;

  • театрализацию с элементами ТРИЗ, которая эффективно проводится с 2011г. Коррекционно-профилактическая работа строится на основополагающем принципе: «Изменится герой сказки, изменится и отношение окружающих к нему». Положительные результаты даёт применение элементов сказкотерапии и драматической психоэлевации. Выявляется «внутренняя поломка» - патологическая доминанта (подавленная воля; повышенная ранимость и в связи с этим своеобразная защитная реакция, когда вся психическая энергия ребенка тратится на образование «скорлупы»; природная робость, в сочетании с гипертрофированным самолюбием; повышенная тревожность; неуемная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения в самых разных ситуациях). Робким, застенчивым ребятам предлагаются роли активных героев, которые изменяют окружающий мир к лучшему. Ученикам, склонным к агрессивным проявлениям, даются роли добрых героев, нуждающихся в защите;

  • ролевое обыгрывание ситуации помогает в обучении волонтеров технике активного слушания, эмпати́ческого слу́шания; технике обратной связи: расспрашивание, или выяснение, перефразирование или вербализация, отражение чувств; резюмирование, подведение к выводу. Волонтеры развивают умение транслировать полученные знания в ученической среде. «Группы равных», обучая технике активного слушания в повседневном общении, на классных часах, подводят ребят к бесконфликтному поведению.


Результаты:

  1. Повышение компетенции родителей во взаимоотношениях с детьми, создание доверительных отношений между педагогами и родителями или лицами их заменяющими. Возрождение семейных ценностей, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку и родителям.

  2. Устойчивые личностные и профессиональные интересы, мотивы, ценности самопознания и самореализации обучающихся, знания в сфере психологии общения и конфликтологии, а также умения и медиативные навыки (независимого посредника в разрешении споров и конфликтов); конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса.

  3. Повышение уровня психологической безопасности и комфортности образовательной среды, снижение количества конфликтных ситуаций, осуществляет реальную профилактику правонарушений, значительное понижение уровня конфликтов, физического и морального насилия, буллинга, проявления подростковой агрессии.



Скачать

© 2019 126 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!