СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке.

Просмотр содержимого документа
«Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области»»


Тема. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников


Максимова Светлана Викторовна,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Белоярский»






2020 год.





ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ______________________________________________2 - 3

Глава I ВОЛОНТЕРСТВО – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Глава II. ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОЙ РАБОТЫ В «МОУ СОШ п. БЕЛОЯРСКИЙ» ________________________________4 - 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________ 21-23

БИБЛИОГРАФИЯ__________________________24-25

ПРИЛОЖЕНИЯ______________________________________________26-37










Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Введение.

Кто людям помогает – не тратит время зря,

Прекрасными делами наполнится земля!

Свободные минуты вы отдаете всем,

Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!



Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.

Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность.

Цель: реализация волонтёрской деятельности в школе как новой формы вовлечения подростков в социальную активность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • показать, насколько важно волонтёрское движение в школе;

  • показать деятельность волонтерской работы в МОУ «СОШ п. Белоярский» школе.

Глава I. Волонтёрство – средство формирования социальной активности школьников.

Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения. В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, воплощать идеи, реализовывать социально значимые инициативы.

Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.

Итак, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.

В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.

Глава II. Опыт волонтёрской работы в МОУ «СОШ п. Белоярский».

Обучающиеся МОУ «СОШ п. Белоярский» активно принимают участие в волонтёрской деятельности. В 2016 году в школе создан отряд волонтёров «Парус надежды», руководителем которого является заместитель директора по ВР Максимова С.В. В 2016 году в отряд входило 10 волонтёров 12 – 17 лет, в 2018 году отряд включает 25 обучающихся. А в 2019-2020 г. отряд включал 30 волонтёров. Это значит, что волонтёрская деятельность в школе актуальна.

Актуальность создания волонтерского движения «Парус надежды» состоит в том, что оно способствует:

- формированию образа жизни, достойного человека;

- формированию жизненных позиций обучающихся;

- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни; формированию социальной активности;

- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Для этой цели создана программа «Парус надежды». Это комплексная программа развития детского волонтерского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Цели:

  1. Организация новых форм занятости детей для развития их социальной активности, самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

  2. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

- Воспитывать гражданские и патриотические чувства детей и подростков;

- Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;

- Предоставлять возможность для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддерживать волонтерское движение со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.



Принципиальные основы деятельности взрослого:

1. Обеспечение безопасности обучающегося;

2. Достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;

3. Организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;

4. Продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;

5. Максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов.

Принципиальные основы деятельности обучающегося:

1. Добровольное включение обучающегося в разнообразные виды деятельности;

2. Реализация личных способностей ребенка, развитие социальной активности;

3. Значимость деятельности ребенка;

4. Положительный результат участия в программе.

Программа «Парус надежды», созданная в МОУ «СОШ п. Белоярский», включает в себя 5 блоков: «милосердие», «спорт и здоровый образ жизни», «наглядная агитация», «творческий блок», «экология»

1 блок: «Милосердие» - основной целью является возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2 блок: «Спорт и здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, профилактика вредных привычек. Оказывать содействию идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3 блок: «Наглядная агитация» - основной целью является привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.

4 блок: «Творческий блок» - формирование социально - активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

5 блок: «Экология» - воспитание любви к собственному краю, бережного отношения к природным ресурсам региона, научить бережному отношению к водным ресурсам своего края, научить рациональному использованию воды. Помощь в благоустройстве пришкольного участка, клумб, охрана природы, забота о птицах, животных (cм. Приложение 1)

Ожидаемый результат:

1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь.

2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения.

3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи.

4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

5. Организованные игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия.

6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ, профилактических мероприятиях.

7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Заключение.

Обучающиеся понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни.

В заключении необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.

Волонтёрство – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества. И в помощь в этом нам пришло волонтерское движение

Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!



Список литературы:

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http:// www.isovet.ru/

  2. Камалова Х. А. Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования. https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9735/

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер

  4. http ://vol.sochi2014.com /

  5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9735/



















Приложение 1.

Основные программные мероприятия волонтёрского отряда «Парус надежды» в МОУ «СОШ п. Белоярский»

Направления

Мероприятия

I блок:

«Милосердие»


- оказание помощи детям из многодетных семей, детям, находящихся под опекой;

- помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ, труженикам тыла;

- помощь неуспевающим сверстникам;

- участие в акциях: «Ветеран живёт рядом», «Дети – детям», «Протяни руку помощи», «Поздравь Ветерана», «Открытка Ветерану», «Добрый портфель», «Милосердие» и т.д.

- участие во Всероссийском Дне добра.

II блок:

«Спорт и здоровый образ жизни»;


- участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, районных (весёлые старты, сдача ГТО, турниры по шахматам и шашкам, Дни Здоровья)

- организация спортивных праздников и мероприятий;

- организация походов, экскурсий;

- вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;

- выпуск стенгазет о здоровье, стендов об известных спортсменах района, области;

- беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

- участие на классных часах, посвященных ЗОЖ, профилактики вредных привычек, ПАВ;

- участие в акциях: «Конфетка на сигаретку», «НЕТ! Вредным привычкам!» и т.д.

- участие в конкурсах рисунков «Здоровье в наших руках», «Здоровая нация – процветание России»

III блок:

«Наглядная агитация»

- выпуск стенгазет;

- распространение брошюр, агитационных листовок;

- проведение анкетирований;

- организации конкурсов рисунков, плакатов;

- организация творческих работ (сочинений, поделок)

IV блок:

«Творчество»

- организация и проведение вечеров, праздников для дошкольников, начальных классов;

- участие в художественной самодеятельности, агитбригадах;

- участие в общешкольных месячниках, акциях, предметных неделях;

- проведение традиционных праздников (День Матери, Новый год, Масленица, День птиц и т.д.)

V блок: «Экология»

- Помощь в благоустройстве пришкольного участка, территории парковой зоны ДК

- выпуск экологической стенгазеты;

- акции: «Посади дерево и сохрани его», «Зелёная весна», «Чистый двор», «Домик для птиц», «Уют», субботники и т.д.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!