«Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи.
Образовательные:
раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
Развивающие:
популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
Воспитательные:
активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия «Волшебные колечки»: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом, ИКТ-оборудование.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен
воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ход сообщения:
Тема нашей встречи «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи».
Основная часть
Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». «Колечки» изготавливаются не сложно. Само кольцо представляет собой полоску ламинированного листа и приклеенную к ней картинку.
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые изготавливаются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова–предметы, слова–действия или слова–признаки.
В наших стихотворениях – это существительные-птицы.
Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Но останутся синицы,
Воробьи и снегири.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения дважды.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Деление стихотворения на части. Выбор колечек для слов-опор. В данном случае каждая часть связана с какой-то птицей.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью
«колечек».
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек». Стоит учесть, что это зависит от индивидуальных особенностей детей и может получиться только после многократных (5-7) повторений.
Звуковка и многое другое.
«Волшебные колечки» можно использовать не только для разучивания стихотворений, но и в коррекционном образовании, может быть, кому-то из вас придется работать в логопедической группе. Что вы можете использовать в коррекционный час.
• при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Л». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: лапа, лама, лось. «ЛЬ» - лиса, лягушка, лев.
• при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.
• при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, один ребенок выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «З», а второй ребенок - колечки, в которых есть звук «С».
Если детям нравится работать с колечками, можно не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей и использовать их на занятиях по формированию математических представлений:
* соотнесение количества, чисел и цифр (колечки с цифрами);
* упражнения в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
* при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
* обучение порядковыми числительными (колечки с картинками);
* при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
В перспективе можно использовать колечки при формировании представлений о форме, размере.
В образовательной деятельности:
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов.
Также можно использовать колечки при изготовлении игр «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные «Перелетные и зимующие птицы» при подготовке пальчиковых игр «Семья», по сказкам и т.д.
Итог
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
* у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
* расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
* активизируется словарный запас;
* дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.