СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебная информатика" кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности(кружок) "Волшебная информатика" для обучающихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебная информатика" кружок»





МКОУ «Печениченская ОШ»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом по школе

№1 от 30.08.2016 г. № от 30.08.2016г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебная информатика» (кружок)

для обучающихся 4 класса



Учитель начальных классов

Иванова С.Н.






2016-2017 учебный год



Рабочая программа составлена в соответствии:





Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:


- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (ФГОС);

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2014.

- Программы внеурочной деятельности. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2011.

- Т.А.Рудченко,А.Л.Семёнов. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г.

- А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч 1. М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013 г.

- А.Л.Семёнов, Т.А. Рудченко. Информатика. 3-4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч 2. М. Просвещение, Институт новых технологий, 2013 г.


Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий , обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью - ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ - компетентности и универсальных учебных действий.






Цель данной программы:

создание условий для интеллектуального развития ребенка в областях, связанных с информатикой;

формирование первоначальных представлений об информациии, ее свойствах;

формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, по( строение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно- деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса.

Занятия по программе курса «Волшебный мир информатики» помогают расширить представления детей об окружающем мире и отношениях в нём, формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и межличностным отношениям, развивать творческие способности учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

Программа расчитана на детей в возрасте 10-11 лет. Занятия проводятся в форме познавательных и ролевых игр, путешествий, практических занятий, микроисследований, праздников, викторин. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.


3.Место курса в учебном плане


На изучение курса отводится 1час в неделю, 34 часа в год.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе 6 представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач; 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные: владение базовым понятийным аппаратом: цепочка (конечная последовательность); мешок (неупорядоченная совокупность); одномерная и двумерная таблицы; круговая и столбчатая диаграммы; утверждения, логические значения утверждений; исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения; дерево, понятия, связанные со структурой дерева; x игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не; использование имён для указания нужных объектов; использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном по(рядке; выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения; использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры; построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»; построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации; использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма; *ИКТ- квалификация: подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией; создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ; заполнение учебной базы данных; создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА


Правила игры. 2ч

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами). Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и разли чие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением. Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. Области 3ч

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Бусины 3ч.

Одинаковые и разные бусины. Все, каждый.

Цепочка 6ч.

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Пнятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

Мешок 5ч.

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла. Язык Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Основы теории алгоритмов. Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию.

Исполнитель Робик 6 ч.

Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепоч( ка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево 6ч.

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения. Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией 3ч

Турниры и соревнования — правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. При меры игр с полной информацией: «Крестики -нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Чтение таблицы.



6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Виды деятельности

Правила игры 2ч.

Раскрась как хочешь. Цвет. Правила раскрашивания.

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений). Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Области 3ч

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Проект «Разделяй и властвуй»

Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом.Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи».

Работать в паре: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

Бусины 3ч.Одинаковые и разные бусины. Все, каждый.

Проект «Фантастический зверь».

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин.

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей). Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

Цепочка 6ч.

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Понятия раньше/позже. Длина цепочки. Цепочка цепочек.

Проект «Открытка».


Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки. Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов

Мешок 5ч.

Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки.Таблица для мешка.Проект «Одинаковые мешки»

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки.

Работать в паре: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).

Дерево 6ч.

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Проект «Определение дерева по веточкам».


Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия. Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.

Исполнитель Робик 6 ч.

Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Конструкция повторения. Цепочка выполнения программы Робиком. Проект «Турниры и соревнования»

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель). Выполнять программы для Робика — строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции. Работать в паре: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Игры с полной информацией 3ч

Круговой турнир. «Крестики -нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре.

Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки — строить партию игры и цепочку позиций партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места









7. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2014.

2. Программы внеурочной деятельности. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2011.

3.Т.А.Рудченко,А.Л.Семёнов. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г.

4.А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч 1. М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013 г.

5. А.Л.Семёнов, Т.А. Рудченко. Информатика. 3-4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч 2. М. Просвещение, Институт новых технологий, 2013 г.

6. Ноутбук.

7. Настольные игры.




Календарно – тематическое планирование.

№ п\п

Тема

Дата план

Дата факт

1

Раскрась как хочешь.



2

Цвет правила раскрашивания.



3

Области. Одинаковые. Разные.



4

Обведи. Соедини.



5

Проект «Разделяй и властвуй».



6

Бусины. Одинаковые, разные бусины.



7

Все, каждый.



8

Проект «Фантастический зверь».



9

Цепочка.



10

Одинаковые и разные цепочки.



11

Бусины в цепочке. Раньше, позже.



12

Длина цепочки.



13

Цепочка цепочек.



14

Проект «Открытка».



15

Мешок. Одинаковые и разные мешки.



16

Мешок бусин цепочки.



17

Таблица мешка.



18

Таблица мешка.



19

Проект «Одинаковые мешки».



20

Дерево. Следующие вершины, листья.



21

Предыдущие вершины.



22

Уровень вершины дерева.



23

Путь дерева. Все пути дерева.



24

Деревья потомков.



25

Проект «Определение дерева по веточкам»



26

Робик. Команды для Робика.



27

Программа для Робика.



28

Робик. Конструкция повторения.



29

Цепочка выполнения программы.



30

Цепочка выполнения программы.



31

Проект «Турниры и соревнования»



32

Круговой турнир. «Крестики-нолики», «Камешки».



33

Игры «Ползунок», «Сим». Выигрышная стратегия.



34

Выигрышные и проигрышные позиции.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!