Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебные камешки»
Программное содержание:
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Дать и уточнить знания с опорой на опыты.
Вызвать радость открытий полученных из опытов.
Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами
Развивать сенсорные способности.
Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
Активизация словаря: камень, твердый, гладкий, шероховатый и т. д.
Материал и оборудование: шапочки, корзинка ощущений, различные камни, миска с водой, лупы, салфетки, тарелочки ,фломастеры , ватман.
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке, собирание коллекции камней, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног, рассматривание иллюстраций с изображением гор и горных ландшафтов, чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, сядьте удобно. Вздохните грудью через нос, выдохните через рот. Настройтесь на работу.
-В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. И работают в этой горе семь гномов ,А добывают они камни. Они знают, что мы с вами всё любим исследовать и рассматривать. В эту корзину ощущений гномы положили свои богатства и предлагают отгадать, что это за богатства.
- Дети, надо на ощупь определить, что находится внутри.
Воспитатель:
-Так какие богатства нам прислали вам гномы?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
-Вы сегодня не просто ребята, а учёные, и мы находимся в научной лаборатории. Для того, чтобы проводить опыты нам надо надеть шапочки. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас мы с вами вспомним, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа: глаза, уши, пальцы.)
- Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе тарелочки. Самыми первыми работают наши глаза.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель:
-Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?
Предполагаемые ответы детей.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные .И сейчас мы на доске обозначим ,что камни бывают разного цвета и разной формы.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: спрашивает: “Все камни одинакового размера?”
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.
-А теперь найдите самый маленький.
Предполагаемые ответы детей.
Аналогично предлагаю найти самый красивый (по их мнению) и самый невыразительный, простой камень.
Воспитатель:
-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Воспитатель: Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. Обозначим на доске ,что камни бавают разного размера.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»
Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь
Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки
вокруг пальца другой
Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы
правой и левой руки
И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого
пальца
Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь
Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки
На замочек их закрою - образуют замок
И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?
- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?
Дети:
-Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?
Выслушиваю любые ответы.
-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их.
-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?
Предполагаемые ответы детей.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Обозначение на доске.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Предполагаемые ответы детей.
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.
Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Воспитатель: Коллеги, давайте продолжим свои опыты.
- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.
-А что делают весами?
Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Могут быть очень тяжёлыми ,не подвижными. Обозначение на доске.
-Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Ответы детей.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? Какие камни в тарелочке, что нам нужно сделать ,чтобы камень стал теплым.
Предполагаемые ответы детей.
(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Обозначение на доске.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?
(Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта).
Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.) Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 6)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней?
(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок снимают шапочки, воспитатель поощряет детей.