СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воображение психология

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воображение психология»

Воображение  – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение -погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок, представлений. Воображение -процесс созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание.
  • Воображение  – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.
  • Воображение -погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок, представлений.
  • Воображение -процесс созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание.
Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышл е нием, речью и вниманием. Ведь для того, ч тобы четко себе что – то представить, н еобходимо обл а дать полной информацией об и нтересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлят ь . Если восприятие создаёт нам образы предметов и явлений, которые непосредственно в идимы во внешнем мире, т о воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже име ю щихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в и ные миры, переноситься в сво ё будущее или возвращаться в прошлое.

Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышл е нием, речью и вниманием. Ведь для того, ч тобы четко себе что – то представить, н еобходимо обл а дать полной информацией об и нтересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлят ь . Если восприятие создаёт нам образы предметов и явлений, которые непосредственно в идимы во внешнем мире, т о воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже име ю щихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в и ные миры, переноситься в сво ё будущее или возвращаться в прошлое.

  • Все, что когда-либо было создано человеком, вначале появилось в его воображении .

Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения».

В И Д Ы  В О О БР А Ж Е Н И Я (ПО СТЕПЕНИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ)   В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное ( сновидения ). Преднамеренное  воображение  активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее , творческое , мечта .  Воссоздающее воображение  работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

В И Д Ы В О О БР А Ж Е Н И Я (ПО СТЕПЕНИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ)

  • В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное ( сновидения ).
  • Преднамеренное  воображение  активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее , творческое , мечта .  Воссоздающее воображение  работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.
Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством . Например: Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины. Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством . Например:

Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги?

Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

М ечта Творческое воображение  формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является  мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого,  нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к  уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

М ечта

  • Творческое воображение  формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является  мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого,  нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к  уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.
 ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ   Агглютинация.  Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа. Акцентирование.  Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем. Гиперболизация.  Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.

ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ

  • Агглютинация.  Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование.  Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация.  Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Типизация.  Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ. Схематизация.  Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.   Обострение.  Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов. Перенос признаков.  Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого. Приемы воображения  влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ

  • Типизация.  Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация.  Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  •   Обострение.  Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков.  Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения  влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; аффективная (регулирование эмоциональных состояний); планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

  • представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • аффективная (регулирование эмоциональных состояний);
  • планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
Индивидуальные особенности воображения Широта- количество образов, которые способен создать человек. Критичность- определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью . Сила- степень яркости возникающих образов

Индивидуальные особенности воображения

  • Широта- количество образов, которые способен создать человек.
  • Критичность- определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью .
  • Сила- степень яркости возникающих образов
Развитие воображения у детей Примерно к 5ти годам дети имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните  НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка  позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам дети имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните  НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка  позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его
  • Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его " коняшку ", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав : “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Детский возраст –возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики. Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире.
  • Детский возраст –возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики. Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире.
 Симптомы Расстройства восприятия и воображения   В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом. Гиперестезия  - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий. Гипостезия  - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

Симптомы Расстройства восприятия и воображения

В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.

Гиперестезия  - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

Гипостезия  - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

Анестезия  - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств. Сенестопатий  - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода.

Анестезия  - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

Сенестопатий  - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода.

Парестезии  - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Типично для соматических заболеваний.  Фантом-синдром  отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью. Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации. Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.

Парестезии  - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Типично для соматических заболеваний.

Фантом-синдром  отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

  • Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации. Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.

Дислексия

Основные свойства, характерные для дислектиков – это высокая степень осознанности окружающей обстановки, любопытство, развитая интуиция и проницательность. Такие дети думают и воспринимают действительность в многомерном представлении, используя все органы чувств, они могут воспринимать мысли как реальность и имеют яркое воображение.

Если эти способности не подавлены и не загублены воспитательным процессом, то они дадут в результате как минимум две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности.

Открытие сделали психологи из Мидлсекского университета в Лондоне. Они заявили, что могут объяснить причины гениальности отдельных выдающихся мастеров и непреходящую ценность их работ. По версии ученых, именно такое заболевание, как дислексия, зачастую отличает художника-ремесленника от первоклассного мастера.

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Эта болезнь характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

 По результатам исследования ученые сделали вывод, что дислектики компенсируют фонологические языковые проблемы развитием пространственного восприятия. «Кроме того, многие дислектики предпочитают решать проблемы в первую очередь головой, крепко все обдумывая, а не языком. Это развивает те необходимые черты, которые приводят к успеху в художественных, творческих профессиях», - говорит доктор Никола Брунсвик, ведущий автор работы.  Возможно, именно дислексия приводит пространственное восприятие к новому качеству. Дислексия принесла много житейских неприятностей самым известным художникам. В частности, от этой болезни страдали Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо, Роден и Энди Уорхол. Возможно, что именно дислексия сыграла основную роль в становлении великих изобретателей вроде Томаса Эдисона и ученых — например, Майкла Фарадея.  Кстати, Леонардо Да Винчи страдал еще и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, также он писал справа налево. А Пикассо, имевший серьезные проблемы с чтением, немало испытал от этого в школьные годы...

По результатам исследования ученые сделали вывод, что дислектики компенсируют фонологические языковые проблемы развитием пространственного восприятия. «Кроме того, многие дислектики предпочитают решать проблемы в первую очередь головой, крепко все обдумывая, а не языком. Это развивает те необходимые черты, которые приводят к успеху в художественных, творческих профессиях», - говорит доктор Никола Брунсвик, ведущий автор работы.

Возможно, именно дислексия приводит пространственное восприятие к новому качеству. Дислексия принесла много житейских неприятностей самым известным художникам. В частности, от этой болезни страдали Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо, Роден и Энди Уорхол. Возможно, что именно дислексия сыграла основную роль в становлении великих изобретателей вроде Томаса Эдисона и ученых — например, Майкла Фарадея.

Кстати, Леонардо Да Винчи страдал еще и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, также он писал справа налево. А Пикассо, имевший серьезные проблемы с чтением, немало испытал от этого в школьные годы...

ЛЕВ (ЛЬВИЦА) ОБЕЗЬЯНА Увидеть сначала голову льва означает, что у человека — практичный ум. Этот человек склонен обдумывать свои решения, прежде чем их принимать. Он добивается хороших результатов в знаниях, которые требуют внимательности. Человек увидевший обезьяну имеет творческий состав ума, всегда спрятаны в запасе хорошие идеи. Следует не бояться и реализовывать их. Но для начала, следует попробовать научить себя организовать.  Бывает и такое, что человек любит быть главным во всем. Но, иногда нужно прислушиваться к мнениям и других, и стоит научиться слышать людей. Благодаря этому можно будет получить новые навыки и узнать что-то новое для себя.  Эти люди очень решительны, они могут выпутаться из любой ситуации. А все это потому, что человек имеющий хорошее воображение сможет найти выход всегда. Многие не обращают внимание, что творится вокруг, это их большая ошибка. Не всегда есть смысл закрыться в своем мире и не высовывать нос. Стоит быть более открытым.

ЛЕВ (ЛЬВИЦА)

ОБЕЗЬЯНА

  • Увидеть сначала голову льва означает, что у человека — практичный ум. Этот человек склонен обдумывать свои решения, прежде чем их принимать. Он добивается хороших результатов в знаниях, которые требуют внимательности.
  • Человек увидевший обезьяну имеет творческий состав ума, всегда спрятаны в запасе хорошие идеи. Следует не бояться и реализовывать их. Но для начала, следует попробовать научить себя организовать.

Бывает и такое, что человек любит быть главным во всем. Но, иногда нужно прислушиваться к мнениям и других, и стоит научиться слышать людей. Благодаря этому можно будет получить новые навыки и узнать что-то новое для себя.

Эти люди очень решительны, они могут выпутаться из любой ситуации. А все это потому, что человек имеющий хорошее воображение сможет найти выход всегда. Многие не обращают внимание, что творится вокруг, это их большая ошибка. Не всегда есть смысл закрыться в своем мире и не высовывать нос. Стоит быть более открытым.

КОНЕЦ

КОНЕЦ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!