- Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.
- Воображение -погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок, представлений.
- Воображение -процесс созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание.
Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышл е нием, речью и вниманием. Ведь для того, ч тобы четко себе что – то представить, н еобходимо обл а дать полной информацией об и нтересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлят ь . Если восприятие создаёт нам образы предметов и явлений, которые непосредственно в идимы во внешнем мире, т о воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже име ю щихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в и ные миры, переноситься в сво ё будущее или возвращаться в прошлое.
- Все, что когда-либо было создано человеком, вначале появилось в его воображении .
Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения».
В И Д Ы В О О БР А Ж Е Н И Я (ПО СТЕПЕНИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ)
- В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное ( сновидения ).
- Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее , творческое , мечта . Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.
Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством . Например:
Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги?
Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.
Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.
М ечта
- Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.
ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ
- Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
- Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
- Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ
- Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
- Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
- Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
- Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
- Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- аффективная (регулирование эмоциональных состояний);
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
Индивидуальные особенности воображения
- Широта- количество образов, которые способен создать человек.
- Критичность- определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью .
- Сила- степень яркости возникающих образов
Развитие воображения у детей
Примерно к 5ти годам дети имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.
- Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его " коняшку ", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав : “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”
Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.
- Детский возраст –возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики. Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире.
Симптомы Расстройства восприятия и воображения
В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.
Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.
Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.
Сенестопатий - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода.
Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Типично для соматических заболеваний.
Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.
- Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации. Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.
Дислексия
Основные свойства, характерные для дислектиков – это высокая степень осознанности окружающей обстановки, любопытство, развитая интуиция и проницательность. Такие дети думают и воспринимают действительность в многомерном представлении, используя все органы чувств, они могут воспринимать мысли как реальность и имеют яркое воображение.
Если эти способности не подавлены и не загублены воспитательным процессом, то они дадут в результате как минимум две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности.
Открытие сделали психологи из Мидлсекского университета в Лондоне. Они заявили, что могут объяснить причины гениальности отдельных выдающихся мастеров и непреходящую ценность их работ. По версии ученых, именно такое заболевание, как дислексия, зачастую отличает художника-ремесленника от первоклассного мастера.
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Эта болезнь характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.
По результатам исследования ученые сделали вывод, что дислектики компенсируют фонологические языковые проблемы развитием пространственного восприятия. «Кроме того, многие дислектики предпочитают решать проблемы в первую очередь головой, крепко все обдумывая, а не языком. Это развивает те необходимые черты, которые приводят к успеху в художественных, творческих профессиях», - говорит доктор Никола Брунсвик, ведущий автор работы.
Возможно, именно дислексия приводит пространственное восприятие к новому качеству. Дислексия принесла много житейских неприятностей самым известным художникам. В частности, от этой болезни страдали Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо, Роден и Энди Уорхол. Возможно, что именно дислексия сыграла основную роль в становлении великих изобретателей вроде Томаса Эдисона и ученых — например, Майкла Фарадея.
Кстати, Леонардо Да Винчи страдал еще и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, также он писал справа налево. А Пикассо, имевший серьезные проблемы с чтением, немало испытал от этого в школьные годы...
ЛЕВ (ЛЬВИЦА)
ОБЕЗЬЯНА
- Увидеть сначала голову льва означает, что у человека — практичный ум. Этот человек склонен обдумывать свои решения, прежде чем их принимать. Он добивается хороших результатов в знаниях, которые требуют внимательности.
- Человек увидевший обезьяну имеет творческий состав ума, всегда спрятаны в запасе хорошие идеи. Следует не бояться и реализовывать их. Но для начала, следует попробовать научить себя организовать.
Бывает и такое, что человек любит быть главным во всем. Но, иногда нужно прислушиваться к мнениям и других, и стоит научиться слышать людей. Благодаря этому можно будет получить новые навыки и узнать что-то новое для себя.
Эти люди очень решительны, они могут выпутаться из любой ситуации. А все это потому, что человек имеющий хорошее воображение сможет найти выход всегда. Многие не обращают внимание, что творится вокруг, это их большая ошибка. Не всегда есть смысл закрыться в своем мире и не высовывать нос. Стоит быть более открытым.
КОНЕЦ