Тема урока: «Вооружённые силы Российской Федерации — защита нашего Отечества».
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли и значении Вооружённых сил РФ в обеспечении безопасности государства и его граждан.
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей возникновения и развития Вооружённых сил Российской Федерации;
объяснить роль армии в защите национальных интересов России;
воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
План урока:
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация знаний (5 минут).
Изучение нового материала (20 минут):
Закрепление изученного материала (10 минут).
Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку и отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Оборона государства — это комплекс политических, экономических, социальных и военных мер, направленных на защиту страны от внешних и внутренних угроз. Оборона включает в себя обеспечение территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
Для любой страны могут возникать различные угрозы, такие как: военные конфликты, терроризм, экономические кризисы, природные катастрофы и другие чрезвычайные ситуации. Также существуют угрозы информационной безопасности, связанные с кибератаками и распространением дезинформации.
Государство обеспечивает свою безопасность через различные меры, включая укрепление военной мощи, развитие экономики, поддержание правопорядка и социальной стабильности, а также сотрудничество с другими странами в рамках международных организаций и соглашений. Важную роль играют также разведка и контрразведка, направленные на предотвращение и нейтрализацию потенциальных угроз.
Ответы учащихся обсуждаются, учитель подводит итоги обсуждения.
3. Изучение нового материала.
Учитель рассказывает учащимся о истории возникновения и развития Вооружённых сил Российской Федерации, что такое Вооружённые силы, какие задачи они выполняют.
Вооружённые силы — это государственная военная организация, предназначенная для защиты суверенитета и территориальной целостности страны, а также для обеспечения её военной безопасности. Они состоят из различных видов войск, которые имеют свои особенности и предназначение.
Задачи Вооружённых сил:
отражение агрессии, направленной против государства;
вооружённая защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
выполнение задач в соответствии с международными договорами России;
поддержание боевой готовности и подготовка к ведению боевых действий в целях предотвращения и отражения агрессии против Российской Федерации и её союзников;
обеспечение ядерного сдерживания.
История возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации
На всех этапах существования Российского государства населению постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, направленную на защиту своей земли от иностранных захватчиков. В древности вооруженная борьба за независимость велась только на суше, поэтому основным видом вооруженных сил были сухопутные войска (сначала – княжеские дружины, позже – дворянское ополчение и служилые «по прибору»). По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150 – 200 тысяч воинов.
Основу вооруженных сил в этот период составляли дворянские формирования. Дворяне были военно-служилым слоем, противопоставляемым боярству, которое до XIV в. также активно участвовало в военных походах князей. За военную службу дворяне получали от московских государей поместья – земельные владения с Крестьянами. На протяжении всей жизни дворяне были обязаны нести военную службу, эта почетная обязанность передавалась из поколения в поколение – от дедушки к отцу, от отца к сыну. За долгие годы службы дворяне приобрели навыки воинов-профессионалов.
Основы регулярной русской армии были заложены при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение плохо обученных русских войск в 1700 г. в сражении со шведской армией под Нарвой. Дворянская конница, пехота и драгуны показали на поле боя полную беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 8 тысяч человек и всю артиллерию.
В 1705 г. Петр I окончательно утвердил новую систему комплектования войск. В армию стали набирать по принципу рекрутского набора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило увеличить численность войск, офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для службы также была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских Преображенском или Семеновских полках.
Реформы в области военного строительства принесли России немало побед и в отдельных сражениях, и в целом кампаниях, но были и поражения, среди которых самое значительное — в Крымской войне (1853 — 1856 гг.), вскрывшей военную отсталость России от европейских государств. В 1860 — 1870 гг. в России были проведены военные реформы под руководством Д.А. Милютина. Органы военного управления подверглись значительной реорганизации.
В 1874 г. был утвержден новый Устав о всеобщей воинской повинности. С этого времени рекрутские наборы в армию были отменены. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население в возрасте 21 — 40 лет.
Зачисление на службу производилось по жребию. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе (на флоте — 10 лет, из них 7 лет на службе и 3 года в запасе).
Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Было признано необходимым грамотность солдат, обучение их чтению и письму стало обязательным. Расширилась сеть специальных военных учебных заведений.
В 1911 г. была введена допризывная военная подготовка. Закон о воинской повинности 1912 г. расширил льготы по образованию для военнослужащих, сроки службы в пехоте и артиллерии были сокращены до трех лет.
Первая мировая война показала недостаточную подготовку русской армии, что привело к ее поражению в войне и революции.
Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала ее вооруженные силы. Правительству советской республики пришлось создавать армию с учетом нового общественного устройства страны, международной обстановки и материальных возможностей.
Основным ядром новых Вооруженных сил стала Красная армия, а ее главным родом войск — пехота. Кавалерия была главным подвижным родом войск. Морские силы страны включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.
В строительстве новых Вооруженных сил со временем был использован опыт русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В сентябре 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, а в 1939 г. — Закон о всеобщей воинской обязанности. Призиву подлежали наниматься, достигшие 19 лет, а те, кто окончил среднюю общеобразовательную школу, призывались раньше — c 18 лет. В сухопутных войсках служили 3 года, в ВМФ — 5 лет. В армии были введены воинские звания, боевые награды, установлена строгая дисциплина.
В середине 1950-х гг. началось коренное преобразование Вооруженных сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими современными видами оружия и военной техники. В частности, в 1960 г. были созданы ракетные войска стратегического назначения.
В 1967 г. был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Срок службы в сухопутных войсках сократился до двух лет, на флоте – до трех лет. Лица, имеющие высшее образование, служили один год. Изменение в этот закон вносились в 1980, 1985 и 1989 гг.
После распада СССР в 1991 г. началось строительство Вооруженных сил РФ. Точкой отчета считается соответствующий Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 (РГ 92-106). Согласно указу, в состав ВС были включены все органы военного управления, все объединения, соединения, воинские части, все учреждения, организации, военно-учебные заведения бывшего СССР, расположенные на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся к моменту подписания данного документа под ее юрисдикцией.
Почти все время своего существования Вооруженные силы новой России находились в стадии реформирования. Из важнейших законов следует назвать: «О воинской обязанности и воинской службе» (1998 г.), «О статусе военнослужащих» (1998 г.), Положение о порядке прохождения военной службы (1999 г.). В каждом из этих документов вносились изменения. Очередной этап военной реформы завершился 16 ноября 2004 г. В октябре 2008 г. было объявлено о начале нового этапа, который, по мнению авторов, должен привести к коренному изменению облика российской армии.
4. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания:
Назвать основные задачи Вооружённых сил.
Назвать основные этапы развития российской армии.
Рассказать о роли армии на каждом историческом этапе.
Учащиеся выполняют задания, учитель корректирует ответы.
5. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.