СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воплощение служения людям как высшего предназначения в образе главного героя рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воплощение служения людям как высшего предназначения в образе главного героя рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»»»

Тема урока: «Воплощение служения людям как высшего предназначения в образе главного героя рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цели урока:

Образовательные:

- совершенствовать навыки работы с текстом и умения анализировать, обобщать;

- закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

- донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.


Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и навыки самооценки;


Воспитательные:

- воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям;

- пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.


Задачи:

- формировать умение анализировать текст, понимать авторский замысел;
- воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию, способствовать формированию таких нравственных качеств как доброта, любовь, сострадание, милосердие.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- знать содержание прочитанного произведения;

- применять навык анализа эпического произведения;

-расширение теоретико-литературных представлений.

Метапредметные результаты:

- развивать речевое поведение;

- развивать коммуникативную компетенцию;

- развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- уметь анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), определять новые цели и задачи на основе результатов работы.


Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст рассказа; рабочая тетрадь; наглядность.

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования.

Средства обучения: учебник под редакцией В.Я. Коровиной и др., толковый словарь, текст рассказа «Чудесный доктор», портрет А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, раздаточный материал, иллюстрации к рассказу.


Ход урока



А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Ольга Высоцкая


I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, приготовьтесь к работе.


II. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Сегодня мы продолжаем с вами работать над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке.

- Назовите это произведение и его автора. (А. И. Куприн «Чудесный доктор)

  • Ответить на вопросы:

1. В каком городе происходит действие рассказа? (Киев)

2. Как звали мальчиков? (Володя, Гриша)

3. Назовите фамилию семьи, о которой идет речь? (Мерцаловы)

4.Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети? (Относили письмо)

5. Как звали швейцара? (Савелий Петрович)

6. Какие мысли одолевали отца семейства в заснеженном парке? (О самоубийстве)

7. Кого он встретил в заснеженном парке? (Доктора Пирогова)

8. Где еще раз удалось детям встретиться с «чудесным доктором»? (На его похоронах)


  • «Чей портрет?»

- «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца».

(Мерцалов)


- «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки».

(Мать Елизавета Ивановна.)


- «…старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий». (Доктор Пирогов)


Работа с эпиграфом. Учитель зачитывает эпиграф.


- Как вы понимаете слова Ольги Высоцкой?

- А в рассказе «Чудесный доктор» оставил ли кто-то след в чьей-то душе?

- Почему?


  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Запишите в тетради тему урока.

«Воплощение служения людям как высшего предназначения в образе главного героя рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»».


Так звучит тема сегодняшнего занятия, поэтому ключевыми понятиями на нашем уроке будут… Помогайте мне!

- Доброта, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание (учитель размещает эти слова на доске)

- Давайте определим цели и задачи сегодняшнего урока.


Словарная работа.

- Что же обозначают эти слова? (Ответы детей)


Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.


Они обозначают сопереживание, стремление помочь нуждающимся.


- Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся? (Мы рождаемся одинаковыми. И только от нас зависят наши поступки)


- Ответьте мне на вопрос (Проблемный вопрос):

- Нужны ли в жизни милосердие, сострадание, сочувствие, доброта?


-Вот мы и постараемся эту мысль доказать, проанализировав произведение Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».


  1. Первичное закрепление.

Работа с текстом

— Это вымышленный рассказ или события, отражённые в нем, произошли с героями произведения на самом деле? (События реальные и хранятся свято в семье).

- Почему вы так решили? Где, в каком городе происходили события? Когда? (В Киеве зимой, 6 января, в сочельник, задолго до написания рассказа)

- От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых? (От лица рассказчика)

-А сам рассказчик от кого узнал? (от одного из членов семьи Мерцаловых, Григория Мерцалова)

-Как называется такая композиция рассказа, когда в одном произведении два рассказчика? (Рассказ в рассказе. Сам рассказчик услышал историю судьбы героев и решил о ней написать рассказ)

- Давайте, ребята, обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения. (Два брата, Володя и Гриша Мерцаловы, по поручению мамы должны были отнести письмо барину, у которого их отец работал управляющим домом до болезни).

- Почему они забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?

Обратимся к иллюстрации.

- (Володя и Гриша очень долго стояли у красивых праздничных витрин магазинов и не могли оторвать глаз от изобилия различной еды. Столько еды давно им не приходилось видеть, не то, что есть).


Работа с эпизодами рассказа.

- Давайте вспомним, как выглядели праздничные улицы. Для этого мы обратимся к таблице, в которой есть описание праздничной улицы. Вы прочитайте внимательно и подчеркните прилагательные-определения, которые помогают описать и передать праздничное настроение.


В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживлённые толпы.

Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких,

сияющих пятен, слышны звуки веселой польки

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки,

наполняли окраины города. Грязный двор с ветхим домом стоял особняком. В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно,

стены закоптелые, плачущие от сырости, развешено грязное белье. Стоял ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка.

На грязной постели больная девочка. Сердце сжималось от острого, недетского страдания.


Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?

Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?


Радость, веселье, праздничное ликование,

счастье

Горе, несчастье, страдание


- Какие чувства испытывают мальчики? (Семья переживает очень сложный период, они бедствуют. Отец заболел брюшным тифом, потерял из-за этого работу, не стало денег, умерла одна сестра, другая тяжело заболела, нет денег ни на лекарства, ни на еду).


- Где жила семья Мерцаловых?

(На окраине города, в подземелье, в ветхом доме, в подвале каменном.)


Снова обратимся к таблице, в которой есть описание окраин города и комнаты Мерцаловых.


-А теперь сравните две части таблицы. Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе? (Антитеза –противопоставление)

-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых? (На фоне жизни богатых людей нищета семьи Мерцаловых выглядит очень плачевно)



  1. Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих, вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.



  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа с текстом

  • Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.46.

  • Опишите изображённую на иллюстрации ситуацию.



- Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем (стр.11-12)


- Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.

- В чем же проявляется «чудесность» доктора?

Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого. (стр. 11-12)

- Давайте найдём в тексте определения, которые подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Работа в тетрадях.

Составление кластера





Чудесный доктор




- Под руководством «чудесного доктора» всё меняется как в сказке, семья возвращается к жизни.

- Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?


- Давайте послушаем рассказ об этом (пересказ эпизода «Доктор у Мерцаловых в подземелье»).

- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?

- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?

-Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя? (Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

- А это, ребята, ещё одна характерная черта проявления милосердия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу людям, не думая о вознаграждении. 

-Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых? (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).  

-Просто чудо совершил этот святой человек. Что означает слово “святой”? (Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

-Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.). Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

Беседа.

- Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.


- Тема нашего урока - «Воплощение служения людям как высшего предназначения в образе главного героя рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»».

- Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или….


… Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?


Работа в тетрадях

Учащиеся составляют рецепт Пирогова

Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце: 

Доброта

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

А главное, никогда не падать духом!


 –Итак, какую же роль сыграл Н.И. Пирогов в жизни семьи Мерцаловых, и как в дальнейшем сложилась судьба каждого члена семьи? (Доктор помог семье в трудную минуту. Страшно подумать, что произошло бы с семьёй, если бы он не встретился с Мерцаловым.) Зачитывается последний абзац рассказа о судьбе героев.

Давайте вернёмся к вопросу, заданному мной в начале урока.


Проблемный вопрос: Нужны ли в жизни милосердие, сострадание, сочувствие, доброта? Нужно ли следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?


-Как ответить на него?

-Встречали ли вы в жизни проявление этих качеств? (врачи при пандемии…)

-Как вы думаете, нужно ли с таких людей брать пример?



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Подготовиться к написанию отзыва по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор?

(В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности. Никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса).



– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни? (Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих).

А теперь, чтобы подвести итог нашей беседе, давайте составим синквейн

Составление синквейна по рядам

1 ряд

Спасение
Сердечное, бескорыстное.
Жертвует, восхищает, вознаграждает

Жизнь вокруг становится ярче.

Чудо



2 ряд

Чудо

Внезапное, неожиданное

Утешает, помогает, бодрит

Нужно обязательно верить в чудеса

Спасение



3 ряд

Чудесный доктор

Сердечный, бескорыстный

Сострадает, помогает, лечит

Служит примером для всех

Чуткость


- Давайте посмотрим, что у вас получилось

- Ребята, давайте послушаем замечательные стихи, которые так подходят к теме нашего урока. Пусть они будут для каждого из вас жизненным девизом.

Учащиеся читают наизусть стихотворения.

1.Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому -то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

2. Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

- РебятаПусть сердце каждого из вас будет таким же большим, любящим и открытым. Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы! (Выставляются оценки)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!