СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 87. Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад». 2. Характеристика образов Пети Трофимова и Ани Раневской.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 87. Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад»»

Вопрос № 87. Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад»



Пьеса Чехова "Вишневый сад" отражает именно такую переломную эпоху - время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла... Кто знает, быть может, это - затишье перед бурей? Никто не знает ответа, но все чего-то ждут... Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, предчувствуя конец своей жизни, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная... Какой же будет она, эта новая жизнь?

Сад – это то, что существовало всегда, еще до рождения Фирса, Лопахина, Раневской, в нем воплощена высшая правда жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои. Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь! Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте, с ними ничего не происходит.

В пьесе нет никакого действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют...

Чехов дает почувствовать текучесть, временность настоящего: приход буржуазии — нестойкая, преходящая победа. Настоящее как бы размыто и со стороны прошлого, и со стороны будущего. Тема будущего связана с образами "беглецов" из прошлого — Пети Трофимова и Ани. Образы их, словно намеченные контуром, в чем-то "недоделанные", таят в себе дух утопии, несут черты "недовоплощенного" будущего.

Характеристика образов Пети Трофимова и Ани Раневской

Трофимов Петябывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Разночинец. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Герой красиво проповедует веру в непременное наступление луч­шего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет исти­ну». Он обличает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует рос­сийскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, склонен к деклама­ции, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней он говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» Опять же, как и Гаев, он призывает Аню ве­рить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает его в душевной близорукости, когда он, уте­шая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что он только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил, только судьба бросает его с места на место. Повторяя любимое слово Фирса, она назы­вает его недотепой и гимназистом второго класса. На ироничес­кий вопрос Лопахина, дойдет ли он до «высшей правды», Т. уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». В финале он разыскивает забытые галоши, которые ста­новятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

«Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеете надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас…я силён и горд. Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах». Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо.

Аня — дочь Раневской, 17 лет. Увлечена студентом Петей Трофимовым и находится под его влиянием. Под воздействием его рассуждении о том, что нужно искупить прошлое страдани­ем и непрерывным трудом, говорит, что уже не любит вишнево­го сада, как прежде, и что непременно уйдет из дома. Утешая мать после продажи имения, декламирует так же, как и Трофи­мов: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...» — и т. д., в ней есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радует­ся отъезду из старого дома, потому что «начинается новая жизнь». Привлекательны ее решительность и энтузиазм, но в то же время в них есть привкус возможного разочарования: слиш­ком легко и безоглядно верит она Трофимову, который много и красиво декларирует свои убеждения, хотя ничем пока не под­твердил их.

Еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. После продажи имения говорит матери: «Мы будем читать в осенние вечера, прочтём много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…» Она искренне верит в то, что всё изменится к лучшему.



Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот "вечный студент" не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, "который поедает все, что попадается ему на пути". По его мнению, лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. "Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!" – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?

Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни...”

"Вечный студент" Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки – праздность, лень, пассивность – и призывает к активности, к труду, проповедуя"высшую правду". Он утверждает, что непременно найдет для себя и укажет другим "путь, как дойти" до нее, до этой высшей правды. Но в жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается "недотепой", который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его рассеянности. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети, восторженно восклицает: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого". Она легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у нее – "светлое будущее". Но слишком призрачна и неопределенна эта новая жизнь, которую так ждут Петя и Аня.

"Вся Россия - наш сад", - говорит Петя Трофимов, но если он с такой легкостью отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и теперь, в этом саду, то с и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и счастье.

Обычно тему будущего связывают именно с молодыми героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней Раневской. Но при всей симпатии к ним нельзя утверждать, что именно они станут творцами новой жизни. В недотепе и "облезлом барине" (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!