Вопрос № 99. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Трагическая история жизни и любви Желткова. Тема социального неравенства в повести, психологизм в изображении героев
Желтков Г. С. (видимо, Георгий — «пан Ежий») — появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта — получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.
То был подарок от незнакомого тогда Вере Желткова, который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Желтков объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Желтков раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньяк может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Желтков поразил Шеина при встрече своей искренностью. Желтков, испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Желтков убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Желткова, сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Желткова. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое».
Князь Шеин признается: Желтков не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Желтковым. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого Ж. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение».
Дома Вера застала знакомую пианистку — Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Желткову самым совершенным — «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».
Тема социального неравенства
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» — о любви. Здесь получается своеобразная вариация на тему известного романса «Он был титулярный советник, она генеральская дочь...» Однако в основу повести положен реальный случай. В письме к редактору журнала «Мир Божий» Ф.Д. Батюшкову Куприн в октябре 1910 г. сообщал: «Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильно). Пока только придумал эпиграф...»
Работа над повестью сильно повлияла на душевное состояние Александра Ивановича. И через два месяца он писал тому же корреспонденту о будущем «Гранатовом браслете»: «Не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю, — плачу. Недавно рассказывал одной хорошей актрисе — плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». Куприн просто сжился со своими героями, и их переживания стали его переживаниями. Писатель сочувствовал страданиям «маленького человека».
Любовь — она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем и работой,
И жизнью жертвуем самой!
О.Высоцкая
Книги, как люди, имеют свою судьбу. Судьба книг А.И.Куприна завидна. Жизнь у них долгая, любовь народа, читателей к ним велика. Чем же дороги нам произведения этого писателя? Прежде всего тем, что он поднимает в них «вечные», общечеловеческие проблемы: смысла жизни, положения человека в обществе, любви.
В появившейся в 1911 году повести «Гранатовый браслет» Куприным воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека». Великий дар любви писатель откроет в самой обыденной обстановке, в сердце простого, ничем не примечательного с виду человека, бедного чиновника контрольной палаты Желткова, безнадёжно и безответно влюблённого в княгиню Веру, жену предводителя дворянства. Мир пошлости, сытого самодовольства, в котором живут предводитель дворянства князь Василий Львович Шеин и его жена Вера Николаевна, будет поколеблен прекрасным и всепоглощающим, хотя и безответным, чувством, которое, как огромное счастье, испытал главный герой повести.
Это счастье продолжалось восемь лет, пока Желтков не подарил своей возлюбленной семейный талисман – гранатовый браслет. У княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы», не питает она каких-либо сильных чувств и к своему загадочному поклоннику. Однако такое внимание ей до некоторой степени льстит. Вера думает, что письма Желткова — всего лишь невинная шутка. Она не придает им того значения, которое придает ее брат Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, товарищ прокурора.
Он, как и другие столпы местного светского общества, расценивает присылку браслета как нарушение всех и всяческих приличий. Николай Николаевич устанавливает личность бедного влюбленного и вместе с мужем Веры, князем Василием Львовичем, приходят на квартиру к Желткову и делают ему унизительный выговор: «...Последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что... я сразу угадал в вас благородного человека». Однако игру в благородство товарищ прокурора продолжал недолго, и Николай Николаевич зловеще проговаривается; «Видитe ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уйдет... Врываться в чужое семейство...»
Люди типа Тугановского не верят в чистую, платоническую любовь Желткова, подозревая его в пошлейшем адюльтере. Он же говорит Вериному мужу: «Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда...» Желтков не смог даже увидеться в последний раз со своей возлюбленной, та лишь заявила в телефонном разговоре, что ей эта история уже надоела.
И Желтков написал Вере прощальное письмо: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах ив глазах Вашего брата... Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...»
После визита мужа Веры к Желткову он «покончил жизнь самоубийством», оставив княгине прощальное письмо: «...Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас... Я проверил себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова. Любовь для Желткова — это в том числе и лекарство от одиночества. Ведь ничего в жизни, кроме любви к Вере, для него фактически не существует — ни друзей, ни иных женщин, ни семьи, ни науки, ни философии, ни служебной карьеры. К тому же, чтобы сделать новую оправу для браслета, Желтков растратил казенные деньги, и ему грозил суд.
Однако не растрата стала причиной самоубийства героя купринской повести. Покончить с собой его вынудило сознание, что невозможность более видеть ту единственную, которую любил, оставит его теперь уже в полном, абсолютном одиночестве.
«Что это: любовь или сумасшествие?» — думает Вера, и ей вспомнились слова Аносова: «Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Муж дал Вере ответ на мучивший ее вопрос: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».
!!! ПСИХОЛОГИЗМ
Когда узнаешь историю трагической любви бедного Желткова, то сначала кажется, что автор противопоставляет ему, человеку одухотворенному, бездушную аристократку Веру Шеину. Но, по-моему, все гораздо сложнее. С первых строк возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Куприн сравнивает увядание природы с душой Веры, которая живет благоразумно в мире, где царствуют привычки, удобные дружеские связи. Понимание прекрасного не чуждо Вере, но оно притупилось, ее душа дремлет. Это спокойствие разрушил Желтков.
При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на дорогие подарки мужа и сестры Анны, она ощущает беспокойство, которое с каждой минутой усиливается и доходит до предчувствия близкой смерти Желткова. Когда же эта развязка наступает и Вера приходит на единственное свидание — прощание с умершим, она вдруг понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее», и опять она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви.
!!!!!
Княгиня сознает вину перед покойным — если бы она не оттолкнула его грубым словом, быть может, не произошло бы непоправимого. Мужа и брата, еще более, чем она, способствовавших происшедшему, Вера Николаевна, вернувшись от желтковской хозяйки, видеть не может.
Она оказывается почти столь же одинока, как и тот, кто ее любил. И только, когда слышит бетховенскую «Аппассионату» в исполнении знакомой пианистки, ощущает, будто с ней говорит приславший гранатовый браслет: «Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе». И сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
Героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, но не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, как подлинно прекрасная женщина, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую.
Величие пережитого простым человеком чувства любви Вера постигает под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье. Неожиданно из ее души музыка вытесняет все мелкое, вселяет ответное страдание. Вот когда пробуждается ее душа. Вера плачет, прижавшись к стволу акации, плачет оттого, что она не сумела разглядеть большой любви, прошедшей мимо нее, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Слезы, очищающие и возвышающие, текли по ее лицу.
Пройдут годы, но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании Куприна, воплощаться в его новых произведениях и передаваться взволнованным читателям. К. Паустовский, почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью...
Пафос произведения – чувство вечной любви, переданное с редкой целомудренностью и трепетностью.
Идейный смысл произведения:
Постижение героиней жизни и смерти в слезах боли, раскаяния, просветления под звуки бетховенской сонаты (прослушать её завещал Желтков)
Музыка, природа, молитва просветляют горечь Веры, благословляя её на верную память об усопшем
Жить = чувствовать, любить.
2