СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос о правде в драме М.Горького "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет детям выявить позиции героев пьесы по отношению к вопросу о правде. Создание проблемной ситуации может побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения. Урок должен способствовать формированию навыков работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос о правде в драме М.Горького "На дне"»











План – конспект

урока литературы

в 11 классе

«Вопрос о правде

в драме М. Горького

"На дне"»























Тема: Вопрос о правде в драме М. Горького "На дне".

Цели: 

Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова; содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»;

совершенствовать навыки работы в группе.



ХОД УРОКА

Эпиграф:

"Каждый, кто любит правду, приходит  к свету;

он не боится обнаружить дела свои".

Леви Х. Доулинг

I. Организ. этап

II. Проверка д/з.

III. Работа по теме урока



1. Вступительное слово учителя

–         Сегодняшний  урок посвящён вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Произведение, которое было создано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.

        Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

          (Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

–         Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает –мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.

        На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова:

План:

  1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.

  2. Как оказался в ночлежке?

  3. Как относится к окружающим?

  4. Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

2. Актуализация опорных знаний

      1)  Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения  этих героев. В течение урока вы можете передумать.

        2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания  литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы.

  • «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)

  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)

  • «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

  • «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)

  • «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

  • «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)

  • «Любить живых надо, живых».  (Лука)

  • «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

  • «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта». Выступления должны быть лаконичными. Отмечайте самое существенное.

3. Выступление учащихся

        Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученикаПервый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.


Выступление первой группы.  «Правда Сатина»

  •  «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»

  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»

  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»                               

Выступление второй группы.  «Правда Бубнова» 

  • «На что мне совесть? Я – не богатый!» 

  • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» 

  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

  • «Все люди на земле лишние…»

  • «Все сказки» 

Выступление третьей группы.  «Правда Луки» 

  • «Христос всех жалел и нам велел».

  • «Во что веришь, то и есть…».

  • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»

  • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

  • «Любить – живых надо…живых…»

  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.

Ролевая игра 

–         Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Представьте, что перед вами девушка, ученица 11 класса, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по некоему предмету  на «2». Помогите ей, исходя из образа персонажа вашей творческой группы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ученики  должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя.   Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов  будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.


V. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение по пьесе «На дне».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!