СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы и задания для самопроверки учащихся по теме "Световые явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы относятся к теоретическому материалу, а задания имеют практический характер.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и задания для самопроверки учащихся по теме "Световые явления"»

Вопросы и задания для самопроверки обучающихся

по теме «Световые явления»


Глазырина Е.В., учитель физики


Предлагаемые вопросы относятся к теоретическому материалу, а задания имеют практический характер.



Свет


Вопросы

1. Что такое свет?

2. Что называется лучом?

3. Какому закону подчиняется распространение света в однородной прозрачной среде?


Отражение света


Вопросы

1. Что такое отражение света?

2. Какое отражение считают а) зеркальным, б) диффузным?

3. Что такое а) угол падения, б) угол отражения?

4. Как читается закон отражения света?

5. Какое определение вы дадите плоскому зеркалу?

6. Каковы характеристики изображения, даваемого плоским зеркалом?


Задания


Вариант I

1. Ответьте на вопрос: «Почему блестят воздушные пузыри в воде?»

2. На рис. I показаны источник света 5, непрозрачное тело А и экран Э.
Изобразите области тени, полутени, света.



3. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 30о (рис. 2). Найдите угол отражения луча.

4. Определите построением точку на зеркале, от которой отражается луч, исходящий из точки А и после отражения от зеркала попадающий в точку В (рис. 3).



5. Постройте изображение предмета АВ, даваемое зеркалом ОО' (рис. 4).


Вариант II

1. Ответьте на вопрос: «Почему луч прожектора виден в тумане хорошо, а в ясную погоду — хуже?»

2. На рис. 5 изображены источник света 5, непрозрачное тело А и экран Э. Постройте области тени, полутени, света.



3. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 50о (рис. 6). Найдите угол падения луча.

4. Найдите построением точку на зеркале, от которой отражается луч, падающий из точки А и после отражения, попадающий в точку В (рис. 7).

5. Постройте изображение предмета АВ, даваемое зеркалом ОО' (рис. 8).


Преломление света

Вопросы

1. Какое явление называют преломлением света?

2. Что такое угол преломлении света?

3. Как читаются законы преломления света?

4. В каком случае угол преломления больше угла падения?


Задания

Вариант I

1. Ответьте на вопрос: «Почему в жаркий день очертания предметов над нагретой почвой кажутся колеблющимся?»

2. Лучи света падают на ряд стеклянных прозрачных деталей (рис. 9). Укажите дальнейший ход луча в каждом случае.



Вариант II

I. Ответьте на вопрос: «На дне реки лежит камень. Его изображение действительное или мнимое?»

2. Луч света падает на ряд стеклянных оптических элементов (рис. 10). Укажите дальнейший ход луча для каждого случая.


Линзы


Вопросы

1. Что называют линзой?

2. Какое определение вы дадите
а) выпуклой линзе, б) вогнутой?

3. Какие виды линз существуют?

4. Каковы характерные точки и линии линзы?

5. Что называется а) фокусом линзы, б) фокусным расстоянием?

6. В каком случае фокус линзы действительный, в каком — мнимый?

7. Что такое оптическая сила линзы?

8. Какова единица измерения оптической силы линзы?

9. В каком случае оптическая сила линзы а) положительная, б) отрицательная?


Задания

Вариант I

1. Ответьте на вопрос: «Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?»

2. Постройте изображение предмета АВ, даваемое двояковыпуклой линзой (рис. 11).



3. На рис. 12, а показан луч. падающий на линзу, а на рис. 12, б — другой, вышедший из нее. Постройте полные картины хода лучей в каждом случае.

4. На рис. 13 дан ход луча в линзе. Найдите построением ее фокус.



Вариант II

1. Отметьте на вопрос: «Какое действие могут оказать на растение капельки воды на его листьях, если они образовались при поливке в солнечный день?»

2. Постройте изображение предмета АВ, даваемое линзой (рис. 14).

3. На рис. 15, а показаны луч, падающий на линзу, и луч, вышедший из нее, — рис. 15, б. Постройте полные
картины хода лучей.



4. На рис. 16 изображен ход луча в линзе. Найдите ее фокус.





Оптические приборы. Глаз. Очки

Вопросы

1. Какой прибор называют лупой и для чего он служит?

2. Что такое микроскоп? Для чего он предназначен?

3. Что представляет собой фотоаппарат?

4. Что такое проекционный аппарат? Его назначение?

5. Как вы объясните термин «аккомодация глаза»?

6. Что называется углом зрения?

7. Что такое а) близорукость, б) дальнозоркость?


Задания

Вариант 1

1. Ответьте на вопросы: «Какой недостаток зрения у чело-
века, для которого расстояние наилучшего зрения 12,5 см?» «Почему в качестве объектива фотоаппарата используют короткофокусную систему линз?»

2. Фокусное расстояние линзы 1,25 м. Определите ее оптическую силу.

3. Поясните: какие очки применяют для исправления а) близорукости,
б) дальнозоркости.


Вариант II

1. Ответьте на вопросы:

«Как изменится кривизна хрусталика глаза, если перевести взгляд с облаков на проезжающую рядом машину?»

«Почему проекционный аппарат дает увеличенное изображение предмета?»

2. Фокусное расстояние линзы 0,8 м. Рассчитайте оптическую силу линзы.

3. Имеется две пары очков: у одних оптическая сила —3 дптр., а у других +3дптр. Посоветуйте, для устранения каких дефектов зрения их можно применить.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!