СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы интерпретации музыкального произведения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С какими вопросами приходится сталкиваться в работе над музыкальным произведением?

Что даёт обогащение исполнительской фантазии?

Просмотр содержимого документа
«Вопросы интерпретации музыкального произведения»

«Вопросы интерпретации музыкального произведения»

методическое сообщение


Высшая цель музыканта – исполнителя – это убедительное воплощение замысла композитора, создание художественного образа музыкального произведения. Работа над произведением начинается с предварительного ознакомления и завершается выступлением на сцене.

Начальный период работы над произведением начинается с определения художественных задач, выявления основных трудностей, складывается общий план интерпретации. В своей работе произведение подвергается анализу содержания, формы, особенностей музыкального языка – фактуры, гармонии…

С какими проблемами приходится сталкиваться при работе над интерпретацией пьес?

Проблема стиля. Очень важно ученику уметь определить эпоху создания произведения, особенности музыкального языка этой эпохи, особенности национальной музыкальной культуры, гармонического языка композитора, а также его мировоззрения и черты творчества.


Важную роль в осознании художественного образа играет программность музыкального произведения. Иногда программа заключена в названии пьесы («Кукушка», «Музыкальная табакерка», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»).

Выразительная, эмоциональная передача образного содержания должна прививаться учащимся на первых же уроках в музыкальной школе. Ценным является высказывание Г.Нейгауза о приобщении ученика к выразительной игре с первых же шагов обучения: «Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру («содержанию») данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользование народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, бодрую – бодро, торжественную – тожественно и т.д. и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности».

О содержании музыкального произведения необходимо говорить с учеником на всех стадиях работы: и когда ставится исполнительская задача, и в момент отработки технических задач, и после экзамена или выступления анализировать игру с точки зрения образности. Это дает возможность формировать свой вкус, свои критерии в оценке художественных достоинств и недостатков исполнения.


В процессе работы над интерпретацией произведения необходимо обращать внимание на его форму, на конструкцию произведения, на логику его развития, на целостный охват формы, чтобы «за деревьями видеть лес». Исполнитель должен ощущать в своей игре перспективу дальнейшего развития, не мельчить, не стоять на месте.


На процесс интерпретации влияют и исполнительские приемы.

На начальном этапе работы над музыкальным произведением исполнитель имеет дело с нотным текстом, со знаками, которые необходимо правильно расшифровать. Нотный текст является лишь каркасом здания. После выучивания текста начинается детальная шлифовка произведения, когда исполнителю нужно оживить нотный текст, расставить «знаки препинания», проинтонировать фразы, мотивы. Полезно проводить аналогию с оркестром, с инструментами симфонического оркестра. Это помогает найти нужный характер, штрих, нюанс.

В творческом процессе создания художественного образа очень велика роль воображения, ассоциаций.

Вспоминается собственная работа по отысканию ощущений, близких образу странника при изучении пьесы Э.Грига «Странник»: было прочитано немало специальной и художественной литературы, пока не появился образ странствующего человека, путешествующего по просторам родного края с фьордами и строгой северной норвежской природой.

Ассоциации помогают более рельефно передать музыкальный образ произведения. Воображение находит новые образы, слух «отыскивает» нужные интонации. Необходимо следить, чтобы для ученика стало нормой расширение кругозора, его сознание пополнялось жизненными впечатлениями.

Р. Шуман советовал музыкантам: «Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками… Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке».


В формировании творческой личности, способной к талантливой интерпретации произведения, большую пользу приносят посещение концертов, театров, музеев, увлечение литературой, живописью. Музыкант должен всю жизнь заниматься художественным самообразованием, что дает обогащение исполнительской фантазии.

Конечно, не каждый ученик способен достичь больших высот, но педагогу необходимо зажечь творческую искорку, суметь активизировать даже неповоротливого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!