СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы к зачету по дисциплине

«Методология и методы научного исследования»

 

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и методы научного исследования»»

Вопросы к зачету по дисциплине

«Методология и методы научного исследования»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. История методологических знаний. Методология научного творчества. Овладение навыками самостоятельной учебно-исследовательской работе.

  2. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании: актуальность, проблема, тема, объект и предмет, цели и задачи, гипотеза, новизна (теоретическая и практическая), этапы, методы, структура научно-педагогического исследования. Концепция исследования. Педагогическое проектирование и его составляющие. Прогнозирование, моделирование, оформление проекта и программирование.

  3. Виды научно-исследовательских работ

  4. Классификация методов, используемых в исследованиях.

  5. Теоретические методы в педагогическом исследовании: абстракция, анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, моделирование.

  6. Эмпирические методы в педагогическом исследовании: наблюдение, квалифицированное протоколирование. Метод изучения документов и результатов педагогической деятельности. Изучение и обобщение педагогического опыта. Педагогический эксперимент.

  7. Психологические методы в педагогическом исследовании: психологическая диагностика, тесты.

  8. Социологические методы в педагогическом исследовании: опрос, беседа, интервью, анкетирование. Социометроический метод. Контент-анализ.

  9. Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

  10. Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности. Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией (Программа-просмотрщик MicrosoftInternetExplorer, Электронная почта (e-mail, Телеконференции (InternetNews)). Электронные таблицы в процессе оценки и обработки результатов исследований. Создание комплексных текстовых документов с помощью процессора MicrosoftWord

  11. Язык научного описания. Научный стиль. Подстили научного стиля. Требования к языку научного описания. Интернационализация терминологии Использование языка и символики в педагогических научных описаниях

  12. Оформление результатов научно-педагогического исследования. Апробация. Требования к содержанию и стилю итоговых документов.Защита результатов и выводов.

  13. Магистерская диссертация. Общие положения и требования к магистерской диссертации. Методика написания, структура и правила оформления магистерской диссертации. Порядок защиты магистерской диссертации.



  1. История методологических знаний.

    1. Методология научного творчества

Курс «Методология научного творчества» направлен на освоение магистрами основных общенаучных принципов, подходов и мето­дов проведения научных исследований. Целью изучения дисциплины является: сформировать у маги­странтов цельное представление обо всем спектре методологических и методических положений, вопросов н проблем науки и, в конечном итоге, повысить теоретико-методологический потенциал будущего уче­ного и преподавателя университета. Изучение данного курса позволит студентам увидеть общность закономерностей научного познания действительности, что поможет в формировании у них целостного естественнонаучного мировоззрения. Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углуб­ленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, способствовать его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Пособие включает в себя указание и рекомендации по самостоя­тельному изучению теоретического материала, выполнению, заданий, содержанию и оформлению рефератов и пр. Курс «Методология научного творчества» необходим для подго­товки магистерской диссертации.

1.2 Овладение навыками самостоятельной учебно-исследовательской работе

Основные принципы изучения курса «Методология научного творчества» заключаются в следующем: студент изучает теоретический материал курса, используя учебники и учебные пособия согласно реко­мендуемого списка. Самостоятельная работа по курсу «Методология научного твор­чества» включает самостоятельное изучение теоретического материала. Содержание, рекомендуемая литература и количество часов на освое­ние теоретического материала разбиты на три модуля и указаны в раз­деле «Темы для самостоятельного изучения теоретического материала». Изучение теоретического материала проводится по лекциям, представленным, в том числе, и в виде демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса. После прочтения лекции рекомендуется самостоятельно воспроизвести ее содержание в виде конспекта с необходимыми схемами, основными определениями и выводами по основным положениям. Если при прочтении лекции воз­никают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях. Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом за­дачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сде­лать обоснованное заключение. Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой специальных дисциплин. Семинарские занятия. В процессе изучения общественных и фундаментальных дисциплин студенты готовят научные рефераты, с которыми выступают на семинарских занятиях. Лучшие рефераты рекомендуются в печать и на конкурсы, проводятся постоянные специальные студенческие семинары.
Производственная практика. При прохождении практики студентам выдаются индивидуальные задания, например:

  • внедрение новых методов исследования;

  • разработка рационализаторских предложений;

  • тематический план учебно-исследовательской работы (тема, цель работы, этапы и сроки выполнения, рекомендуемая литература, оборудование, исполнители и руководители);

  • индивидуальные научные задания, выполняемые во время практики, в курсовых и дипломных работах.

  1. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании

Научно-педагогическое исследование – это прежде всего размышление, рефлексия. Методологическая же рефлексия в педагогическом исследовании – это «размышление о размышлении», в результате которого и может появится решение проблемы. 
Рассмотрим каждый из элементов методологии педагогического исследования. Важнейший из них – проблема исследования. В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
Следующий объект методологической рефлексии – тема исследовательской работы. Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Размышляя над темой научного сочинения, исследователь отвечает на вопрос: как назвать работу?
С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет.
Под объектом понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?
Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?
Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить?
Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза. В научном исследовании гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. В педагогическом исследовании гипотеза – это пробное предварительное предположение или обобщение относительно сущности, природы изучаемых педагогических явлений, процессов, фактов и возможных путей решения педагогических проблем. В гипотезе формируется новое решение проблемы. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие? Применительно к педагогическому исследованию гипотезы делят на описательные, объяснительные и прогностические.
Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, и обосновать актуальность, необходимость исследования той или иной темы. Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?» 
Следующим объектом методологической рефлексии новизна исследования. В процессе осознания этого компонента методологического аппарата исследования необходимо ответить на вопросы: «что сделано из того, что другими не было сделано? какие результаты получены впервые? какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?».
При этом новые результаты могут иметь как теоретический, так и практический характер. В первом случае новизна исследования может быть описана с помощью таких стандартизированных терминов, как закон, закономерность, идея, концепция, модель, принцип, система (дидактическая, воспитательная), теория, тенденция, условия, функции и др. Практическая новизна исследования требует для своего описания терминов прием, описание, правило, рекомендация, способ, средство, технология, требование и др.
Виды научно-исследовательской работы студентов:
- анализ научной литературы;
- отбор научной литературы, составление библиографий по определенным темам;
- подготовка научных сообщений и рефератов;
- научные доклады, тезисы;
- научные статьи;
- научные отчеты о выполнении элементов исследований во время практики;
- курсовые;
- дипломные;
- магистерские работы и др.
Существуют различные классификации методов педагогического исследования: методы делят на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы описания, объяснения и прогноза; методы обработки результатов исследования. Наиболее общепринятым является деление методов на теоретические и эмпирические. На эмпирическом уровне исследования используются такие методы, которые непосредственно связаны с практикой (наблюдение, изучение передового опыта, эксперимент и др.) и которые позволяют накопить зафиксировать, классифицировать и обобщить полученный практический материал. На теоретическом уровне познания используют методы абстракции, конкретизации, анализа, синтеза, сравнения и др., которые позволяют объяснить, интерпретировать полученные практические знания, так как главная функция науки – объяснение.
Концепция исследования – это система взглядов на процесс исследования, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его видения.
Педагогическое проектирование и его составляющие.
Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка учащихся, сложная структура дефекта и т. д.
Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
Прогнозирование – это установление новых ожидаемых результатов, времени их получения и влияния на практику. 
Моделирование — это метод познания. Он заключается в исследовании предметов, систем, процессов и явлений на основе их моделей
Оформленный проект обычно содержит следующие разделы: Титульный лист: название проекта, авторы, контактные данные.



  1. Виды научно-исследовательских работ

Успешно законченное научно-техническое исследование обязательно содержит оригинальные результаты, представляющие интерес для широкого круга специалистов данной отрасли. В связи с этим целесообразно опубликование наиболее интересного материала в виде статьи или монографии.
В статье излагаются результаты, полученные по конкретному вопросу, имеющему определенно-научное и практическое значение. Статья публикуется в научных, научно-технических и производственных журналах и сборниках.
Монография — это научный труд, посвященный разработке одной темы или ограниченного круга вопросов, принадлежащий одному или нескольким авторам, которые придерживаются одной точки зрения.
Содержание публикации, форма изложения материала и его объем существенно зависят от предполагаемого круга читателей, а также от требований издательства. Объем статьи обычно не превышает 12 страниц машинописного текста; к ней может прилагаться иллюстративный материал (как правило, не более 3 рисунков).
Одной из форм научной продукции является диссертация — исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем на заседании специализированного совета. Структура диссертационной работы в основном соответствует структуре научно-технического исследования. При изложении диссертации необходимо четко указывать личный вклад соискателя в разработку сформулированной научной проблемы.
В процессе выполнения научных исследований могут появиться открытия. Открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень знаний. Каждое открытие расширяет и углубляет познание материального мира и способствует появлению технических идей, которые могут признаваться изобретениями.

  1. Классификация методов, используемых в исследованиях

Вопросы классификации и систематизации всегда дискуссионны, так как они обусловлены выбором критерия (или признака) классификации. Поскольку классификация включена в моделирование и проектирование исследовательской деятельности, покажем некоторые общие подходы.
По логике применения:
организационные методы — сравнительный, и комплексный метод;
эмпирические способы добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математическое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);
методы обработки результатов эксперимента и наблюдений;
интерпретационные методы — генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы.
По способам выбора вариантов действий:
рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т.д.);
эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу, «волшебник»);
деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.
По способам сбора информацииметоды психодиагностики на основе наблюдения; опросные психодиагностические методы; объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; экспериментальные методы психодиагностики.
Все многообразие методов можно также разделить на три группыметоды теоретического исследования, методы эмпирического познания педагогических явлений (методы изучения педагогического опыта, экспериментальные методы, методы педагогического тестирования, математические и статистические методы.

  1. Теоретические методы в педагогическом исследовании

Анализ — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта, свойства объекта или отношения между объектами на части. Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.
Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций.
Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. 
Чтобы анализ действительно был целенаправленным, необходимо определить 
признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. 
Синтез — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). 
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия, форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.
Индукция — это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.
Дедукция — такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позволяет лучше понять общее.
Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними — давно использовалось в качестве метода исследования. Сравнение предполагает две операции — сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий).

6. Эмпирические методы в педагогическом исследовании
Подготовка состоит из метода наблюдения. Наблюдение – как научный метод – это «целенаправленный и планомерный процесс сбора информации». Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия. 
Педагогические документы обычно подразделяют на несколько групп. Письменные документы – это протоколы педсоветов, заседаний кафедр, предметных комиссий, дневники школьников и студентов, стенгазеты, классный журнал, рабочие учебные программы, учебные планы, характеристики учащихся и т.п. 
К статистическим документам относят табели, ведомости, отчеты об успеваемости, бухгалтерские отчеты и т.п. 
Иконографические документы – это кино- и фотодокументы, грампластинки, видеофильмы и т.п.
Кроме того, в качестве документов выделяют технические материалы(чертежи, поделки и т.п.)
Официальные документы: решения региональных органов управления по проблемам образования, материалы архивов, статистические отчеты и т.п.
К результатам педагогической деятельности относят контрольные, проверочные и самостоятельные работы, сочинения, тесты и т.п.
Под педагогическим опытом подразумевается практика обучения и воспитания. Изучение педагогического опыта проходит через несколько этапов и опирается на другие методы исследования. На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучения документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.
В педагогике различают два типа эксперимента: классический и многофакторный. Многофакторный эксперимент используют при изучении сложных, системных педагогических явлений, в состав которых входит множество элементарных процессов. Классический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп. В курсовом и дипломном исследовании в качестве таких групп выступают обычно школьные классы (студенческие группы), которые специально подбираются с целью уравнять исходные условия эксперимента. Условиями, обеспечивающими относительное уравнивание, выступают: возраст школьников или студентов, их распределение по полу, по успеваемости, опыту работы учителя или преподавателя и др.

    1. Психологические методы в педагогическом исследовании: психологическая диагностика, тесты.

Психологические методы – это основные пути и приемы научного познания явлений психики и их закономерностей. Под психологической диагностикой принято понимать учение о методах ранжирования и классификации людей по их психологическим признакам. Тест как метод психодиагностики имеет ряд достоинств: объективность; оперативность; практичность. Для того чтобы тест можно было назвать научным и отличить его от «любительского», он должен обладать критериями качества. Эти качества –надежность, научность, стандартизация результатов.

    1. Социологические методы в педагогическом исследовании

  • Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).

  • Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной.

  • Когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса – интервью. Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.

  • Анкетирование – это наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое.

  • Очень часто в педагогических исследованиях, имеющих целью изучение межличностных отношений в группе или коллективе, используется социометрический метод, позволяющий, помимо описания и подсчета, представить результаты в виде таблицы, диаграммы или графика.

  • При необходимости для качественно-количественного изучения различных документов и материалов в педагогическом исследовании применяется такой социологический метод, как контент-анализ. Основными направлениями использования контент-анализа являются: выявление и оценка характеристик теста как показателей определенных сторон изучаемого объекта; выяснение причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения.





9. Изучение психолого-педагогической и методической литературы

Приступая к курсовому или дипломному исследованию, студенты должны изучить литературу по теме. Источники печатной педагогической информации. Проводя библиографический поиск, необходимо одновременно осуществлять просмотровое чтение найденных источников. Цель такого чтения – быстро установить, содержит ли данная публикация материал, относящийся к вашей теме. Изучая литературу, посвященную тому или иному педагогическому явлению, необходимо найти в ней ответы на следующие вопросы: как различные авторы описывают сущность явления; его признаки, свойства, характеристики; дефиниции (определения, термины); типологии, классификации; функции; место в обучении (воспитании); особенности применения в начальной (средней, высшей) школе и т.д.; неизученные вопросы. При этом необходимо осуществлять анализ различных позиций и подходов, их сравнение, обобщение, критику – только тогда современное состояние проблемы предстает во всей полноте, а всестороннее знание вопроса позволит вычленить те его аспекты, которые (в связи с темой исследования) и предстоит исследовать дальше.

  1. Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности

Программа Internet Explorer предназначена для просмотра Web-страниц. Именно поэтому ее называют браузер. Программа поддерживает все новые стандарты и возможности, закладываемые разработчиками в свои Web-страницы: форматирование текста, рисунки, анимацию, видео, звуковое сопровождение, а также выполнение сценариев – небольших программ, содержащихся в Web-страницах и многое другое. Программа Internet Explorer входит в комплект поставки программы Windows. Электронной почтой (e-mail) называется передача сообщения с одного компьютера на другой электронным способом. С помощью Интернета вы можете отправить свое послание любому пользователю, где бы он ни находился.
Телеконференции (Internet News) Полезным источником информации являются телеконферен-ции UseNet, представляющие собой способ общения людей, имеющих доступ в сеть Интернет предназначенные для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Сообщение в UseNet называется письмом или статьей. Все письма группируются по темам в так называемые группы новостей (Newsgroups), а совокупность новостей называется конференциями или новостями (News).
В процессе выполнения научных исследований часто приходится иметь дело с различными результатами, которые представляют в виде таблиц. Одним из самых популярных средств управления электронными таблицами является программа Microsoft Excel. С ее помощью обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут разнообразные списки, каталоги и таблицы, составляют финансовые и статистические отчеты, обсчитывают данные опросов общественного мнения, создают планы и графики работ, расписания, моделируют реальные ситуации и прогнозируют получающиеся результаты, что является универсальным методом научного исследования.
Для создания документов используется текстовый процессор Microsoft Word — одна из самых современных программ в классе текстовых процессоров — дает возможность выполнять все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные современной компьютерной технологие. Встроенные объекты можно редактировать средствами этих приложений. Word является одним из основных элементов офисной технологии Microsoft.

  1. Язык научного описания

Нау́чный стиль — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

  • Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

  • Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

  • Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ.

  • Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.

Требования:
Первое требование, предъявляемое к языку научной работы - отсутствие грамматических ошибок.
В сомнительных случаях рекомендуют перестроить предложение, упростить его конструкцию или просто выбрать другое слово.
От научного текста требуются ясные и точные формулировки, однозначность высказываний, конкретность, правильное использование научной терминологии, отсутствие словесных излишеств. От научного текста требуется точный выбор слов и правильное построение предложений. Один из главных признаков удачного текста - из него ничего нельзя вычеркнуть.
Следует избегать слов, не несущих заметной смысловой нагрузки: итак, само собой разумеется, вероятно, тем не менее, при этом, на самом деле, в некотором смысле, так или иначе, примерно, может быть, вероятно, хорошо, главным образом, вообще, в принципе, на самом деле, действительно, таким образом, конечно и др.
В научном тексте неуместны слова, выражающие преувеличение, подчеркивающие крайнюю степень: невероятно, огромное, очень, особенно, чрезвычайно, превосходный.
Не следует использовать выражения, характерные для разговорного языка, публицистики, молодежный или интернетный жаргон. 
Каждый абзац должен быть направлен на изложение одной мысли. 
Интернационализация терминологии - Появление в языке большого количества интернациональных единиц: слов, морфем, фразеологизмов, синтаксических конструкций; в лексике – научной, научно-технической, общественно-политической терминологии, что является следствием контактирования языков в рамках одного культурно-языкового ареала, проявлением тенденции к выработке единой шкалы ценностей в информационном обществе.

  1. Оформление результатов научно-педагогического исследования

Апробация – это термин, который может использоваться в двух значениях. Первое- это утверждение чего-либо или одобрение, основанием которому служит проведенное обследование. И другое значение этого термина, более распространенное – это проверка работоспособности процессов, схем, моделей, методов, установленных теоретическим путем, проводимая в реальных условиях.
Требования к содержанию и стилю итоговых документов.
Текст документа должен излагаться на русском языке либо на национальном языке субъекта Российской Федерации. В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки текстов документов рекомендуется применять:
унифицированные и типовые тексты соответствующих видов документов;
текстовые формуляры (шаблоны, трафареты);
текстовые образцы.
И конечно, в тексте документа должны соблюдаться грамматика и орфография используемого для его изложения языка.
Защита результатов и выводов.
Защита работы должна быть простой и четкой. При защите должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Участник должен отметить прикладной характер работы и представлять направление дальнейшего исследования.
В начале выступления должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. Затем формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования.
В основной части доклада излагаются результаты исследования. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Речь необходимо сопровождать демонстрацией таблиц, схем, графиков и другого иллюстративного материала.
В заключительной части выступления излагаются основные результаты, формулируются выводы, отмечается выполнение поставленных задач. Так же необходимо отметить прикладной характер работы и представить направление дальнейшего исследования.

  1. Магистерская диссертация

Общие положения и требования к магистерской диссертации.
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную законченную научно-исследовательскую работу и является важнейшим итогом обучения студентов в магистратуре. Магистерская диссертация - это самостоятельная научно-исследователь­ская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Степень магистра - это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.
Ос­новная задача автора магистерской диссертации - продемонстрировать уровень своей научной квалифи­кации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные на­учные задачи. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения. В случае успешной защиты выпускнику присуждается академическая степень (квалификация) магистра.
Тема магистерской диссертации должна быть актуальной, представлять научный и практический интерес и соответствовать выбранной магистрантом специальности. Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор и анализ опубликованной научной литературы, обоснование выбора методик исследования.
Магистерская диссертация должна отображать ход и результаты разработки выбран­ной темы. Диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий ха­рактер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С дру­гой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.
Содержание работы должно соответствовать названию, иметь четкую целевую направленность, внутреннее единство и логическую последовательность изложения материала, необходимую глубину исследования и убедительность аргументации, базироваться на прочных теоретических знаниях по избранной теме. Написание магистерской диссертации предполагает систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практиче­ских знаний по направлению магистерской подготовки, конкретные практические результаты и их применение при ре­шении конкретных научно-исследовательских задач.

Методика написания, структура и правила оформления магистерской диссертации.
Введение к диссертации — ответственная часть текста, в которой должны отра­жаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положе­ния. Необхо­димо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению. Основная часть диссертации неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссерта­ции, как правило, должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее, чем из двух параграфов. Же­лательно, чтобы главы (и, соответственно, па­раграфы) были примерно одинаковыми по объему. Важным аспектом предварительной работы магистранта над диссертационной работой является поиск и отбор источников и специальной литературынеобходимых для подготовки диссертационной работы. В процессе исследования к первоначальному перечню источников и литературы, как правило, добавляются новые, тем не менее, основной круг источников и литературы должен быть определен и изучен магистром до начала активной работы над текстом диссертации.
Магистерская диссертация должна содержать следующие обязательные разделы:

  • титульный лист;

  • задание;

  • содержание;

  • введение (постановка задач, формулировка цели);

  • основная часть (разделы, подразделы, пункты), включающая:

  • критический обзор литературы и состояние исследуемой области науки;

  • методы и инструментарий решения поставленной задачи;

  • результаты исследований, проведенных соискателем;

  • анализ полученных результатов;

  • заключение (выводы);

  • библиографический список;

  • приложения (при необходимости).

Диссертация выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20мм, справа – 15мм, слева 30 мм. Шрифт Times New Roman, 14 пт, через полтора интервала. Текст должен располагаться по ширине страницы, через 1,5 интервал, шрифт Тimes New Roman, высота букв должна быть не менее 1,8 мм, а каждая страница содержать 30 строк по 60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы между словами (1800 знаков). Текст работы должен быть выровнен по ширине. Объем магистерской диссертации должен составлять не менее 80 и не более 100 страниц напечатанного текста, и не более 12 листов графического материала. Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327. Текст магистерской диссертации следует печатать на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным. Все иллюстрации (фотографии, графики, чертежи, схе­мы, диаграммы и другие графические материалы) именуют­ся в тексте рисунками. Иллюстрации следует располагать непосредственно по­сле текста, в кото­ром они упоминаются впервые, или на следующей странице. Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Примечания следует использовать в тексте работы, если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы при подготовке диссертационной работы. Список литературы оформляется по мере упоминания в тексте. Список литературы имеет общую нумерацию, то есть каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке на странице диссертационной работы. 

Порядок защиты магистерской диссертации.
На оформление и подготовку к защите магистерской диссертации для получения академической степени магистра учебным планом предусматривается срок не менее двух месяцев. Магистерская диссертация, допущенная к защите, официально за подписью заведующего кафедрой направляется на обязательное внешнее рецензи­рование с указанием срока получения письменного отзыва рецензента. Список рецензентов утверждаются приказом ректора университета. Для проведения защиты магистерской диссертации создаются Государственные аттестационные комиссии по направлению подготовки магистров. Состав Государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации утверждается ректором университета.  Магистрант делает доклад продолжительностью 10-15 минут, который должен быть предварительно им подготовлен в виде презентации. Свое выступление он строит на основе пересказа заранее подготовленных тезисов доклада (зачитывание доклада не рекомендуется). Магистрант должен свободно ориентироваться в своей диссертационной работе. В выступлении необходимо использовать другие демонстрационные материалы (плакаты, буклеты, и т.п.), которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада. Целесообразно указанные материалы оформить на листах бумаги формата А4 и раздать перед защитой каждому члену ГАК. Листы должны быть пронумерованы и оформлены как приложения.
В докладе рекомендуется отразить:

  • актуальность темы;

  • цель диссертационной работы;

  • задачи, решаемые для достижения этой цели;

  • суть проведенного исследования;

  • выявленные в процессе анализа недостатки;

  • предложения по устранению недостатков, обращая особое внимание на личный вклад автора;

  • дальнейшие возможные направления исследований.

В заключение слово предоставляется магистранту, кото­рый отвечает на замечания и вопросы, определяет свое от­ношение к выступлениям.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!