Глава 1-4
Откуда была привезена и кому подарена стальная блоха?
Чем Платов «оконфузил» англичан в первый день посещения кунсткамер?
Какого сахара не оказалось у англичан?
На какую хитрость пошли англичане, которая стоила государю в пять тысяч?
С какой дипломатической миссией государь ездил в Европу?
О каком историческом событии упоминает автор, говоря о «смятении» в начале правления Николая 1?
С какой целью Николай 1 отдал стальную блоху Платову?
Охарактеризуйте отношение ко всему иностранному государя и Платова как антиподов.
Глава 5-13
К мастерам какого города обратился Платов, чтобы они пересмотрели искусную работу англичан и превзошли её в мастерстве, воплотив в своей работе более тонкий и интересный замысел?
Сколько мастеров взялись за дело? Какой срок был им дан?
Куда отправился Левша с товарищами за божьим благословением, прежде чем взяться за дело?
Опишите внешность Левши.
Почему Платов обвинил мастеров во лжи, кого забрал с собой в Петербург?
Доказали ли оружейники, что они не хуже иностранцев? Как?
При помощи какого прибора Александр 1 смог увидеть и оценить работу мастеров?
Глава 14-20
Найдите фразеологизм в 14 главе, объясните его значение.
Почему блоха не могла танцевать в подковах? Чем англичане объясняют упущение Левши?
Почему Левша не захотел остаться жить в Англии?
Какие «хозяйственные порядки» особенно понравились Левше при осмотре заводов?
Как англичане отнеслись к Левше? Почему захотели оставить у себя? С какими почестями его провожали?
«Отсюда судьба их начала сильно разниться». Опишите, что случилось с полшкипером и Левшой после приезда в Петербург. Как этот эпизод характеризует отношение к человеку в России.
Какой секрет вёз Левша государю, смог ли его передать?
Контрольная работа по рассказу «Левша».
Кому принадлежат следующие слова?
А) «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».
Б) «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь».
В) «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше».
Г) «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».
Найдите и выпишите 10 искаженных слов, исправьте их.
Напишите мини-сочинение «Мои впечатления о прочитанном» по следующему плану:
Образ Левши. (народный герой, характер)
Основная идея, тема рассказа. (о чем заставляет задуматься рассказ, чему учит)
Мои впечатления от рассказа, мое отношение к герою.