СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы подготовки абитуриентов к поступлению в колледж им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы подготовки абитуриентов к поступлению в колледж им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Просмотр содержимого документа
«Вопросы подготовки абитуриентов к поступлению в колледж им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова»

Некоторые вопросы подготовки абитуриентов к поступлению в колледж им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им.С. В. Рахманинова.

По итогам Дня открытых дверей ТГМПИ 8 ноября 2020 года.

Для молодых пианистов консультации пока проводились в дистанционном формате. Мы надеемся на более живое и непосредственное общение с абитуриентами в будущем, когда улучшится эпидемиологическая обстановка в Тамбовской области. На сайте ТГМПИ можно найти информацию о плановых консультациях и контактные телефоны.

Сейчас начинается трудная работа по подготовке исполнительских программ. В этом году к нам собираются поступать способные ребята, знакомые педагогам колледжа по конкурсам, мастер-классам, консультациям. Готовят их прекрасные педагоги музыкальных школ, которые смогли серьёзно заинтересовать музыкальным исполнительским искусством своих воспитанников.

Составление программ для поступления, как правило, соответствует приёмным требованиям. Очень хотелось бы, чтобы музыкальные произведения соответствовали и возможностям исполнителей на данном этапе (техническим, интеллектуальным, звукотворческим, физиологическим). Очень сложные программы не всегда играются качественно, не выдерживаются стилевые требования. На сцене всегда важен продуманный и проработанный план исполнения каждого произведения, увлечённость музыкой и умение исполнителя себя слушать, качественно выполнять поставленные композитором художественные задачи.

Проводя консультации в ТГМПИ и школах области, я отмечаю следующую тенденцию: вызывает трудность определение тональности в произведении, которое играется, особенно в эпизодах. Это не случайное явление. Плохо знают старшеклассники теорию музыки, знаки при ключе им ничего не говорят, потому что диезные и бемольные последовательности тональностей на практике ими не освоены. Гаммы знают плохо. В пальцах нет аккордов, арпеджио. Просьба сыграть в соль мажоре доминантсептаккорд с обращениями – вызывает на лице выпускника музыкальной школы гримасу страдания. Я не говорю уже о разборе пьес в тональностях, где больше 4 знаков при ключе.

Я понимаю загруженность детей, ограниченность времени на уроках по специальности, но: гаммы это не только техническое развитие ученика, это ещё курс практического применения теоретических знаний, это элементарный порядок в голове, это привычка использования правильной удобной аппликатуры, это необходимые навыки позиционной игры. Если постоянно уделять хоть немного времени этому вопросу, (прописанному во всех программах по специальности, которые я смотрела в школах), мы увидим качественный рост исполнительских навыков ученика.

Игра гаммы заставляет вслушиваться в тональность, открывает её особую окраску и звуковой эмоциональный тон. Поговорите с учеником о его ассоциациях: какой цвет вызывает у него та или иная тональность, в какой больше света, в какой хочется исполнить торжественный гимн, как они распределят по тональностям 12 месяцев года.

В произведениях нужно заострять внимание на сопоставлении тональностей в эпизодах (какой смысл здесь скрыт?), не проходить мимо неожиданных отклонений, искать во всех этих случаях интересное звуковое решение. Тональный строй принимает активное участие в развитии драматургии сонаты, концерта. Всегда хочется подумать над вопросом – почему именно эта тональность выбрана композитором для данного произведения. Пусть и ученики выскажут свои мысли. Эта работа – часть исполнительского анализа, совершенно необходимого для освоения музыкального произведения.

Мы знаем о применяемой методике в ЦМШ г. Москвы и других ведущих школах России – играть этюды (например, Черни) не в одной, а во всех тональностях лада. В зависимости от тональности педагог просит ученика поменять звуковые характеристики и эмоциональный тонус этюда. В этом случае вместе с техническим развитием преследуется цель развития слуховой гармонической активности, владение всей фактурой фортепиано, разнообразием спектра красочности звукоизвлечения.

Это один из вопросов работы с учениками. Он начинается в школе и продолжается дальше в колледже и Вузе. С возрастом меняются ассоциации, мировоззрение, спектр эмоций пианистов, но актуальными для них остаются проблемы понимания музыкального языка сочинения и поиски средств музыкальной выразительности в исполнении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!