СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание духовности личности обучающихся средствами музыки в условиях общего светского образования (презентация)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация прилагается к одноименному докладу, прозвучавшему 27.03.2018 г. на XIII Международной научно-практической конференции «Церковь и искусство», проведенной на базе КГУ (г. Курск) в рамках XIV МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАМЕНСКИХ ЧТЕНИЙ "ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовности личности обучающихся средствами музыки в условиях общего светского образования (презентация)»

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рудзик М.Ф., к. п. н., доцент кафедры музыкального искусства и образования Курского государственного университета (г. Курск)

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рудзик М.Ф.,

к. п. н., доцент кафедры

музыкального искусства и образования

Курского государственного университета

(г. Курск)

«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его, в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать». А. Мень

«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его, в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать».

А. Мень

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  МУЗЫКА. Учебник для учащихся 1 класса  начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 1 класса начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса  начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса  начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы

Духовный певческий репертуар  на уроках музыки в начальных классах народное славянское песнопение «Ночь тиха над Палестиной», международный рождественский гимн Ф. Грубера «Тихая ночь», детская народная песня «Поспешают к Вифлеему пастушки», колядки «Рождество Христово» и «Все спешат на праздник», песнопение о Сергии Радонежском, напев Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе», песнопение С. Трубачева «О, сладкого Твоего гласа», одноименные песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки», кант «Радуйся, Росско земле!», хор «Славься!» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». детские песни современных композиторов («Зимняя сказка» С. Крылова, «Звезда покатилась» В. Кикты, «Рождественская песенка» П. Синявского, «Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипкова, «Мама» В. Гаврилина) и др.

Духовный певческий репертуар на уроках музыки в начальных классах

  • народное славянское песнопение «Ночь тиха над Палестиной»,
  • международный рождественский гимн Ф. Грубера «Тихая ночь»,
  • детская народная песня «Поспешают к Вифлеему пастушки»,
  • колядки «Рождество Христово» и «Все спешат на праздник»,
  • песнопение о Сергии Радонежском,
  • напев Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе»,
  • песнопение С. Трубачева «О, сладкого Твоего гласа»,
  • одноименные песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки»,
  • кант «Радуйся, Росско земле!»,
  • хор «Славься!» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»,
  • хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
  • детские песни современных композиторов («Зимняя сказка» С. Крылова, «Звезда покатилась» В. Кикты, «Рождественская песенка» П. Синявского, «Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипкова, «Мама» В. Гаврилина) и др.
от восприятия народных духовных песен, церковных песнопений и знакомства с христианскими традициями к пониманию композиторской музыки духовно-религиозного содержания  далее – к освоению воспетых духовной музыкой разных времен нравственных смыслов, жизненных ценностей, красоты и гармонии жизни в итоге – к осознанию духовной музыки как уникальной составляющей мировой музыкальной культуры

от восприятия народных духовных песен, церковных песнопений и знакомства с христианскими традициями

к пониманию композиторской музыки

духовно-религиозного содержания

далее – к освоению воспетых духовной музыкой разных времен нравственных смыслов, жизненных ценностей, красоты и гармонии жизни

в итоге – к осознанию духовной музыки как уникальной составляющей мировой музыкальной культуры

Темы духовного содержания  в программе по музыке для основной школы 5 класс 6 класс «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…», «Есть сила благодатная в созвучье слов живых...» «Образцы духовной музыки Западной Европы», «Небесное и земное в музыке Баха», «Связь времен», «Перезвоны», «Образцы русской народной и духовной музыки» 7 класс 8 класс «Сюжеты и образы религиозной музыки», «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» «Молитва», «Человек есть тайна», «Музыка в храмовом синтезе искусств»,

Темы духовного содержания в программе по музыке для основной школы

5 класс

6 класс

  • «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»,
  • «Есть сила благодатная в созвучье слов живых...»
  • «Образцы духовной музыки Западной Европы»,
  • «Небесное и земное в музыке Баха»,
  • «Связь времен»,
  • «Перезвоны»,
  • «Образцы русской народной и духовной музыки»

7 класс

8 класс

  • «Сюжеты и образы религиозной музыки»,
  • «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
  • «Молитва»,
  • «Человек есть тайна»,
  • «Музыка в храмовом синтезе искусств»,
  • "Галерея религиозных образов»,
  • «Неизвестный Свиридов»

Музыкальный репертуар духовного содержания на уроках музыки в 5-8 классах

  • знаменный распев «Шестопсалмие»,
  • киевский распев «Свете тихий»,
  • хор «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова,
  • «Не отвержи мене во время старости» из духовного концерта М. Березовского,
  • «Вечерняя музыка» и «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина,
  • «Великий колокольный звон» М. Мусоргского,
  • «Dona nobis pacem», «Ave verum» и «Реквием» В. Моцарта,
  • «Всенощное бдение» П. Чайковского,
  • хоровой цикл «Песнопения и молитвы», «Запевка» и «Любовь святая» Г. Свиридова,
  • «Фрески Дионисия» Р. Щедрина,
  • «Аве, Мария» И.-С. Баха–Ш. Гуно, Дж. Каччини и Ф. Шуберта,
  • «Высокая месса си минор», «Органная токката и фуга ре минор», «Gloria in excelsis Deo» , «Agnus Dei» и хоралы из «Рождественской оратории» И.-С. Баха,
  • «Stabat mater» Д. Перголези,
  • «Фрески Софии Киевской» В. Кикты,
  • «Dignare» Г. Генделя,
  • «Светлый праздник», «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова,
  • канон «Скорбь и радость» Л. Бетховена,
  • мирские песнопения «Кармина Бурана» К. Орфа,
  • «Молитва Сирены» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина,
  • Симфония №2 «Андрей Рублев» О. Янченко,
  • «Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы,
  • «Будь со мной (Молитва)» Е. Крылатова,
  • песня «В минуту скорбную сию» иеромонаха Романа,
  • рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера и «Юнона и Авось» А. Рыбникова и др.

Предлагаемые темы исследовательских проектов «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «Небесное и земное в звуках и красках», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка в храме», «Что есть Истина, Добро и Красота?», «Духовно-нравственные приоритеты человека XXI века», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог культур» и т.д.

Предлагаемые темы исследовательских проектов

  • «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»,
  • «Небесное и земное в звуках и красках»,
  • «В каждой душе звучит музыка…»,
  • «Музыка в храме»,
  • «Что есть Истина, Добро и Красота?»,
  • «Духовно-нравственные приоритеты человека XXI века»,
  • «Музыка и религия: обретение вечного»,
  • «Музыка мира: диалог культур» и т.д.
«Обращение к музыке религиозной традиции может происходить с целью выявления ее духовно-нравственной основы обретения школьниками-подростками вечных ценностей жизни и человеческого бытия».  Г.П. Сергеева

«Обращение к музыке религиозной традиции может происходить с целью выявления ее духовно-нравственной основы обретения школьниками-подростками вечных ценностей жизни и человеческого бытия».

Г.П. Сергеева

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!