Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовности личности обучающихся средствами музыки в условиях общего светского образования (презентация)»
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рудзик М.Ф.,
к. п. н., доцент кафедры
музыкального искусства и образования
Курского государственного университета
(г. Курск)
«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его, в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать».
А. Мень
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 1 класса начальной школы
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. МУЗЫКА. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы
Духовный певческий репертуар на уроках музыки в начальных классах
- народное славянское песнопение «Ночь тиха над Палестиной»,
- международный рождественский гимн Ф. Грубера «Тихая ночь»,
- детская народная песня «Поспешают к Вифлеему пастушки»,
- колядки «Рождество Христово» и «Все спешат на праздник»,
- песнопение о Сергии Радонежском,
- напев Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе»,
- песнопение С. Трубачева «О, сладкого Твоего гласа»,
- одноименные песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки»,
- кант «Радуйся, Росско земле!»,
- хор «Славься!» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»,
- хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
- детские песни современных композиторов («Зимняя сказка» С. Крылова, «Звезда покатилась» В. Кикты, «Рождественская песенка» П. Синявского, «Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипкова, «Мама» В. Гаврилина) и др.
от восприятия народных духовных песен, церковных песнопений и знакомства с христианскими традициями
к пониманию композиторской музыки
духовно-религиозного содержания
далее – к освоению воспетых духовной музыкой разных времен нравственных смыслов, жизненных ценностей, красоты и гармонии жизни
в итоге – к осознанию духовной музыки как уникальной составляющей мировой музыкальной культуры
Темы духовного содержания в программе по музыке для основной школы
5 класс
6 класс
- «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»,
- «Есть сила благодатная в созвучье слов живых...»
- «Образцы духовной музыки Западной Европы»,
- «Небесное и земное в музыке Баха»,
- «Связь времен»,
- «Перезвоны»,
- «Образцы русской народной и духовной музыки»
7 класс
8 класс
- «Сюжеты и образы религиозной музыки»,
- «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
- «Молитва»,
- «Человек есть тайна»,
- «Музыка в храмовом синтезе искусств»,
- "Галерея религиозных образов»,
- «Неизвестный Свиридов»
Музыкальный репертуар духовного содержания на уроках музыки в 5-8 классах
- знаменный распев «Шестопсалмие»,
- киевский распев «Свете тихий»,
- хор «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова,
- «Не отвержи мене во время старости» из духовного концерта М. Березовского,
- «Вечерняя музыка» и «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина,
- «Великий колокольный звон» М. Мусоргского,
- «Dona nobis pacem», «Ave verum» и «Реквием» В. Моцарта,
- «Всенощное бдение» П. Чайковского,
- хоровой цикл «Песнопения и молитвы», «Запевка» и «Любовь святая» Г. Свиридова,
- «Фрески Дионисия» Р. Щедрина,
- «Аве, Мария» И.-С. Баха–Ш. Гуно, Дж. Каччини и Ф. Шуберта,
- «Высокая месса си минор», «Органная токката и фуга ре минор», «Gloria in excelsis Deo» , «Agnus Dei» и хоралы из «Рождественской оратории» И.-С. Баха,
- «Stabat mater» Д. Перголези,
- «Фрески Софии Киевской» В. Кикты,
- «Dignare» Г. Генделя,
- «Светлый праздник», «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова,
- канон «Скорбь и радость» Л. Бетховена,
- мирские песнопения «Кармина Бурана» К. Орфа,
- «Молитва Сирены» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина,
- Симфония №2 «Андрей Рублев» О. Янченко,
- «Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы,
- «Будь со мной (Молитва)» Е. Крылатова,
- песня «В минуту скорбную сию» иеромонаха Романа,
- рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера и «Юнона и Авось» А. Рыбникова и др.
Предлагаемые темы исследовательских проектов
- «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»,
- «Небесное и земное в звуках и красках»,
- «В каждой душе звучит музыка…»,
- «Музыка в храме»,
- «Что есть Истина, Добро и Красота?»,
- «Духовно-нравственные приоритеты человека XXI века»,
- «Музыка и религия: обретение вечного»,
- «Музыка мира: диалог культур» и т.д.
«Обращение к музыке религиозной традиции может происходить с целью выявления ее духовно-нравственной основы обретения школьниками-подростками вечных ценностей жизни и человеческого бытия».
Г.П. Сергеева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!