СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание гражданско - патриотического и правового сознания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как залог сохранения российской идентичности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воспитание гражданско - патриотического и правового сознания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как залог сохранения российской идентичности»»

«Воспитание гражданско - патриотического и правового сознания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как залог сохранения российской идентичности»

Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном плане. Президент России коротко и ёмко сформулировал задачи воспитания молодежи: Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества? Это эволюционное понятие, в каждую эпоху имело различное ценностное содержание, но всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине».

Мыслители в глубокой древности рассматривали патриотизм как идею и движущую силу общества и государства. Педагоги, работающие над этой проблемой задавались главным вопросом, который до сих пор остается актуальным. Можно ли научить патриотизму и как это сделать? И здесь мнения разделились: Научить патриотизму можно. Его нужно взращивать с раннего детства. Есть и второе мнение и его придерживаются большинство. «Патриотизм появляется у человека в условиях, в которых он живет и развивается как личность. Это чувство. Научить патриотизму невозможно, но воспитать, создать условия для его формирования мы можем и обязаны. Какое место занимает в этом процессе школа? Может ли она быть структурным элементом государственной политики в решении поставленной задачи? Можно с уверенностью сказать, что, да. Кому, как не педагогам, исключительно важно, каким будет человек, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

В 2023 году правительство утвердило новые подходы к патриотическому воспитанию, которые охватывают широкий спектр мероприятий и программ для детей и молодежи разных возрастных групп. Форм организации деятельности при взаимодействии ученика и педагога много. Один из наиболее эффективных методов создания патриотической атмосферы — изучение истории своей страны. На уроках выделяется три направления: изучение истории семьи; изучение истории родного края; изучение истории Отечества, используя различные нетрадиционные  формы и приемы для обучения, что повышает мотивацию обучающихся. Каждый урок – это плод совместной деятельности учителя и обучающихся. Уроки обществознания играют огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника, формируют знания учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки права направлены на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом.

Одной из наиболее действенных форм работы является — проектная деятельность, которая позволяет выходить за рамки схем исторического материала. Ежегодно проводятся научно-практические конференции «Дети-творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальных и региональных научно-практической конференциях и исследовательских практикумах. Многие работы учеников неоднократно были удостоены дипломов.

Каждый понедельник первым уроком проходят занятия цикла «Разговоры о важном». Включение государственных символов в содержание воспитания, исполнение гимна страны и поднятие государственного флага становится важнейшим элементом приобщения школьников к российским ценностям, культуре и исторической памяти. Как оказалось на практике, говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор,– это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов.

Залог успешного обучения – это развитие и активное использование творческих способностей через конкурсное движение, которое представлено разнообразными формами: викторинами и квестами, олимпиадами и конкурсами направленными на формирование правового сознания.

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде школьников - один из оптимальных путей воспитания школьника, способствующих формированию патриотических качеств личности. Общешкольное участие в международных и всероссийских диктантах – Диктант победы, этнографическом, географическом, историческом, патриотическом диктантах, военно-патриотических конкурсах, укрепляет патриотического сознания учащихся. Немаловажную роль играют и спортивные конкурсы, являясь одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих основ личности, как гражданственность и патриотизм, а так же формирование культуры здорового образа жизни.

В процессе патриотического воспитания следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края. Методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними, в большей степени будоражат чувства детей. Глубокие чувста вызывает и посещение Храмов, которые является центром духовной жизни. Посещая учреждения, где ребята преобретают «Основы профессионального самоопределения» воспитываем стремление посвящать свой труд укреплению могущества Родины. Сейчас у ребят прекрасная возможность посещать мероприятия с помощью программы «Пушкинская карта» - проект дает возможность школьниками посещать музеи, спектакли, кинопоказы и концерты.

Участие в общественной жизни, волонтерство и благотворительность помогают детям понимать, что общество имеет множество потребностей. Дети лучше понимают, как они могут помочь в развитии своего региона и как это связано с тем, чтобы сделать Россию лучше. Экологические акции, акции в помощь животным, акции направленные на здоровый образ жизни, акции в предверии памятных дат, организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов, благотворительные акции, где ребята с удовольствие принимают учатие.

Анализ результатов исследования показал, что большинство ребят испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей стране. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями, социально одобряемыми обучающимися.

Российская идентичность - это результат процесса развития социокультурной самобытности, уникальности российской цивилизации и довольно широкий уровень культурного самоопределения индивидов. Если каждый учитель будет направлять свои силы и вовлекать учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, волонтерскую деятельность в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это и будет прочный фундамент для сохранения российской идентичности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!