Воспитание и обучение детей школьного возраста через игровую деятельность, игры-драматизации, сказки
Л.А.Аистова,
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23», воспитатель
Г.И. Берёзко,
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23», воспитатель
Л.А.Евстигнеева,
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23», воспитатель
Младший школьный возраст -это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат
Важным средством развития предметной деятельности является раннее обучение ребенка с нарушенным слухом, развитие речи и общения.
Очень важным направлением коррекционной работы, в которой возможно использование театрализованной игры, является формирование у детей с нарушением слуха умений декодировать эмоции, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, опознавать характерные мимические изменения в соответствии с модальностью эмоций, что способствует успешному осуществлению социальных контактов и социальной адаптации детей.
Воспитание и обучение детей ставит перед нами новые важнейшие задачи образования: саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также развитие каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.
В. Сухомлинский говорил: « Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовного богатого мира составляющих его людей.».
Организация совместной игровой деятельности, игры – драматизации помогает решить проблему « публичного одиночества», когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя одинокими и изолированными. Это вызвано многими причинами: проблемами, которые есть в семье, социальным дискомфортом, материальным неравенством. Эти и другие проблемы очень часто порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный ученикам при специально создаваемых условиях в классе, помогает решать эти проблемы, которые возникают при получении знаний и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучиться новым умениям: экспериментировать в отношениями среди равных партнеров.
Технология контролируемой коллективной творческой деятельности позволяет формировать, развивать и воспитывать классный коллектив и каждого отдельного ребенка как индивидуальность.
В младших классах еще можно показать связь игр - драматизаций с его личным миром, приобщить его к волшебному миру игр. В этом возрасте у воспитанников формируется понимание и соотношение себя и коллектива.
Важно, чтобы каждый член коллектива исполнял и выполнял отведенную ему роль, от качества исполнения зависит результат деятельности всего класса. Очень важно, чтобы другие его поддерживали и подбадривали.
Использование коллективной формы игры, игры – драматизации сказки позволяет решить очень важную задачу: ученики контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.
В любой игре или драматизации зная ее правила и последовательность, дети вольны придумывать и фантазировать.. Такие игры поддерживают детскую индивидуальность, помогают видеть и слышать друг друга. У детей появляется возможность опробовать свои силы в квазиреальных (модельных) ситуациях.
Мы начинали с самого простого, сказка «Три медведя», «Айболит», «Курочка Ряба», «Колобок», Вначале дети знакомились с текстом. Каждый выбирал героя, который ему нравится. Отрицательные герои не нравились ученикам. «Они злые, противные, мне не нравится». Долго и последовательно разбирали поступки героев сказки. Даже в отрицательном герое искали хорошее. Воспитанники учились думать, рассуждать, сопереживать добрым и злым героям.
Проводились тигры – драматизации по сказкам. Сюжет сказки лишь опора для ребенка, толчок к самостоятельному творчеству. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по подсказкам и шаблонам.
Мы решили заинтересовать воспитанников. Необходимо было предоставить ребенку возможность свободного познания окружающей среды. Было предложено каждому желающему воспитаннику придумать и оформить свою сказку.
Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубокие пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Для ребенка сказка и игра, это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, примеряя их на себя, развивать память, мышление, внимание.
Выдающийся психоаналитик и психиатр Б.Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушения в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, обогатить его любопытство, обогатить его жизнь, развивать воображение и интеллект, понять самого себя, свои желания и эмоции, все это способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.
Творческие способности закладываются и развиваются на основе активности и заинтересованности ребенка. Поэтому очень важно в воспитании и обучении ребенка дать возможность свободного познания окружающей его действительности.
Каждый ребенок, это клад фантазии и изобретательности. Это положительно влияет на развитие новых возможностей личности. Любая сказка, это отношения между людьми.
Через сказку ребенку легче объяснить главные понятия нравственности: что такое « хорошо» и что такое «плохо». Герои из сказки всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ученика, для разграничения добра и зла. Ребенок всегда отожествляет себя с положительным героем. Сказка прививает добрые и нравственные ценности. Становясь авторами сказки, дети создают свой мир справедливости, освобождаются от своих страхов, становятся увереннее.
В процессе написания сказки детям дается представление о том, что сказку надо придумывать поэтапно. Дети придумали тему и героев сказки, сюжет. Работа над сказкой приучает более внимательно и продуманно составлять фразы, ведь их должны понять другие ученики, чтобы придумать продолжение, умение правильно выстраивать сюжет, давать характеристику места и действия, все это должно способствовать развитию творческого мышления и воображения ребенка.
В работе над сказкой у учеников увеличивается словарный запас, речь становится более осмысленной и эмоциональной. Выяснилось, что писать надо не только интересно, но и грамотно.
В настоящее время мы перешли к новому этапу в работе над сказкой. Мы печатаем нашу сказку и рисуем иллюстрации. Впереди у нас конкурс на лучшую обложку для книги. Наших учеников захватил творческий процесс написания и создания сказку. В планах драматизация выдуманной сказки для воспитанников дошкольного отделения.
Коллективная деятельность, как метод обобщения знаний и умений позволяет активизировать процесс, систематизировать его и закреплять.
В воспитании и обучении детей младшего школьного возраста через игры, игры –драматизации сказок, при составлении сказки воспитанники по разному усваивают новое. Надо понимать, при систематическом участии в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее. Ученики усваивают различные модели общения, это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к школе. .М. Просвещение, 2011.
2. .Занько С.Ф., Тюнников Ю.С. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.,1992
3. К;азанский О.А. Игры в самих себя. М. Роспедагенство 1995г.
4. Жулина Е.В. Значение тетрализованной деятельности и среды в психическом развитии школьников. М., Владос,2000, кн.1.
5. Толченов О. Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми. Воспитание школьников. 2003. № 5.