СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культуры здоровья учащихся в основной общеобразовательной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависит и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

         Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры  и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры здоровья учащихся в основной общеобразовательной школе»



Воспитание культуры здоровья учащихся в

основной общеобразовательной школе

Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто

Сократ

Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависит и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

К большому сожалению, целенаправленного воспитания культуры здоровья, как в системе образования, так и в семье пока нет. И именно с этой проблемой связывают специалисты снижение уровня здоровья учащихся. Статистика показывает, что 80% всех выпускников имеют отклонения в состоянии здоровья. Примерно 12 дней в году в среднем пропускают занятия учащиеся из-за болезней. На мой взгляд, низкий уровень культуры здоровья сказывается на всех сторонах жизни детей, включая режим дня и поведение в быту. На первый план выходят вредные привычки и отрицательное влияние на психику детей телевизионной и компьютерной информации и т. д. Отдалённого последствия такой жизни дети не могут предвидеть. Неудивительно, что при большом количестве хронических заболеваний подавляющая часть учащихся считают себя здоровыми и не предпринимают целенаправленных усилий к избавлению от различных патологий. Многие трудности, с которыми сталкиваются педагоги, - плохое усвоение учебной программы, слабая ориентация в прикладном значении полученных знаний, чрезмерное умственное и психическое напряжение – связано именно с низким уровнем здоровья учащихся.

Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при тесной связи всех субъектов образования, т.е. учителей, учащихся и родителей.

Анализируя данные медицинского мониторинга по состоянию здоровья учащихся, совместно с фельдшером, было выявлено резкое ухудшение здоровья обучающихся нашей школы. Нами, учителями-предметниками и классными руководителями, на педсовете было принято решение организовать различные мероприятия для укрепления здоровья учащихся. Хотя, подобные мероприятия в школе уже проводились, нужно было, просто, их приводить в систему.

Первое, что мы сделали – мы выбрали тему воспитательной работы «Формирование здорового образа жизни и гуманистического мировоззрения на основе нравственных ценностей татарского народа». Составили общешкольный план с учётом требований ФГОС основного общего образования.

  • Дни здоровья

  • Часы здоровья

  • Заочные путешествия в мир спорта

  • Спортландии «О, спорт! Ты - мир!»

  • Праздники спортивной красоты

  • Зимние и весенние спортивные спартакиады.

  • Выездной туристический праздник.

  • Походы выходного дня.

  • Посещение спортивных мероприятий: турниров, соревнований

  • Парад спортивных достижений «Слабо!»

  • Спортивные викторины

  • Конкурс сочинений «Невыдуманные истории о настоящем спорте», «мой спортивный кумир»

  • Спортивная гостиная

  • Гостиная «Здоровье»

Проведение мероприятий предусматривает изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

В рамках предметных недель учителями-предметниками проводятся интегрированные уроки:

  • География и биология – 6 класс

  • Биология и история – 7 класс

  • География и ОБЖ – 6 класс

  • Биология и ОБЖ – 9 класс

  • Химия и ОБЖ – 8 класс

  • Физика и ОБЖ – 8 класс

  • География и химия – 9 класс

Так, во время проведения недели Биологии и географии под руководством учителя биологии в школе работал Фитобар, где каждый мог дегустировать травяные настои. Здесь же от учащихся можно было получить информацию о лекарственных травах. Например, малина

и берёзовые почки - от простуды, календула - от ангины, пижма улучшает работу желудочно-кишечного тракта и т.д. Родители, в свою очередь, приготовили сообщения и рецепты по приготовлению травяных настоев. Они не только помогают в подготовке и в проведении мероприятий, но и являются полноправными участниками многих вечеров и мероприятий.

Учителем изобразительного искусства проводятся выставки рисунков на самые разные темы. Например, на тему «Природа и человек».

Под руководством учителей биологии и истории ведутся исследовательские работы по изучению лекарственных трав на территории деревни Артя-Шигири.

Неделя ОБЖ и физической культуры проходит очень оживлённо и интересно. Учащиеся выступают в роли ведущих и организаторов, педагог выполняет роль консультанта – помощника. Организовали спортивную игру «Мама, папа и Я – спортивная семья». Родители проявили интерес и с удовольствием участвовали во всех конкурсах.

С целью формирования основных представлений о здоровом образе жизни и последствиях соблюдения или нарушения его норм и правил, классные руководители организуют встречи представителями здравоохранения. Встреча с фельдшером дала возможность познакомиться учащимся с ситуацией, складывающейся в последние годы в России в связи с употреблением людьми наркотиков, а так же о влиянии наркотиков на здоровье человека. Рассказала, каким образом влияют ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, на организм. В конце встречи ученикам предлагалось написать сказку на тему «Добрая жизнь – чистый ручей».

Большую роль в укреплении и сохранении здоровья играет правильное питание. На Классные часы была приглашена старший повар, где она выступила с информацией о значении правильного питания как залоге здоровья. Познакомила учащихся с понятием сбалансированного по составу белков, жиров, витаминов, воды и минеральных солей питания, с содержанием питательных веществ в пищевых продуктах и их энергетической ценностью, с нормами и режимом питания.

Нужно отметить, что в школьной столовой горячим питанием охвачено 100% количество учащихся. Утверждается 10-дневное меню. Завтраки и обеды витаминизированы, в меню включены разнообразные салаты, натуральные соки, фрукты. Овощи выращиваются на пришкольном участке, что приводит к удешевлению питания в школьной столовой.

Во время летней оздоровительной площадке учащиеся занимаются сбором и сбытом лекарственных трав, что способствует формированию личности, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию.

При реализации предметно-информационной составляющей образованности, формируется представление о природе как взаимосвязанной и упорядоченной системе, о норме поведения, обеспечивающие бережное отношение к природе, мере по защите окружающей среды. Также этому способствует и организация туристических походов. Так, например, ежеквартально совместно с классными руководителями и родителями организовываются туристические походы. В нашем образовательном учреждении работает кружок туризма «Уральский следопыт». В обязанности членов данного кружка входит чистка и благоустройство родников. Учащиеся с удовольствием посещают кружок.

На наш взгляд, именно такой подход вполне уместен и эффективен, хотя он и сопряжён с определёнными трудностями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!