Воспитание межкультурной компетентности как одна из целей современного образования
Солдатова Анастасия Евгеньевна
МБОУ «СШ №52» г.Ульяновск
Что такое воспитание?
- воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;
- воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
- Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
Какие воспитательные задачи может решать учитель иностранного языка на своих уроках?
- воспитание патриотизма
- воспитание нравственных качеств личности (культуры общения, позитивного отношения к мнению собеседника, уважения к другим культурам и народам, гуманности, милосердия)
- воспитание организованности и коллективизма, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание и др.
«…а что воспитывать и как воспитывать?»
Неужели и в самом деле не знаем? Тогда скажите, кто хочет, чтобы его ученик был несчастен в жизни? А кто хочет, чтобы он воровал, чтобы в старости выгнал из дому отца и мать, чтобы рос завистником, клеветником, злословом? А разве мы хотим, чтобы нас окружали умные подлецы, правили нами образованные циники?
Есть ценности, которые вечны. И это: Жизнь, Земля, Отечество, Семья, Дом, Истина, Труд, Культура, Мир, Добро, Милосердие. Именно на них всегда ориентировалась и должна ориентироваться сегодня воспитательная система школы.
Нравственное и патриотическое воспитание
Основная задача школы в целом и учителя иностранного языка в частности – это воспитание патриотизма и гражданской ответственности, гордости за свою страну, и при этом воспитание чувства уважения к другой стране, ее традициям, культуре, народу, чувства взаимосвязанности культур, взаимопроникновения, мультикультурное взаимодействие.
- В связи с этим в систему УМК по английскому языку необходимо включать и изучать на уроках материалы о России, странах изучаемого языка, выдающихся людях, о культурных ценностях, о различных традициях, привычках и обычаях народов России, Великобритании, США, о героизме людей в годы Великой Отечественной войны.
- Воспитание не может осуществляться только путем произнесения красивых фраз о патриотизме, любви к Родине, гражданском долге и т.п. Все дело в том, как учитель преподносит материал.
- Нужно, чтобы ученик чувствовал и видел влюбленность самого учителя в свой народ, страну, а также в свой предмет, ощущал уважение учителя к народу – носителю иностранного языка.
. Учитель должен обладать большим запасом знаний, постоянно пополнять свои запасы знаний, чтобы уметь осветить все те вопросы, которые возникают у школьников во время работы над изучаемыми темами.
- Значительное время на уроке иностранного языка отводится работе в парах, группах, командах. Как известно, в таких группах учащиеся добиваются поставленной цели, сотрудничая с одноклассниками. В ходе такой работы формируются т и развиваются качества нашего национального менталитета: чувство коллективизма , способность и готовность сопереживать, спешить на помощь, радоваться успехам другого.
Начиная с начальной школы, можно включать в систему воспитательной работы проектную деятельность.
Этому способствует изучение тем и создание проектов: «Знакомство. Моя Родина и Великобритания», «Распорядок дня в школе», «Мое родословное древо», «Мои мечты», «Русские и английские праздники, традиции», «Дом. Квартира. Город, в котором я живу», «Улица, на которой я живу», «Семейные традиции», «Моя школа», «Моя дорога в школу», «Экскурсия по Москве», «Кем и чем мы гордимся» и другие.
- Проектная деятельность может проводиться во внеурочное время. Дети получают задания по темам и на последующих уроках предъявляют готовый результат в виде презентации проектов или выставки творческих работ.
- в рамках подготовки к проекту школьники полностью проникаются его идеей и эта идея несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитание культуры общения
Вместе с языком усваиваются культурно-этические нормы поведения: умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным; правила и нормы речевого поведения.
- Специфика речевого поведения англичан такова, что важное место среди типичных оборотов речевого этикета английского языка занимают формы выражения благодарности, извинения, речевые единицы, которые помогают завязывать и поддерживать дружеские контакты.
- Для того, чтобы стать хорошим собеседником нужно помимо прочего заметить хорошее во всем, что касается другого человека: его характера и манеры поведения, принадлежащих ему вещей, любимого домашнего животного; места, где человек родился, живет; характерных особенностей людей, населяющих его родной город, страну и т.д.
- Учет особенностей культуры страны, на языке которой осуществляется общение, позволит выбрать аутентичную (а не только грамматически правильную) форму выражения мысли.
- Поэтому необходимо сообщать учащимся эти правила, а затем создавать соответствующие ситуации общения, которые могли бы обеспечить школьникам необходимую речевую тренировку.
Ролевые игры
- Оптимальной формой тренировки единиц речевого этикета является организация речевого общения, ролевой игры. Опыт проигрывания ролей вежливых и тактичных англичан, свободно владеющих искусством общения, умеющих в соответствующей ситуации высказать благодарность, попросить извинения, сказать комплимент, влияет на формирование характера подростка, так как неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу.
- Таким образом, овладение формами речевого этикета в системе английского языка позволяет учащимся усваивать определенные модели общения и, погружаясь в эмоционально благоприятную атмосферу урока, приобретать наряду с соответствующими речевыми навыками, опыт тактичного и доброжелательного поведения.
Эстетическое воспитание
- Ни на одном другом школьном уроке не ставится задача научить ребят общаться. А что такое общение? Это не только умение правильно говорить и грамотно построить свою речь, но умение слушать и слышать, переживать и сопереживать.
- Достигнуть этого, не затрагивая эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка, скорее всего, близок предметам эстетического цикла: музыке и изобразительному искусству.
- Детей надо не просто учить, их надо воспитывать ежедневно, планомерно, но обязательно доброжелательно.
Большую радость ученику доставляет четко организованная и успешно выполняемая учебная работа.
Добившись успеха в учебной деятельности, ученик испытывает чувство радости, эстетически оценивает свою работу и видит в ней красоту. Претерпевая неуспех, ребёнок оценивает свою работу как нечто некрасивое, в этом случае разрушается гармоническое отношение к учебной деятельности.
- Таким образом, процесс воспитания - это не специальный особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание формирование личности ученика, его мировоззрением осуществляется непосредственно в процессе обучения, что очень важно.
Thank you !