СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание музыкально-слушательской культуры обучающихся на уроках в основной общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье поднимается актуальная проблема воспитания музыкально-слушательской культуры современных подростков в условиях общего образования, рассматриваются традиционные и новаторские приемы и методы ее решения на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание музыкально-слушательской культуры обучающихся на уроках в основной общеобразовательной школе»

УДК 372.87


ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Сараева А. А.,

Курский государственный университет, Детский сад № 21

г. Курск, Россия.


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема воспитания музыкально-слушательской культуры современных подростков в условиях общего образования, рассматриваются традиционные и новаторские приемы и методы ее решения на уроках музыки.

Ключевые слова: подростки, слушательская музыкальная культура, общее образование, уроки музыки.

Abstract. The article raises the actual problem of educating the music listening culture of modern teenagers in the conditions of general education, examines traditional and innovative techniques and methods of solving it in music lessons.

Key words: teenagers, listening music culture, general education, music lessons.



Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения современной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане.

В современном мире роль музыки весьма неоднозначна. Разнообразие технических средств, телевидение и радио превратили музыкальное искусство из средства духовно-нравственного развития, способа познания мира в привычный жизненный фон. Более того, все чаще музыку высокохудожественную вытесняет «легкая», простая, не несущая в себе никакой смысловой нагрузки. Именно такая «пустая» музыка все чаще становится частью жизни подростков, поскольку своим изобилием является навязанной слушателю, становится модной и популярной. Опыт показывает, что музыка, предлагаемая на уроках в общеобразовательной школе, сегодня мало привлекает учащихся, в то время как за ее пределами занимает существенное место в сфере индивидуальных интересов подростков.

Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), музыка способствует становлению личности ребенка [Ломакина]. В настоящее время мы все чаще наблюдаем, что подростков притягивает музыка низкохудожественная, восприятие которой не требует ни душевной, ни интеллектуальной работы, ведь для детей она является отражением действительности и современной культуры. Все это ведет к отторжению восприятия высоких образцов музыкального искусства, что становится большой проблемой, так как ребенок теряет интерес не только к классике, но и к самим урокам музыки. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что формирование слушательской культуры подростков является актуальной проблемой в системе общего образования.

Как отмечают исследователи подросткового возраста и проблем формирования личности школьника (Л. И. Божович, И. В. Гребенников, В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, И. В. Дубровина, Е. А. Леванова и др.), 12-14(15) лет – это тот период, когда сознание выходит на качественно новый уровень, обнаруживается ярко выраженная потребность в самоосознании, самовоспитании, складываются важнейшие свойства личности, присущие будущему взрослому человеку.

Поэтому в условиях противоречивого, нередко деструктивного воздействия современной музыкальной ситуации на духовное развитие подростков формирование слушательской музыкальной культуры представляется нам наиболее важным, способным стать реальным стимулом к становлению таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», радость творческого поиска, оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции.

Все вышеперечисленное иллюстрирует нам, что современные подростки теряют интерес к восприятию классической, высокохудожественной музыки. В следствии этого у детей отсутствует эмоционально-слушательский опыт, что напрямую влияет на отношение к самой музыке. Ведь нередко учитель, предлагая к прослушиванию подросткам классику, встречается с полнейшим отрицаем подобной музыки, нежеланием ее воспринимать. Подростки часто оказываются не способны дать адекватный эмоциональный отклик на предлагаемую музыку, проанализировать, услышать в ней образы и чувства. Учителю бывает довольно сложно заинтересовать учащихся классикой, добиться понимания, а главное – глубоко личностного отклика на звучащую музыку, сам процесс слушания на уроке становится «формальностью», которая не несет в себе никакого смысла.

Данная проблема стоит достаточно остро, ведь слушательская деятельность – это ведущая деятельность на уроках музыки, а классическая музыка является неотъемлемой их частью. Об этом нам говорит и ФГОС, приоритетной задачей которого является формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Учащимся в основной школе необходимо освоить такие элементы содержания музыкального образования как: фольклор, музыка религиозных традиций, шедевры композиторов-классиков, современная (академическая и популярная) музыка. Также стандарт ориентирует на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной культуре в целом, которое осуществляется через интонационно-образное раскрытие музыки.

Однако, как указывает А. Пиличаускас: «Воспитание музыкой, формирование гармонично развитой личности, накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни – как часто все это, увы, остается на уровне благих пожеланий или откровенных деклараций. Случайно ли? Думается, что нет. Как правило, учитель не владеет методикой воспитания личности в ходе познания музыки. В лучшем случае он действует только сообразно своей педагогической интуиции, что само по себе, конечно, необходимо, но часто оказывается недостаточным для систематической целенаправленной работы в этом русле» [Пиличаускас, с. 3].

В связи с этим перед современным учителем музыки стоит важная задача – оптимально использовать эффективные методы и формы воспитания музыкально-слушательской культуры. Изучая данный вопрос, мы выявили ряд современных и традиционных музыкально-педагогических методов.

Традиционные методы воспитания музыкально-слушательской культуры нашли отражение в трудах Н. Л. Гродзенской. Надежда Львовна считала, что умение воспринимать музыку – это главный шаг к ее осмыслению и понимаю. Чтобы понять содержание музыки необходимо совершить ее «разбор». Анализ произведения, по мнению Гродзенской, поможет не просто услышать произведение, а понять его суть, художественный замысел, услышать образы. Такой разбор музыкального произведения дает возможность обучающимся воспринимать последующую музыку на более высоком уровне с учетом жанрово-стилевой направленности.

Н. Л. Гродзенская считала, что необходимо знакомить учащихся с музыкальным произведением, соблюдая определенные этапы, которые Нина Львовна объединила в некий алгоритм: вступительное слово учителя, слушание, разбор произведения, повторное слушание и закрепление музыки в памяти. Еще одним немаловажным методом в восприятии музыки Надежда Львовна считала пение по нотам основных музыкальных тем, что способствовало быстрому запоминанию, помогало услышать выразительность музыкального образа.

Музыкально-педагогической наукой выработан ряд методов, обладающих большим потенциалом в музыкальном развитии учащихся. Наряду с общедидактическими, в практике музыкального образования получили широкое распространение специфические методы, среди которых можно выделить три основных. Они были провозглашены в программе Д. Б. Кабалевского и позднее сформулированы Э. Б. Абдуллиным:

1) метод музыкального обобщения, направленный на освоение ключевых знаний о музыке, заключенных в тематизме программы, и достижение целостности урока на основе темы четверти;

2) метод эмоциональной драматургии, направленный на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке за счет построения урока по законам художественной драматургии;

3) метод перспективы и ретроспективы, позволяющий установить преемственные связи между темами (в процессе одного занятия, ряда уроков, всего процесса музыкального обучения), формируя целостное представление о музыкальном искусстве.

Широко применяемым по сей день является асафьевский метод наведения, который направлен на то, чтобы путем соответствующего подбора сочинений или музыкальных бесед незаметно для слушателя ввести его в среду действия факторов, на которые желательно обратить внимание, и убедившись, что наблюдение прошло правильно, зафиксировать его результаты соответствующим обобщением [Лазарева, с. 206-213].

Известен метод музыкальных размышлений Д. Б. Кабалевского, представляющий собой решение поставленных вопросов в форме кратких собеседований учителя с учащимися. Столкновение мнений, согласно Кабалевскому, вызывает творческий конфликт, который приводит к открытию новых, а точнее, к осознанию давно известных истин.

Все вышеизложенные методы уже являются общепринятыми и эффективными. Тем не менее в процессе формирования слушательской культуры школьников-подростков учителю необходимо использовать более широкий спектр методов, форм и приемов работы не только традиционных, но и современных, новаторских. В числе последних следует назвать метод интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений, метод создания ролевой установки, метод вокального интонирования мелодий, метод ориентации на графическую и нотную запись, метод пластического интонирования музыки, метод «разрушения» образа, метод создания художественных композиций, метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений, метод использования ассоциаций, метод постановки проблемных вопросов и др. [Сергеева, с. 45-56].

На наш взгляд, только в результате целенаправленной и систематической работы учителя на уроках музыки по приобщению подростков к высоким образцам музыкального искусства разных стилей и жанров окажет действенное влияние на формирование и развитие их музыкально-слушательской культуры, которая проявляется в таких показателях, как (по Б. Асафьеву) эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность и вариативность музыкального восприятия.


Литература:

  1. Лазарева А. А., Рудзик М. Ф. Слушательская культура подростков как актуальная проблема общего музыкального образования // Музыкальная культура, педагогика и образование: материалы VII Всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств и арт-педагогики. 4 декабря 2020 года / Главный редактор-составитель М. Ф. Рудзик. Редколлегия: Т. А. Брежнева, З. И. Гладких, М. Л. Космовская, С. Е. Радченко. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2021. 253 c.

  2. Ломакина Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.

  3. Пиличяускас А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992. 40 с.

  4. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / отв. ред. И.В. Пигарева. М.: ГОУ педагогическая академия, 2010. 172 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!