ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.
Учителя МБОУ СШ №7 г. Ярцева:
Аленькина Т.Г., Осянина В.А.
Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С. Лихачев, академик РАН,
российский ученый-литературовед
и общественный деятель
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни?
В настоящее время происходит снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать у подрастающего поколения индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идёт процесс социализации ребёнка, то есть в младшем школьном возрасте.
А.С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Мы уверены, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитания нравственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувства гордости за свою Родину, ее нужно узнать, изучить.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на них помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Мой дом, моя улица, мой район, мой родной город, моя Россия - вот этапы взросления наших детей, их социализация, становление будущего гражданина.
Программа «Школа России» построена с учетом формирования духовно-нравственных ценностей. Это можно проследить на изучении разных предметов.
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Занятие краеведением способствует формированию у детей интереса к обучению, сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих и поисково-исследовательских способностей.
Изучая курс Азбуки Смоленского края в 3 классе, мы вплотную подходим к изучению краеведения. Учебник, состоящий из 3 частей, знакомит детей с историей Смоленского края, многообразием его природного мира, культурой родного края. При изучении этого курса были созданы творческие работы по темам:
«Мой родной край – Смоленщина» - Гаврилова Ильи;
коллективный проект «Знаменитые земляки»;
коллективная проектная работа «Красная книга Смоленской области»;
литературно-музыкальная композиция «Роль Смоленской области в ВО войне», посвященная 70-летилетию Великой Победы.
Большой интерес и живой отклик у детей вызвала экскурсия в Смоленск, которая была организована по окончании изучения курса АСК.
Краеведение является началом ещё и потому, что будит интерес школьника к другим областям знаний. По какому бы образовательному маршруту не пошли наши ученики, это тот интеллектуально-духовный багаж, который будет востребован всегда. В прошедшем учебном году наши бывшие четвероклассники приняли участие в районных олимпиадах «Православные храмы Ярцевского благочиния» и «Ярцево через века».
Участвуя в олимпиаде «Православные храмы Ярцевского благочиния», ребята посетили все храмы нашего города, тем самым прикоснулись к истории православия и культуры нашего Ярцева. Встречи со священнослужителями пополнили социальный опыт детей. Участие в этой олимпиаде помогло обучающимся в изучении курса ОРКСЭ, с которым они знакомились в 4 класс. Собранный материал нашел отклик в сердцах детей. Ребята не просто отыскали ответы на вопросы олимпиады, а подошли к ним творчески. Свидетельства тому - рисунки, стихи, сочинения, исследовательские работы детей. А обучающиеся 4 класса Захаренков Игорь и Симонов Илья создали информационный проект «Храмы Руси. Храмы родного города».
Академик Д. С. Лихачев писал «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Эти слова подтверждают смысл нашего участия в олимпиаде «Ярцево через века». Встреча с работниками районной детской библиотеки расширила знания наших учеников о родном городе, открыла интересные факты о топонимике названия реки и города. Ребята выяснили, что история города тесно соприкасается с историей родной страны. Дети познакомились с выставкой редких книг об истории города Ярцева.
Одним из этапов олимпиады было посещение городского краеведческого музея. Его экспонаты вызвали живой интерес у ребят. Русская печка, старинный утюг, ухват, чепела – где еще можно в наше время увидеть такие предметы. Особый восторг вызвал у ребят макет Ярцевской бумагопрядильной фабрики. Экспозиция о ВО войне во многом пополнила багаж знаний учеников о земляках-героях. Мальчишки с удовольствием рассматривали военные экспонаты.
Обобщая опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты нашей педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров культуры на основе краеведческого компонента.
Проектная деятельность - позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир.
Так, например, были созданы индивидуальные проекты:
«Моя бабушка - библиотекарь» - Бабаян Артем 2 класс. Мальчик через свой проект познакомил одноклассников с профессией «библиотекарь».
«Памятники нашего города» Кореннова Екатерина 3 класс. Работая над проектом, Катя не только смогла найти подробную информацию о памятниках родного города, дала классификацию памятников, в том числе, учитывая исторические периоды времени. В процессе работы у девочки появилась идея о создании своего макета памятника миру.
Научно-исследовательские работы «Мир профессий – наш шаг в будущее» Шаморова Софья, Панкратов Кирилл 4 класс. В ней ребята изучили профессии нашего города, выяснили, какие профессии предпочитают их ровесники, и где в нашем городе можно обучиться профессии.
«Дом, как много в этом слове…» Ларченков Иван и Ефимова Вероника 4 класс. Ребята рассмотрели плюсы и минусы частных индивидуальных и многоэтажных домов, попытались ответить на вопрос «Какой дом лучше для жизни?». Объектом изучения были дома на улицах города Ярцева.
Все эти работы были созданы на основе краеведческого материала.
С нынешними первыми классами при изучении основ проектной деятельности во внеурочное время мы делаем первые шаги и недавно приступили к созданию долгосрочного проекта «Я и моя семья». Ребята подготовили рассказы о себе и своей семье, рисунки, подобрали и выучили загадки и стихотворения. Маленький фрагмент нашего проекта мы хотим сейчас представить.
Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание на основе краеведения учит любить свою землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.
«Без краеведения нет России».
Шмидт Сигурд Оттович, академик,
советский и российский историк и краевед,
председатель Союза краеведов России.