СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственности младших школьников посредством изучения истории родного края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья и презентация из опыта работы о духовно-нравственном воспитании младших школьников на примере краеведения. Материал выступления на РМО.

Просмотр содержимого документа
«ДНВ текст выступления»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.


Учителя МБОУ СШ 7 г. Ярцева:

Аленькина Т.Г., Осянина В.А.


Важно воспитывать молодое поколение

в моральном климате памяти:

памяти семейной, памяти народа,

памяти культуры.

Д.С. Лихачев, академик РАН,

российский ученый-литературовед

и общественный деятель


Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни?

В настоящее время происходит снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать у подрастающего поколения индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идёт процесс социализации ребёнка, то есть в младшем школьном возрасте.

А.С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Мы уверены, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитания нравственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувства гордости за свою Родину, ее нужно узнать, изучить.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на них помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Мой дом, моя улица, мой район, мой родной город, моя Россия - вот этапы взросления наших детей, их социализация, становление будущего гражданина.

Программа «Школа России» построена с учетом формирования духовно-нравственных ценностей. Это можно проследить на изучении разных предметов.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Занятие краеведением способствует формированию у детей интереса к обучению, сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих и поисково-исследовательских способностей.

Изучая курс Азбуки Смоленского края в 3 классе, мы вплотную подходим к изучению краеведения. Учебник, состоящий из 3 частей, знакомит детей с историей Смоленского края, многообразием его природного мира, культурой родного края. При изучении этого курса были созданы творческие работы по темам:

  • «Мой родной край – Смоленщина» - Гаврилова Ильи;

  • коллективный проект «Знаменитые земляки»;

  • коллективная проектная работа «Красная книга Смоленской области»;

  • литературно-музыкальная композиция «Роль Смоленской области в ВО войне», посвященная 70-летилетию Великой Победы.

Большой интерес и живой отклик у детей вызвала экскурсия в Смоленск, которая была организована по окончании изучения курса АСК.

Краеведение является началом ещё и потому, что будит интерес школьника к другим областям знаний. По какому бы образовательному маршруту не пошли наши ученики, это тот интеллектуально-духовный багаж, который будет востребован всегда. В прошедшем учебном году наши бывшие четвероклассники приняли участие в районных олимпиадах «Православные храмы Ярцевского благочиния» и «Ярцево через века».

Участвуя в олимпиаде «Православные храмы Ярцевского благочиния», ребята посетили все храмы нашего города, тем самым прикоснулись к истории православия и культуры нашего Ярцева. Встречи со священнослужителями пополнили социальный опыт детей. Участие в этой олимпиаде помогло обучающимся в изучении курса ОРКСЭ, с которым они знакомились в 4 класс. Собранный материал нашел отклик в сердцах детей. Ребята не просто отыскали ответы на вопросы олимпиады, а подошли к ним творчески. Свидетельства тому - рисунки, стихи, сочинения, исследовательские работы детей. А обучающиеся 4 класса Захаренков Игорь и Симонов Илья создали информационный проект «Храмы Руси. Храмы родного города».

Академик Д. С. Лихачев писал «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Эти слова подтверждают смысл нашего участия в олимпиаде «Ярцево через века». Встреча с работниками районной детской библиотеки расширила знания наших учеников о родном городе, открыла интересные факты о топонимике названия реки и города. Ребята выяснили, что история города тесно соприкасается с историей родной страны. Дети познакомились с выставкой редких книг об истории города Ярцева.

Одним из этапов олимпиады было посещение городского краеведческого музея. Его экспонаты вызвали живой интерес у ребят. Русская печка, старинный утюг, ухват, чепела – где еще можно в наше время увидеть такие предметы. Особый восторг вызвал у ребят макет Ярцевской бумагопрядильной фабрики. Экспозиция о ВО войне во многом пополнила багаж знаний учеников о земляках-героях. Мальчишки с удовольствием рассматривали военные экспонаты.

Обобщая опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты нашей педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров культуры на основе краеведческого компонента.

Проектная деятельность - позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир.

Так, например, были созданы индивидуальные проекты:

  • «Моя бабушка - библиотекарь» - Бабаян Артем 2 класс. Мальчик через свой проект познакомил одноклассников с профессией «библиотекарь».

  • «Памятники нашего города» Кореннова Екатерина 3 класс. Работая над проектом, Катя не только смогла найти подробную информацию о памятниках родного города, дала классификацию памятников, в том числе, учитывая исторические периоды времени. В процессе работы у девочки появилась идея о создании своего макета памятника миру.

  • Научно-исследовательские работы «Мир профессий – наш шаг в будущее» Шаморова Софья, Панкратов Кирилл 4 класс. В ней ребята изучили профессии нашего города, выяснили, какие профессии предпочитают их ровесники, и где в нашем городе можно обучиться профессии.

  • «Дом, как много в этом слове…» Ларченков Иван и Ефимова Вероника 4 класс. Ребята рассмотрели плюсы и минусы частных индивидуальных и многоэтажных домов, попытались ответить на вопрос «Какой дом лучше для жизни?». Объектом изучения были дома на улицах города Ярцева.

Все эти работы были созданы на основе краеведческого материала.

С нынешними первыми классами при изучении основ проектной деятельности во внеурочное время мы делаем первые шаги и недавно приступили к созданию долгосрочного проекта «Я и моя семья». Ребята подготовили рассказы о себе и своей семье, рисунки, подобрали и выучили загадки и стихотворения. Маленький фрагмент нашего проекта мы хотим сейчас представить.

Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание на основе краеведения учит любить свою землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.

«Без краеведения нет России».

Шмидт Сигурд Оттович, академик,

советский и российский историк и краевед,

председатель Союза краеведов России.

Просмотр содержимого презентации
«ДНВ презентация»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Учителя начальных классов МБОУ СШ №7 г. Ярцева Аленькина Татьяна Геннадьевна, Осянина Вера Александровна.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева

Аленькина Татьяна Геннадьевна,

Осянина Вера Александровна.

Важно воспитывать молодое поколение  в моральном климате памяти: памяти семейной,  памяти народа,  памяти культуры.  Д.С. Лихачев

Важно воспитывать

молодое поколение

в моральном климате памяти:

памяти семейной,

памяти народа,

памяти культуры.

Д.С. Лихачев

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости …  А. С. Пушкин

Уважение к минувшему –

вот черта, отличающая образованность от дикости …

А. С. Пушкин

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности :

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности :

  • патриотизм,
  • социальная солидарность,
  • гражданственность,
  • семья,
  • труд и творчество,
  • наука,
  • традиционные российские религии,
  • искусство и литература,
  • природа,
  • человечество.
Формирование духовно-нравственного воспитания в школе должно происходить в первую очередь на основе краеведческого компонента  - мой дом, моя улица, мой район, мой родной город, моя Россия.

Формирование духовно-нравственного воспитания в школе должно происходить в первую очередь на основе краеведческого компонента -

мой дом, моя улица, мой район, мой родной город, моя Россия.

Творческие работы обучающихся в рамках изучения курса Азбука Смоленского края: «Мой родной край – Смоленщина», «Знаменитые земляки», проектная работа «Красная книга Смоленской области», литературно-музыкальная композиция «Роль Смоленской области в ВО войне», посвященная 70-летилетию Великой Победы.

Творческие работы обучающихся

в рамках изучения курса

Азбука Смоленского края:

  • «Мой родной край – Смоленщина»,
  • «Знаменитые земляки»,
  • проектная работа «Красная книга Смоленской области»,
  • литературно-музыкальная композиция

«Роль Смоленской области в ВО войне», посвященная 70-летилетию Великой Победы.

Экскурсия по городу Смоленску

Экскурсия по городу Смоленску

Участие в районных олимпиадах

Участие в районных олимпиадах

Районная олимпиада  «Православные храмы Ярцевского благочиния»

Районная олимпиада

«Православные храмы Ярцевского благочиния»

Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.  Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла . Д. С. Лихачев

Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило,

равнодушен к своей стране.

Вне культуры

существование человечества на планете лишается смысла .

Д. С. Лихачев

Районная олимпиада «Ярцево через века»

Районная олимпиада «Ярцево через века»

Проектная деятельность

Проектная деятельность

Индивидуальные проекты: «Моя бабушка - библиотекарь» - Бабаян Артем, 2 класс. «Памятники нашего города» - Кореннова Екатерина, 3 класс.  Научно-исследовательские работы: «Мир профессий – наш шаг в будущее» - Шаморова Софья, Панкратов Кирилл, 4 класс. «Дом, как много в этом слове…» - Ларченков Иван, Ефимова Вероника, 4 класс.

Индивидуальные проекты:

«Моя бабушка - библиотекарь» - Бабаян Артем, 2 класс.

«Памятники нашего города» - Кореннова Екатерина, 3 класс.

Научно-исследовательские работы:

«Мир профессий – наш шаг в будущее» - Шаморова Софья, Панкратов Кирилл, 4 класс.

«Дом, как много в этом слове…» - Ларченков Иван, Ефимова Вероника, 4 класс.

Вывод: духовно-нравственное воспитание на основе краеведения учит любить свою землю,  уважать и ценить людей, населяющих ее,  беречь память о прошлом, приумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.

Вывод: духовно-нравственное воспитание на основе краеведения

учит любить свою землю,

уважать и ценить людей, населяющих ее,

беречь память о прошлом, приумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.

Без краеведения  нет России.  Шмидт С. О.

Без краеведения

нет России.

Шмидт С. О.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!