СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание, образование и развитие педагогической мысли в узбекистане в 1917-1991 гг.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание, образование и развитие педагогической мысли в узбекистане в 1917-1991 гг.»

Тема 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ В 1917-1991 ГГ.

 

План:

1.     Организация новой системы народного образования в Туркестане (1917-1924 гг.).

2.     Развитие образования в Узбекистане (1924-1941).

3.     Педагогические идеи Абдукадира Шакури (1875-1943),  Абдулла Авлони (1878-1934), Хамза Хаким заде Ниязи (1889-1929), Исматулло Рахматуллаева (1883-1962), Т.Н.Кары-Ниязова (1897-1970).

4.     Школа и педагогика в годы войны с фашизмом (1941-1945).

5.     Школа и педагогика после войны (50-60-е годы).

6.     Школа и педагогика в 70-80-е годы.

 

Ключевые слова: ликвидация безграмотности, культурная революция, национальная школа, школа-коммуна, инпрос, женское образование, опытно-показательная трудовая школа, культ личности Сталина, педагогическая мысль Узбекистана, школа в годы войны с фашизмом, школа и педагогика в 50-60-е годы, школа и педагогика в 70-80-е годы.

 

1. Организация новой системы народного образования в Туркестане (1917-1924 гг.).

27 октября (9 ноября) 1917 г. власть в Туркестане перешла к Советам. Но к мирному строительству народы Средней Азии приступили не сразу. Была образована и ликвидирована Туркестанская Автономия (Туркистон Мухторияти). С ликвидацией Туркестанской Автономии завершился мирный этап развития национального сопротивления, и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому движению в Туркестане.

2 (15 ноября) 1917 г. была опубликована Декларация прав народов России, провозгласившая полное раскрепощение всех народов, их равенство и суверенность, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» писалось: «… Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это…». Разгром Туркестанской Автономии местные народы восприняли как продолжение старой царской колонизаторской политики. Большевики, отказав туркестанцам в праве наций на самоопределение, мотивировали это тем, что коренное население, «не имеющее к данному моменту демократических организаций и находящееся под влиянием реакционного духовенства и баев, не способно самостоятельно управлять государством».

Задачи просвещения в Туркестане. В первые годы советской власти в Туркестане были поставлены такие задачи: 1) организовать и укрепить новую школу; 2) вовлечь в нее детей трудящихся; 3) внедрить в школу новое идейное содержание; 4) упразднить должности директоров, инспекторов народных училищ и т.д.

О приоритетах образования  в первые годы после Октябрьского переворота. В 1917 г. в Туркестане был организован Комиссариат народного просвещения (Наркомпрос). 13.12.1917 г. был издан декрет о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Наркомпроса. Затем последовали декреты и постановления: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о введении обязательного совместного обучения и ряд других. В 1918 г. была принята «Декларация о единой трудовой школе», а в 1920-х гг. – «Основные принципы единой трудовой школы». В них провозглашались идеалы гуманного отношения к личности, а ребенок объявлялся высшей ценностью. Вместе с тем давалось указание, что школа «развитие ребенка должна направлять в общественное русло, намеченное партией большевиков». Российский педагог В.В.Зеньковский заявил, что «Коммунистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, если оно заменяет общечеловеческое классовым, а духовное – материальным».

В.И.Ленин и Н.К.Крупская  как идеологи советского  образования и воспитания. В.И.Ленин (1870-1924 гг.) и Н.К.Крупская (1869-1939 гг.) стали главными идеологами новой власти и в области образования провозгласили не просто ликвидацию неграмотности, осуществление всеобщего обязательного обучения, но и «перевоспитание трудящихся масс в коммунистическом духе», «подготовку новой социалистической интеллигенции», «формирование новой социалистической культуры». Ленин считая, что «школа вне жизни, вне политики – ложь и лицемерие; он призывал направление школы определять не решениями и программами «союза учащихся», а «составом лекторов». Т.е. политизация школы выделялась как важнейший принцип советской педагогики». Задачей воспитания стало подчинение интересов личности обществу, точнее большевистской партии. Центральное место здесь отводилось педагогу. Как доверенное лицо партии он должен стать беспрекословным исполнителем ее поручений, жестким, директивным образом устанавливалось, что следует, а чего нельзя говорить и делать учителю. Задача состоит в том, писал В.И.Ленин, чтобы поставить «стихийный поток культуры под партийный контроль».

Культурная революция. Первейшей задачей образования для советского государства представлялась ликвидация безграмотности (ликбез). Необразованность народных масс была на руку большевикам в период революции и гражданской войны. Однако невозможно вывести из разрухи страну, в которой 80% населения не умели даже читать и писать. Если оценивать культурную революцию, провозглашенную Лениным с точки зрения ее основной задачи – ликвидация безграмотности, то ничего подобного мировая история не знала (и, вероятно, больше не узнает). Была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью во главе с Крупской. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения имела первостепенное значение. 26.12.1919 г. был подписан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население России от 5 до 50 лет учиться грамоте на русском или родном языке. По всей стране создавались пункты ликвидации безграмотности и школы для малограмотных. Туркестанский декрет «О ликвидации неграмотности (сентябрь 1920 г.)» несколько отличался от РСФСР, предельный возраст снижался до 40 лет, обучаться грамоте можно было на любом языке, а не только на русском или родном; предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа не только для обучающихся, но и для обучающих. В Туркестанский декрет был добавлен пункт, стимулирующий индивидуальное обучение: за каждого обученного грамоте вне общеобразовательной школы выдавалась премия; за обучение грамоте на арабском языке превышала премию за европейские языки в 1,5 (полтора) раза. В ликвидацию неграмотности включалось: 1) обучение чтению; 2) обучение письму; 3) обучение счету. Срок обучения в школах грамоты для европейского языка – 2-3 месяца, местного – 3-6 месяцев. После 1923 г. курсы ликбеза стали 6-ти месячными, добавлены изучение политграмоты, экономические знания о Туркестане. К 1930 г. грамотных стало 27,3%, к 1940 г. – 98%.  В Туркестане в 1920 г. была учреждена Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Такие же комиссии были созданы во всех областных уездах, городах Туркестана. Перед комиссией стояли задачи:       1) подготовка педагогических кадров; 2) создание учебных пособий; 3) учет неграмотных и др.

Создание новой школы в Туркестане. 31.10.1918 г. вышло постановление Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств». Оно сыграло положительную роль в организации национальной школы в Туркестане. В нем записано:  все национальности пользуются правом организации обучения на своем родном языке в низшей, средней и высшей школе. 1919 г. (март) программа VIII съезда партии в области народного просвещения ставила задачи:  1) проведение бесплатного и обязательного общего политического образования для всех детей обоего пола до 17 лет; 2) создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов и т.п.; 3) полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, светской, т.е. свободной от религиозного влияния; 4) снабжение учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства; 5) подготовка новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма; 6)  государственная помощь самообразованию рабочих и крестьян (создание библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов и т.п.);    7) развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста и т.д.

Вопросы культуры и просвещения обсуждались и на XI съезде Советов Туркестанской республики (1922 г.). По докладу Наркомпроса была принята резолюция из следующих пунктов: 1) Государственный бюджет из 14% недостаточен, установить не менее 20% от общего бюджета; 2) временно ввести плотность обучения в городских школах, установив гарантию бесплатности в обучении детей беднейших рабочих и дехкан; 3) возвратить в школы учителей коренного населения, использованных не по специальности на выборных должностях и др. Основным вопросом школьного строительства был вопрос об учительских кадрах. До Октябрьского переворота в Туркестане существовало единственное педагогическое учебное заведение – Туркестанская учительская семинария в Ташкенте. Открытая в 1879 г. и рассчитанная на 60-70 учащихся, семинария готовила учителей для начальных русских и русско-туземных школ. За 38 лет семинария выпустила для всего огромного Туркестанского края 450 учителей, лиц местной национальности среди них было всего несколько десятков. С целью массовой подготовки советских учителей была организована обширная система курсов. В 1921 г. создаются курсы по подготовке учителей на 850 человек, печатаются буквари, учебные пособия. Вопросы методики обучения освещаются в газетах и журналах («Ёш ленинчи», «Маориф ва ўқитувчи» и др.). Материал в них печатался крупным шрифтом.

21 апреля 1918 г. в г. Ташкенте открывается Туркестанский народный университет. В составе пять факультетов: литературно-философский; социально-экономический; естественно-математический; сельскохозяйственный; технический.

7 сентября 1920 подписан Декрет об учреждении в г. Ташкенте Государственного университета (в настоящее время Национальный государственный университет имени М.Улугбека). В 1935 г. на базе некоторых факультетов университета был создан Ташкентский государственный педагогический институт (в настоящее время с 1998 г. ТГПУ им. Низами). В 1918-1919 учебном году в ряде мест Туркестана были созданы педагогические учебные заведения. В 1920 г. возникает новый тип педагогических учебных заведений – Институты народного просвещения. Выпускники направлялись на работу в школы 2-й ступени или продолжали учебу в вузах. В 1929 г. Инпросы были реорганизованы в педагогические техникумы.

Мероприятия по созданию советской национальной школы народов Туркестана. Осуществление культурной революции Ленин рассматривал как составную часть в решении национального вопроса. При этом особое значение придавал строительству новой трудовой политехнической школы на родном языке каждой национальности. Большую роль в организации просвещения сыграл, созданный в 1918 г. Народный комиссариат по делам национальных меньшинств, а затем Совет национальных меньшинств при Наркомпросе РСФСР (1921 г.). При Туркестанском Наркомпросе также был организован этот отдел – Совет национальных меньшинств, в котором имелись такие национальные бюро: узбекское, казахское, таджикское, туземно-еврейское, ирано-азербайджанское, немецкое и т.д. В 1921 г. при Наркомпросе Туркестанской АССР было организовано Главное управление вакуфов, которому вменялось в обязанность взять на учет все старометодные мактабы и организовать курсы по подготовке грамотных учителей для этих школ. Становление новой школы потребовало новых методов учебно-воспитательной работы. При Наркомпросе Туркреспублики были организованы учебные комиссии: узбекская, казахская, киргизская, туркменская и таджикская, в задачу которых входило составление учебников, учебных пособий и различной педагогической литературы. Первая мусульманская типография в г. Ташкенте печатала разработанные учебной комиссией алфавиты, учебники, программы, методические пособия на языках среднеазиатских народов. В 1921 г. при Наркомпросе РСФСР создан Государственный ученый совет (ГУС), задача которого разработка программ учебно-методических пособий и др. материалов для школ. ГУС заимствовала идеи комплексных программ из западноевропейской практики. Особенности программ ГУСа: комплексный, а не предметный метод составления; рекомендательный, а не обязательный характер; концентрический принцип. Новаторские идеи, спускаемые сверху, хоть и содержали много здравых и актуальных положений, тем не менее, не всегда осознавались и поддерживались учителями. Поэтому на практике программы ГУСа реализовывались с трудом. Особые трудности по внедрению комплексных программ ГУСа испытали школы Средней Азии. Они внесли путаницу в учебные планы школ Туркестанской АССР и затем Узбекистана. Наркомпрос и учителя, вместо налаживания предметного преподавания тратили много энергии на изучение и составление ненужных громоздких комплексных программ, сбивавших с толку учителей и без того обладавших слабой общеобразовательной и педагогической подготовкой. Изучение комплексных программ ГУСа отнимало много времени при подготовке и переподготовке учителей, снижая этим качество знаний. Введение же предметного преподавания тормозилось из-за недостатка подготовленных преподавателей по родному языку, математике, географии.

Женское образование. Вопросы раскрепощения женщин были рассмотрены на VIII, IX, XI и XII съездах РКП (б). Однако претворение в жизнь декретов и постановлений советского правительства в условиях Туркестана происходили в сложной обстановке. Был организован женотдел при ЦК КП Туркестана. В 1921 г. в Москве побывала большая делегация женщин из Средней Азии. Они встретились с Н.К.Крупской, познакомились с жизнью российских женщин. Вернувшись и рассказывая об увиденном, они сыграли определенную агитационную роль. Важную роль в раскрепощении женщин Востока сыграл VIII съезд КП Туркестана (май, 1924 г.), который призывал к воспитательной работе среди женщин. Среди оседлого узбекского и таджикского населения, где на девочку-подростка уже надевали паранджу, совместного обучения практически не было. Первый опыт совместного обучения был осуществлен в школе-интернате им. Алмаи (г. Ташкент, Беш-Агач), где среди мальчиков разных национальностей обучались несколько девочек-татарок, потом несколько девочек-узбечек. Но основным путем вовлечения девочек-узбечек в школу было открытие женских школ. В 1923-1924 учебном году был осуществлен плановый набор девочек в школу на учебу. В Сырдарье открыли 14 школ, Фергане – 12, Самарканде – 4. Развертывание сети женских школ тормозилось из-за отсутствия подготовленных женщин-учительниц. Первыми учителями-женщинами были почти все татарки. Запрет для мусульманки показывать лицо постороннему мужчине приводил к таким фактам: в Ташкенте в 1922 г. в женском узбекском институте просвещения представители Наркомпроса мужчины могли слушать ответы учениц только из-за занавески, которая перегораживала классную комнату. Затем позже к преподаванию стали допускать пожилых мужчин. Поэтому обучение девочек было связано с вовлечением взрослых женщин и девушек в школы ликбеза, общественную жизнь и производство.

Опытно-трудовые школы. Большое значение в организации учебно-воспитательной работе и оказании методической помощи учителям имели созданные после революции в Ташкенте школа им. К.Либкнехта, руководимая В.Ф.Лубенцовым: школа им. Н.Г.Чернышевского, руководимая Н.П.Архангельским и ряд других школ. В 1919 г. в старой части Ташкента на Беш-Агаче была открыта узбекская школа I и II ступени им. Алмаи с интернатом при ней. Занятия здесь проводились в хорошо оборудованных кабинетах. В школе были созданы музыкальный, драматический, радио кружки. В 1921 г. школа была переименована в опытно-показательную трудовую школу, а затем преобразована в школьный городок. Кроме девятилетней школы в городке был организован детский сад, открыты педагогические и сельскохозяйственные классы с двухлетним сроком обучения на правах техникума. Основное внимание в школе уделялось вопросам политехнизации и подготовки учащихся к труду.

 

2. Развитие образования в Узбекистане (1924-1941).

Историческая справка. В состав Туркестанской АССР входила, кроме Хивинского и Кокандского ханства, вся территория Азии и часть Казахстана. В 1924 г. было принято постановление о национально-государственном размежевании в Средней Азии, и образованы среднеазиатские республики: Узбекская, Таджикская Туркменская, Киргизская и Казахская. В центре народного образования Узбекской ССР с 1924 по 1928 г.г. стал вопрос о развитии сети школ. В 1925 г. на I всеузбекском съезде Советов была принята программа развития школы в республике, в основу которой было положено создание единой трудовой школы. В решениях съезда предлагалось: приступить к подготовке плана введения всеобщего начального обучения в республике; подготовить новые учебники, методические руководства для учителей; выпуск детской литературы для школьников на местных языках.

В эти годы оставалось еще много религиозных школ. Становление трудовых советских школ сопровождалось постепенным отмиранием старометодных мактабов. 1928 г. Совнарком УзССР постановлением закрыл старометодные вакуфные школы.

С 1922 по 1927 г.г. в Узбекистане существовало 3 типа школ: советская, вакуфная и мактаб-медресе. После закрытия этих старометодных школ в Узбекистане были осуществлены принципы единой трудовой школы. В организации обучения в сельской местности были крупные недочеты. Сельские  школы в те годы предусматривали 3-х летнее обучение,  но практически осуществлялось 2-х летнее. Это нарушало  преемственность между начальным и средним образованием, тормозило развитие школ II ступени (неполной средней) в сельской местности.

С 1926 г. на селе стали открываться школы дехканской молодежи (ШДМ). В этих школах наряду с общеобразовательными предметами учили различным агротехническим приемам. Учащиеся по заданию школы выполняли определенные виды сельскохозяйственных работ в хозяйстве родителей.

Большой сдвиг в женском образовании был достигнут в 1927 г., когда началась борьба с паранджой (худжум). В 1925 г. развернулась работа по ликвидации неграмотности среди женщин. Во все учебные заведения было установлено бронирование мест для женщин. На рабфаках и профессионально-технических школах были введены подготовительные классы для женщин. В сети профтехобразования были введены школы-мастерские по женским ремеслам (ткацкие и шелкомотальные). Многие выпускницы школ ликбеза поступали на различные общеобразовательные курсы, в том числе – учительские. В 1925 г. для женщин было открыто 21 школа ликбеза, где училось 1200 узбечек.

Введение латинизированного алфавита (1928). В 1926 г. в Баку состоялся I Всесоюзный тюркологический съезд, где участвовали представители всех советских народов тюркской языковой группы. Они высказались за введение латинского алфавита. С этого времени в Узбекистане началась работа по латинизации узбекского алфавита. В августе 1926 г. состоялась конференция специалистов узбекского языка, которая выработала проект нового алфавита, состоящий из 9 гласных и 23 согласных. После конференции начали издавать плакаты таблицы нового алфавита, пособия, букварь, орфографический словарь, организованы курсы по подготовке учителей. В 1929 г. арабский алфавит окончательно был заменен латинский. В 1929 г. школы получили новые учебники, напечатанные латинский шрифтом. Латинизированный алфавит как основа государственной письменности  существовал 11 лет.

О введении всеобщего начального обязательного  обучения. Важнейшим шагом в развитии начального образования явилось постановление ЦИК и Совнаркома УзССР от 15 сентября 1930 г. «О введении всеобщего начального обучения детей и подростков республики». Оно гласило: 1. Ввести с начала 1930/31 учебного года всеобщего обязательного начального обучения детей с 8-летнего возраста. 2. Установить обязательное посещение школы детьми 8-10 лет. 3. Ввести обязательное обучение для неграмотных подростков от 11 до 15 лет в специальных одно-, двух- и трехгодичных школах подростков.

Развитие педагогического образования в Узбекистане. В педвузы увеличился прием. В 1933-37 г.г. в республике было  уже 26 педтехникумов, 5 рабфаков, а учителей готовили вузы: Среднеазиатский университет, СамГУ, Ташкентский, Бухарский, Ферганский и др. пединституты.

Режим культа личности Сталина и его последствия для образования и воспитания в Узбекистане. Народное образование в 30-е годы развивалось, было введено всеобщее начальное образование, практически полная ликвидация неграмотности, шло открытие школ, расширялась печать на национальных языках, создавались театры, системы высшего образования, научно-исследовательские учреждения. Все это имело положительное значение. Но значительные социально-культурные  преобразования идеологизировались и регламентировались партией.

В учебных заведениях, готовящих кадры со средним и высшим образованием, в соответствии с классовым принципом, могли обучаться, в основном, выходцы из рабочих и дехкан.

Для творческой жизни республики это был сложный период. Классовый подход к сложным явлениям духовной жизни с надуманным противопоставлением пролетарской культуры всему духовному богатству народа, нигилистическим отношением к культурному наследию. Прошлого вызвал противоречивую реакцию в обществе. Перевод письменности на латиницу, а затем на кириллицу был поспешным и нанес ощутимый вред духовному развитию народов Средней Азии. Теория слияния наций, выдвинутая в 30-е годы, негативно влияла на развитие духовной сферы народов. В феврале 1938 г. было принято постановление об обязательном изучении русского языка в национальных республиках. В этот период был поставлен вопрос и об унификации письменности. В 1940 г. – перевод письменности на кириллицу. Таким образом, дважды (в конце 20-х и в конце 30-х) все коренное население на время оказывалось безграмотным.

В условиях формирования тоталитарного режима, зарождавшегося культа личности Сталина, под лозунгом борьбы с национализмом возводились обвинения против  тех, кто пытался проводить в жизнь альтернативные варианты развития республики. Многие талантливые ученые, педагоги, методисты, писатели были репрессированы и расстреляны. Многие из них создали оригинальные учебники и учебные пособия для узбекской национальной школы, говорили о необходимости серьезного изучения языка, культурного наследия узбекского народа, народных национальных традиций, предлагали использовать положительный национальный опыт в деле образования и воспитания. Им предъявляли стандартные обвинения: националист, пантюркист, джадид, враг народа. Политическим репрессиям подвергалась, прежде всего, национальная интеллигенция.

 

3. Педагогические идеи Абдукадира Шакури (1875-1943),  Абдулла Авлони (1878-1934), Хамза Хаким заде Ниязи (1889-1929), Исматулло Рахматуллаева (1883-1962), Т.Н.Кары-Ниязова (1897-1970).

Большой вклад в развитие образования, школы, педагогической мысли в Узбекистане внесли такие педагоги и ученые, как А.Шакури, Хамза, А.Авлони, С.Айни, Т.Н.Кары-Ниязов, И.Рахматуллаев и др.

А.Шакури родился в 1875 г., умер в 1943 г. Известный педагог, основатель первой новометодной школы в Самарканде. Для новой школы А.Шакури написал учебники, собрав в них лучшие образцы классической литературы «Путеводитель грамоты», «Сборник стихов», «Сборник рассказов». А.Шакури одним из первых выступил за введение равного образования для девочек, впервые осуществил в своей школе совместное обучение мальчиков и девочек. Первое, что А.Шакури ввел в практику школы – это уроки труда и музыки. В 1923 г. в результате конкурса на лучшего учителя в стране, А.Шакури был признан победителем среди учителей национальных школ, ему присвоено звание Героя социалистического труда.

Хамза Хаким заде Ниязи (1889-1929). Поэт и писатель, актер и композитор, общественный деятель и педагог Хамза в 1911-1915 г.г. открывает школы для детей бедноты и сирот. Им написаны учебники: для 1 класса – «Енгил адабиёт» («Доступная литература»); для 2 класса – «Укиш китоби» («Книга для чтения»), «Кроат китоби» («Книга для выразительного чтения»). В 1919 г. Хамзу назначают заведующим 1 детским домом. При нем он организует трехклассную школу. В 1925 г. Хамзу назначают заведующим отделом ликвидации неграмотности в Фергане. Работает учителем и заведующим с 1928 г. в школе в Шахимардане, строит новую четырехклассную школу и привлекает для работы в ней учителей с педагогическим образованием. Хамза, борясь со старой школой схоластики, зубрежки, по-новому определяет содержание образования. Он выдвигает идею изучения в школе светских наук: родного языка, естествознания, математики, географии, русского языка, музыки. Хамза является одним из первых распространителей звукового метода обучения грамоте. Педагогические взгляды Хамзы пронизаны идеями о важности умственного, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Особое значение в деле обучения и воспитания он придавал учителю, его знаниям, моральному облику.

Авлони Абдулла (1878-1934)  – общественный и политический деятель, поэт и педагог, родился в семье кустаря. Образование получил в старометодном мактабе и медресе. В 1908 г.  открывает школу для детей бедняков, где преподает родной язык, применяя новые методы обучения. В 1913 г. создает народный театр на дому. В 1917 г. пишет и издает учебники «Адабиёт» («Литература») – I-IV книги: «Туркий гулистон ёхуд охлок», «Книга о нравственном воспитании по педагогике». Авлони с уважением относился к наследию А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, ценил педагогическое наследие К.Д.Ушинского. Авлони как общественный деятель и педагог ведет большую работу в качестве члена коллегии Народного комиссариата по национальным вопросам, возглавляет работу районных отделов народного образования, работает преподавателем в военном училище, в университете.

Исматулло Рахматуллаев (1883-1962) занимает видное место среди общественных деятелей и педагогов начала ХХ века. В своих взглядах на воспитание был последователем А.Шакури. С 1905 г. начал работать учителем, участвовал в составлении первых учебников, букварей. Большой заслугой педагога является создание учебника «Путеводитель школы» («Рахбари мактаб»). До сих пор это один из лучших учебных пособий для обучения грамоте на арабском языке. Огромные заслуги И.Рахматуллаева как педагога – мастера, организатора, методиста и активного общественника в подготовке новых кадров национальной интеллигенции Узбекистана.

Кары-Ниязов Ташмухамед Ниязович (1897-1970)  – ученый, общественный деятель, академик Академии наук УзССР, Заслуженный деятель науки Узбекистана. Еще будучи юношей, он организовал первую узбекскую советскую школу в Фергане. В 1920 г. на базе этой школы и учительских курсов был открыт областной педагогический техникум, ставший в те годы важным центром по подготовке педагогических кадров. Окончив в 1930 г. физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета, становится ректором. С этого времени начинается его большая педагогическая и научная деятельность. Первому из узбеков  ему присваивается звание профессора в 1923 г., а в 1939 г. – ученую степень доктора физико-математических наук, в 1943 г. – первый президент АН УзССР Узбекистана. Т.Н.Кары-Ниязов является основоположником узбекской математической терминологии и оригинальной математической литературы для высших и средних учебных заведений, крупным специалистов по истории науки. Им опубликовано около 300 работ.

 

4. Школа и педагогика в годы войны с фашизмом (1941-1945).

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г на СССР изменило мирную жизнь граждан Узбекистана. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов ушли на фронт. В Узбекистан были эвакуированы научные учреждения Академии наук и вузы России, Украины, Белоруссии (22 НИИ, 16 вузов, 2 библиотеки). В Узбекистан было эвакуировано большое количество детей, лишившихся родителей. «Гуманизм – это неотъемлемая черта национального духа узбекского народа», - отметил Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов. Общеизвестен пример гуманизма и душевной чуткости, проявленный ташкентским кузнецом Шаахмадом Шамахмудовым и его женой матерью-героиней Бахри Акрамовой, которые в годы войны усыновили 14 детей-сирот семи национальностей (русские, татары, чуваши, белорусы, евреи, украинцы и др.). Сотни других узбекских семей последовали их примеру. Несмотря на тяжелые условия военного времени, партия и правительство проявляли заботу о народном образовании. В Узбекистане продолжает расти сеть школ, расширяется 7-летнее и 10-летнее образование. Для тех, кто в начале войны пошли  на производство или в сельское хозяйство в 1943 г. были организованы вечерние школы рабочей и сельской молодежи (ШРМ, ШСМ). В школах республики эвакуированных детей и детей-сирот обеспечивали одеждой, питанием и жильем. В отдельных школах были организованы дневные санатории, где учащиеся младших классов получали 3-х разовое питание и под руководством учителя выполняли домашние задания. Многие школьные здания пришлось отдать под госпитали и другие военные цели. Это привело к необходимости перейти на 3-х сменную работу школ.  Ощущался недостаток в учебниках, учебных пособиях, топливе и т.д.

Мероприятия по улучшению работы школ. В 1943 г. Наркомпросом Узбекистана утверждены «Правила для учащихся школ Узбекистана» (введены с января 1944 г.). Эти правила предусматривали основные нормы поведения школьника дома, в школе и в общественных местах. В 1944 г. было отменено соревнование в учебной работе. Вместо погони за высокими процентами успеваемости рекомендовалась кропотливая работа за прочные и глубокие знания. В 1944 г. ввелась пятибалльная цифровая система отметок (вместо оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Это улучшило проверку качества знаний учащихся. В июне 1944 г. правительством было принято постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводилось: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школы, экзамены на аттестат зрелости, оканчивающими среднюю  школу;      2) награждение золотой и серебряной медалью. С 1944-45 учебного года возраст поступающих в 1 класс в Узбекистане был снижен с 8 лет до 7 лет. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. В период войны всему преподаванию и всей воспитательной работе был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. В школе изучали лучшие произведения узбекских, советских писателей и поэтов. Например, стихотворение «Россия» Х.Алимджана, посвященное непобедимости Родины, поэмы Айбека «Девушки», «Солнце не меркнет», стихи Г.Гуляма «Ты не сирота», «Я – еврей», посвященное эвакуированным детям. А таким предметам, как физика, химия, биология был придан практический характер, более тесная связь с жизнью. Вводились военно-оборонные темы. С 1943-44 учебного года в ряде крупных городов республики было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Это решение не улучшило учебно-воспитательную работу, а в ряде случаев ухудшило положение с дисциплиной, особенно в школах для мальчиков. В 1954 г. это решение было отменено. В 1943 г. в Москве была организована Академия педагогических наук. В 1943 г. организована Академия наук Узбекистана. Первый президент – Т.Н.Кары-Ниязов. В 1944 г. в составе АН Узбекистана 22 НИИ. В 1943 г. в республике – 41 вуз (из них 12 эвакуированных и 52 ССУЗа).

 

5. Школа и педагогика после войны (50-60-е годы).

После войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Растет число семилетних школ в Узбекистане, ведется работа по совершенствованию содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы. Увеличилось издание учебно-методических и наглядных пособий по родному языку, появляется детская переводная и оригинальная литература на узбекском языке. В 1949 г. в республике было введено всеобщее семилетнее обучение. Дальнейшее развитие получили в послевоенные годы школы рабочей и сельской молодежи. В 1951-1955 годы в республике приступили к осуществлению политехнического обучения в средней школе. А с 1954/55 учебного года в учебные планы школ республики были включены уроки труда в I-IV классах, практикуемые по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству в VIII-Х классах. В 1959 г. в республике был принят Закон «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в УзССР», который установил в республике обязательное всеобщее восьмилетнее образование. В соответствии с Законом о школе среднее образование стало делиться на два этапа. Первый этап – восьмилетняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, созданная на базе неполной средней школы. Второй этап – организация различных типов средней школы с введением дополнительного ХI  класса, с производственным обучением, вечерние школы рабочей и сельской молодежи, средние специальные учебные заведения. Закон о школе выдвинул такую задачу – подготовку учительских кадров. По мере увеличения числа молодежи, получившей среднее образование, педагогические училища стали строиться на базе средней школы и переводиться на двухлетний срок обучения. В связи с возрастающими требованиями к научной и специальной подготовке учителей, учительские институты, начиная с 1952 года, реорганизовывались в педагогические институты. В 1965/66 учебном году общее количество учителей достигло 120,8 тыс., в том числе женщин – 50 тыс. Несмотря на определенные сдвиги в подготовке учительских кадров республики, учителей не хватало, особенно в сельских районах.  Научно-исследовательские работы по педагогике в республике объединял и координировал Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н.Кары-Ниязова, который проводил исследования по теории и истории педагогики, дошкольного воспитания, частным методикам, психологии, дефектологии и детской физиологии. В институте велись теоретические и экспериментальные исследования по совершенствованию содержания школьного образования, готовились новые программы, учебники.

 

6. Школа и педагогика в 70-80-е годы.

В 1972 г. было принято постановление «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и о дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Перед органами народного образования была поставлена задача к 1975 г. завершить переход на новые учебные планы и программы. Но этот процесс затянулся до 1985-86 гг. Среди молодежи наметились тенденции снижения интереса к знаниям. Но средний «всеобуч» обязывал директоров школ всем выдавать аттестаты о среднем образовании. Учебные планы и программы были перегружены, это отмечали и учителя, и родители, и учащиеся. На рубеже 70-80-х годов положение дел в школах ухудшилось, стали проявляться признаки кризиса и застоя. Они обнаруживались в спаде интереса школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в ослаблении воспитательной ответственности семьи, в отрыве школьников от труда, в формализме воспитательной работы, в процентомании, в закостенелости форм и методов обучения, в отчужденности между педагогами и детьми. Содержание образования было сильно централизованным, все учебные планы и программы утверждало Министерство просвещения СССР, и на местах их надо было неукоснительно выполнять. В содержании учебных программ не учитывалась национальная особенность союзных республик. Современная жизнь требовала своевременного гражданского взросления, компьютерной грамотности, готовности к сложным профессиям в условиях НТР. Между тем, школа оставалась на консервативных позициях «детской педагогики», ограждающей как добросовестная классная дама, мальчиков и девочек от «опасных» влияний бурлящей жизни и «вредных» влияний улицы.

Акселерация ускорила физиологическое созревание ребят. В школе, с одной стороны, - застывшее содержание, формализм в работе школе. Старшие школьники, отчуждаясь от школы, стали искать удовлетворения своих интересов в «неформальных» объединениях. В условиях обострения противоречий была сформулирована идея о необходимости реформы школы. В 1984 г. было принято постановление о реформе школы. Но ее осуществление тормозилось и пробуксовывало, потому что ее реализация  началась лишь в сфере образования, до перестройки в общественной жизни. И она носила экстенсивный (количественный) характер. Под реформы школы не были выделены материальные и финансовые средства. Она носила декларативный характер. Застойные явления в экономике, изъяны в развитии духовной и культурной сферы сказались и на образовании. В частности, многие школы, особенно в сельской местности, строились не по типовым проектам, сдавались в эксплуатацию с большими недоделками. Рост числа ученических мест достигался в основном за счет пристроек классных комнат. Около 70% сельских школ не имели водопровода и канализации, более половины – центрального отопления. Тысячи зданий сельских школ не имели ни одного вида коммуникаций.  Многие школы республики, особенно те, которые строились силами коллективных и других хозяйств, были слабо обеспечены оборудованием,  мебелью, инвентарем. Это легко объяснимо. Народное образование финансировалось по остаточному принципу. Расходы на науку, культуру и народное образование, вместе взятые, не превышали 2,7% от бюджетных ассигнований. В то же время, например, в США в 1989 г. общие расходы на образование составили 260 млрд. долл. или 6,4%, что равнялось совокупному национальному доходу ряда крупных стран. Европа тратит на образование 5,5%, африканские страны – 5,4%. Что касается кадров, то школы республики были в достаточной мере укомплектованы учительскими кадрами. К середине 80-х годов в городах около 80% учителей дневных общеобразовательных школ имели высшее образование. В сельских школах положение было несколько хуже: они не располагали требуемым контингентом педагогов с высшим образованием. Это негативно отражалось на качестве знаний учащихся сельских школ. Особенно мало было преподавателей физики, математики, иностранных  языков и др. Были случаи, когда учителя преподавали предметы, по которым не имели квалификацию.

Грубейшие просчеты и ошибки, допущенные административно-командной системой тоталитарного государства, в полной мере отразились на народном образовании. Главная из них заключалась в том, что ориентированная на модель обучения,  разработанную компартий, школа была втиснута в рамки ее планов и программ, которые  не учитывали мышления, мировоззрения, образа жизни, традиций народов разных регионов, а требовали единообразия в воспитании и образовании учащихся. Так начала процветать авторитарная педагогика, требовавшая от учащихся  лишь нерассуждения и послушания. К середине 50-х годов стало очевидным, что нужны серьезные перемены. Был взят курс на форсированное введение всеобщего и обязательного 8-летнего образования. Эта задача была решена. Общеобразовательная школа стала обязательной для всех, наметились сдвиги в трудовом обучении учащихся, увеличилось число школ. Но школа была оторвана от реальной жизни, знания учащихся не соответствовали уровню научно-технического прогресса. Введение всеобщего и обязательного среднего образования (1972) не решило проблемы: молодые люди до 17-18 лет продолжали оставаться школьниками, что замедляло включение молодежи в народное хозяйство.

Попытка провести в 80-х годах реформу школы не удалась, т.к. она не была подготовлена, не был еще создан механизм эффективного финансирования народного образования, не были разработаны и методы обучения, основанные на выработке умений самостоятельно приобретать и пополнять знания. Отрицательно сказалось на обучении, качестве знаний учащихся длительное их пребывание на сборе хлопка, т.к. это побуждало органы народного образования использовать вредную практику восполнения пропущенных часов за счет сокращения зимних и весенних каникул, продления учебного года, сокращения уроков по ряду предметов, уплотнения программного материала. В 80-е годы в печати стали высказываться предложения и проекты преобразования школы. В 1988 г. появляется концепция общего среднего образования ВНИКа. Она ставит задачу отказаться от всестороннего развития личности и идеи всеобщности среднего образования. Авторы декларативно заявили, что «смысл демократизации содержания форм и методов образования – в обеспечении доступа всем и каждому к высшим этажам культуры, в предельно возможном развитии способностей детей, устранения всяких препятствий на пути их развития». В действительности ребенок в подростковом возрасте не всегда способен определить свое призвание, а корректировка индивидуальных учебных планов, которые предлагали авторы ВНИКа, не будет давать возможностей многим детям достичь «высших этажей культуры». Такое образование способствовало бы созданию в будущем элитарного «номенклатурного слоя» в обществе. Авторы концепции предлагали отказаться от «ЗУНов» – знаний, умений и навыков в пользу «развития и готовности ребенка к труду». Накопление знаний в научной педагогике всегда рассматривалось в единстве с развитием способностей и талантов детей. Теоретики концепции отказались от идеи коллективного воспитания. Личность изъята ими из коллектива. Между тем, в научной педагогике доказано, что если коллектив не занимается общими общественно-полезными делами, то детский коллектив вырождается в формально-бюрократическую структуру. Принятие Узбекистаном независимости в 1991 г. позволило республике приступить к действенной, реальной реформе образования и педагогики.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Какие задачи в области просвещения стояли в первые годы советской власти в Туркестане?

2. Какую основную задачу поставила культурная революция?

3. Когда был создан Туркестанский народный университет, и какие были факультеты?

4. Охарактеризуйте мероприятия Туркестанского Наркомпроса (в настоящее время – это Министерство народного образования) по созданию национальной школы народов Туркестана.

5. Как шло развитие женского образования?

6. Расскажите о задачах и проблемах развития образования в Узбекистане в 1924-1941 гг.

7. Охарактеризуйте режим культа личности Сталина и его последствия для образования и воспитания в Узбекистане.

8. Расскажите о деятельности узбекских педагогов и их влиянии на развитие педагогической мысли?

9. Как была организована и перестроена работа школ в годы войны с фашизмом (1941-1945 гг.).

10. Охарактеризуйте развитие школы и педагогики в 50-60-е годы ХХ в.

11. В чем проявились кризисные явления в системе народного образования в 80-е годы?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!